Смекни!
smekni.com

Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве (стр. 39 из 71)

314 См.: Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995. Об этом мы подробнее поговорим в разделе, посвященном взаимоотношению новой религиозности и современной массовой культуры.

315 Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984. С. 66-86.

316 Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1996. С. 100-102.

317 Большинство людей, на словах отвергающих "сциентизм" и рационализм западной культуры, кричащих об экологических проблемах, порожденных научно-техническим прогрессом и т.д., на деле пользуются всеми благами нелюбимой ими современной цивилизации (порождением которой и является новая религиозность).

318 Рассмотренные нами особенности новой религиозности позволяют говорить именно об ее "интегральности", но не "идеациональности": вряд ли идеациональный (свехчувственный) тип культуры совместим с современностью.

319 Кураев А., диакон. Бог и боги // Вавилонская башня. "Новое религиозное сознание" в современном мире. М., 1997. С.92.

320 Об этой тенденции говорил еще треть века назад Р. Белла: "Все более укрепляется представление о множественности миров, частично данных, частично построенных в сложной сети взпимоотношений между человеческим "я" и реальностью. Главная разновидность имеет личностный и индивидуалистический, но отнюдь не асоциальный или аполитичный характер. ...Буквально все, вплоть до самых заветных идеалов человека, радикальным образом становится предметом выбора. Возможности сбиться с пути огромны, но также огромны и возможности роста" (Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 675).

321 Все наши пояснения относительно "второй" и "третьей волны" современной религиозности также применимы и к движению "New Age", которое нельзя рассматривать просто как совокупность нетрадиционных "культов".

322 Сайр Дж. Парад миров. СПб., 1997. С. 170-196.

323 Григорьева Л.И. Религии "Нового века" и современное государство. Красноярск, 2002. С. 88-89.

324 Там же. С. 97-99.

325 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Т. 1. Рига, 1991. С. 27.

326 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 180.

327 Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. Новосибирск, 1997. С. 143.

328 Прибыловский В. Русское неоязычество - квазирелигия национализма и ксенофобии // Диа-Логос: Религия и общество. Альманах. М., 1999. С. 137-159.

329 Гайдуков А. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999. С. 24-50.

330 Платов А. Магические Искусства Древней Европы. М., 2002. С. 12.

331 Шнирельман В. Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал. Исследования по прикладной и неотложной этнологии Института этнологии и антропологии РАН, №114. М., 1998. С. 3.

332 Яшин В.Б. Новые региональные религии России (на примере древнерусской инглиистической церкви) // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Материалы междунар. научн.-практич. конф. 2-3 октября 1997 г. Казань, 1998. С. 66-67.

3.1. Особенности современной массовой культуры

Согласно широко распространенному мнению, массовая культура, в основных своих чертах сформировавшаяся к рубежу XIX-ХХ вв., является безусловно негативным феноменом, а потому ее упрекают в деспотизме и тоталитаризме, манипулировании индивидами и деперсонализации, агрессивности, навязывании инфантильных моделей поведения, низком художественном уровне массового искусства и т.д.333 Например, Х. Ортега-и-Гассет категорично заявляет, что "масса - это посредственность", это "всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью", и т.д.334 При таком понимании, массовая культура обычно противопоставляется элитарной или народной культурам, которым приписываются все лучшие качества.

Но, с другой стороны, элитарная культура по определению (как "отборная", "лучшая") всегда вторична по отношению к культуре большинства, а потому нуждается в ней. По мнению Н.А. Хренова, элиту можно рассматривать как "социальную группу, вызывающую к жизни особую субкультуру, отличную от уже существующих в обществе культурных систем… Элита создает культурные ценности, расходящиеся с существующей культурой и обращенные в завтрашний день, в будущее культуры"335 . Поэтому нельзя говорить, что массовая культура лишь "паразитирует" на "высокой" элитарной культуре, или представляет собой ее упрощенную версию, профанируя ее достижения (хотя отчасти это так). На наш взгляд, главное здесь то, что элитарная культура обретает себя, отталкиваясь от общепринятых, "массовых" ценностей и норм.

По словам И.В. Кондакова, "теоретики элитарной культуры — Платон и Августин, Шопенгауэр и Ницше, Вл. Соловьев и Леонтьев, Бердяев и А. Белый, Ортега-и-Гассет и Беньямин, Гуссерль и Хайдеггер, Мангейм и Эллюль — различно варьировали тезис о враждебности демократизации и омассовления культуры ее качественному уровню, ее содержательности и формальному совершенству, творческому поиску и интеллектуальной, эстетической, религиозной и иной новизне, о неизбежно сопровождающей массовую культуру шаблонности и тривиальности (идей, образов, теорий, сюжетов), бездуховности, об ущемлении творческой личности и подавлении ее свободы в условиях массового общества и механического тиражирования духовных ценностей, расширения индустриального производства культуры"336 . Эти обвинения в адрес массовой культуры в чем-то небеспочвенны, но представляются нам весьма упрощенными, особенно в ракурсе общей истории культуры.

Истоки же тоталитаризма скорее следует искать во многих подчеркнуто элитарных философских теориях, от Платона до Ницше и его многочисленных последователей. "Собственно, сам механизм селекции (по расовому и национальному признаку или по классово-политическому), лежащий в основании тоталитаризма как социокультурной системы, рожден элитарной культурой, в ее недрах, ее представителями, а позднее лишь экстраполирован на массовое общество, в котором все, признаваемое целесообразным, воспроизводится и нагнетается, а опасное для его самосохранения и развития, — запрещается и изымается (в том числе средствами насилия). Таким образом, тоталитарная культура первоначально возникает из атмосферы и стиля, из норм и ценностей элитарного кружка, универсализируется в качестве некоей панацеи, а затем насильственно навязывается обществу в целом как идеальная модель и практически внедряется в массовое сознание и общественную деятельность любыми, в том числе внекультурными, средствами"337 . Но стремление элиты к тоталитаризму, к насилию характерно не только для "массового общества" ХХ века: и в "традиционных" обществах элита (в частности, аристократическая) зарекомендовала себя не только с лучшей стороны. Н.А. Хренов подробно показывает, как в среде дворянства развивались "жестокость, эгоизм, приверженность своему клану, агрессивность, коварство, обращение к силе, обману и хитрости… Дворянская элита создавалась в результате отбора и победы новых индивидуалистических ценностей над традиционными, коллективными и в конечном счете безличными… Поскольку дворянская среда демонстрировала праздничные формы поведения, для нее жестокость стала характерной уже не в праздничных, а в реальных формах"338 . Процесс индивидуализации, характерный для элитарной культуры, приводит к раскрытию не только светлых, но и темных сторон личности (это же замечал Й. Хейзинга, описывая нравы позднесредневековой аристократии, и А.Ф. Лосев, отмечавший аморализм многих титанов Возрождения). Поэтому, хотя наличие элиты (и, вообще социального неравенства) и благоприятно для развития культуры и существования "цветущей сложности", достаточно однородная и коллективистская "культура большинства" (ранее - народная, сегодня - массовая) более миролюбива, поскольку в ней существуют различные механизмы сдерживания агрессивных инстинктов. Например, иллюзорный мир супергероев, создаваемый массовой культурой, служит (более или менее успешно) для изживания реальной жестокости.

Существует соблазн объяснения элитарной и массовой культур (особенно искусства) через категории "высокого" и "низкого" как высокохудожественного и малохудожественного соответственно, но вряд ли такой подход является верным. Так, на вопрос: "Существует ли дифференциация по шкале "высокое - низкое" градациям художественного качества?" М.Н. Зоркая дает аргументированный ответ: "Нет, и в прошлые времена иерархия видов не опиралась на критерии художественного качества. Как в старину высокие жанры рождали и великие шедевры, подобные "Неистовому Роланду" Ариосто или театру Расина, и сотни бездарных академических опусов, а демократические, площадные, ярмарочные зрелища дарили миру и комедию дель-арте, и искусство великого мима Дебюро, и море пошлости, - и в наше столетие принадлежность к так называемому высокому и низкому сама по себе не гарантирует художественного уровня или его отсутствие более, чем когда-нибудь в прошлом"339 .

Более того, по мнению Г. Гэнса популярная (массовая) и высокая культура вообще равноправны и человек должен иметь возможность выбора между ними исходя из собственных предпочтений340 . А для нашего времени характерно размывание границ между элитарным и массовым, их взаимовлияние и перетекание друг в друга. "Компоненты массовой культуры, включенные в контекст элитарной культуры, выступают как элементы элитарной культуры; в то время как компоненты элитарной культуры, вписанные в контекст культуры массовой, становятся составляющими масскульта. В культурной парадигме постмодерна компоненты элитарной культуры и массовой культуры используются в равной мере как амбивалентный игровой материал, а смысловая граница между массовой и элитарной культурой оказывается принципиально размытой или снятой; в этом случае различение элитарной культуры и культуры массовой практически утрачивает смысл (сохраняя для потенциального реципиента лишь аллюзивное значение культурно-генетического контекста)"341 . В частности, новой религиозности присущ так называемый "профанный эзотеризм", подразумевающий включение элитарных эзотерических концепций в контекст современной массовой культуры, или же, наоборот, "сакрализация" отдельных феноменов массовой культуры (например, иногда имевшее место в недавнем прошлом противопоставление "элитарной" рок-музыки презренной "попсе"), о чем мы подробнее скажем дальше.