Смекни!
smekni.com

Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве (стр. 62 из 71)

492 Разница в том, что представители церкви особенно подчеркивают оккультный характер рок-музыки: "Использование магических предметов, наркотиков, а также волшебство и заклинание оккультных сил стали составной частью искусства не только сегодня... Во всех областях искусства находят их следы, и рок-н-ролл также не свободен от этого. Может быть, рок-н-ролл даже особо пригоден для этих влияний" (Боймер У. Нам нужна только твоя душа. Рок-сцена и оккультизм: даты, факты, подоплека. Bielefeld, 1992. С. 6). К "оккультистам" огульно причисляют практически все известные группы, даже Beatles. Примеры положительного отношения церкви к рок-музыке также существуют (например, о. Сергий (Рыбко)), но они не так многочисленны.

493 Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. С. 73.

494 Посиделов В. Магия рок-музыки. Ростов н/Д., 2001. С. 12.

495 Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. С. 97.

496 См.: Тернер С. "Лестница в небо". Рок-н-ролл в поисках искупления: история рока и религии. М., 2001. На сегодняшний день это наиболее фундаментальная книга по рассматриваемой проблеме, доступная русскоязычному читателю.

497 Чапнин С. Вавилон - это состояние ума // Вавилонская башня: "Новое религиозное сознание" в современном мире. Сб. статей. М., 1997. С. 31.

498 Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. С. 24.

499 См.: Еремеева О.В. Джим Моррисон: Логос смерти // "Мир культуры", №1, 2002. С. 22-35.

500 Именно эти группы чаще всего обвиняются (часто справедливо) в сатанизме и оккультизме.

501 Зуева М. Черное на черном // Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 90-х годов. СПб., 2004. С. 82

502 Там же. С. 91.

503 Цит. по: Тернер С. "Лестница в небо". Рок-н-ролл в поисках искупления: история рока и религии. М., 2001. С. 121.

504 Посиделов В. Магия рок-музыки. Ростов н/Д., 2001. С. 31-32.

505 Камша В. Люди в черном на наших улицах: Кто такие готы? // Независимая газета, 30.09.2005.

506 Ambient // Энциклопедия стилей альтернативной музыки. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://websiter.ru/nikitin/ mus.styles/

507 Родионов С.В. Рэйв: философско-культурологнческие аспекты. Саратов, 2000. С. 12.

508 Там же. С. 21.

509 Корнев С. Трансгрессивная революция. Посвящение в постмодерн-фундаментализм. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/trans_4.html

510 См.: Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб. научн. трудов. Тверь, 1998. С. 5-33.

511 Е. Дайс, рассматривая сферу религиозных представлений русских рокеров, особо выделяет манихейские и гностические базовые ментальные установки, т.е. дуализм, бинарные оппозиции (Дайс Е. Русский рок и кризис современной отечественной культуры // Нева, 2005, №1). Но, на наш взгляд, этот дуализм носит скорее внешний характер и обусловлен определенными социально-политическими причинами; в целом же для русского рока характерна постмодернистская игра со смыслами, реже - нигилистический пафос.

512 Ветюков В. Крестом и гитарой // "НГ-Религии", 5 ноября 2003 г. С. 8.

513 Слово о русском шамане. Встреча редколлегии "Мифов и Магии" с Дмитрием Ревякиным ("Калинов Мост") // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 9. К., 2000. С. 161.

514 Дунаев С. "Боже мой, не проси танцевать на погосте..." [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/nau.html

515 Штепа В. ИNВЕРСИЯ. Петрозаводск, 1998. С. 228.

516 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Часть II. / Под ред. Б.Г. Соколова и Е.Г. Соколова. СПб., 2001. С. 206, 209.

517 Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей (конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб., 2001. С. 410.

518 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Часть II. СПб., 2001. С. 197.

Заканчивая рассмотрение новой религиозности, подведем итоги всему сказанному ранее и обозначим возможные тенденции развития этого феномена.

В нашем исследовании новая религиозность рассматривалась в контексте современного переходного этапа в развитии культуры, для чего мы выбрали и в дальнейшем использовали синтетическую циклическо-эволюционную (спиралевидную) модель исторического времени. В рамках этой модели "снимаются" противоречия между цикличностью, определяющей динамику социокультурных систем, и общей эволюцией культуры и общества.

Рассмотрев различные подходы к религии и религиозности, к их соотношению с системой культуры в целом и с отдельными социокультурными феноменами, мы дали и проанализировали определение религиозности как любой системы взглядов и действий, дающие индивиду или группе людей систему ориентации и объект поклонения. Также был обозначен наш подход и к некоторым другим понятиям (священному, светскому, секуляризации, идеологии, и т.п.).

Сравнив между собой категории религиозного и эстетического, мы сделали вывод об их несомненной близости (хотя и не тождестве), причем именно сегодня существует устойчивая тенденция к "ремифологизации" культуры, возникновению синкретического сознания, отчасти уже воплощенного в новой религиозности.

Далее мы рассмотрели существующие научные подходы к феномену новой религиозности и дали ему свое определение: Новая религиозность - это качественно новый (т.е., радикально отличающийся от исторически сложившихся, традиционных для данного общества религий) тип религиозности, характерный для современного этапа развития культуры. Было показано, что этот феномен выходит далеко за пределы новых религиозных движений и определяется ценностями массовой культуры.

Формирование новой религиозности мы отнесли к нынешнему переходу от чувственной культуры - к культуре интегральной, от модерна к постмодерну (ХХ век, особенно его заключительная треть). Мы рассмотрели "три волны" интереса к нетрадиционной религиозности: рубежа XIX-ХХ вв., 1960-70-х гг., нашего времени (с 1990-х гг.) и выделили их основные особенности.

Глобальная экспансия новой религиозности (в формах оккультизма, магии, мистицизма, паранаучных верований, нетрадиционных методов лечения и т.п.) - это одна из наиболее значимых современных тенденций, причем на фоне нынешней "религиозной энтропии" значимость организованных новых религиозных движений уменьшается. Для новой религиозности характерны синкретизм и эклектизм вероучения, социальный конформизм, индивидуализм и плюрализм, что объясняется ее возникновением и существованием в общем контексте полистилистической (постмодернистской) культуры. Наиболее яркий пример новой религиозности – это мировоззрение "New Age", существующее в многочисленных локальных версиях. Генезис и современные тенденции развития новой религиозности в России в целом укладывается в общемировые закономерности.

Далее мы проанализировали основные особенности современной (т.е. постиндустриальной и постмодернистской) массовой культуры - динамичность, стилистический плюрализм и конформизм; к ней же генетически восходит и новая религиозность. Существование массовой культуры не только закономерно, но и желательно, поскольку она интегрирует в единое целое чрезвычайно сложное информационное общество, и осуществляет адаптацию индивида к этому обществу, формируя у него определенную систему ценностей. Мы предположили, что сегодня массовая культура становится все более "интегральной", о чем свидетельствует ее диверсификация, приводящая к появлению множества индивидуальных культурных стилей и жизненных стратегий.

Рассмотрев отношения между неомифологиями и новой религиозностью, мы пришли к выводу, что нет оснований говорить о "панмифологизме" современной культуры: как правило, новые мифологии - это искусственно сконструированные идеологии, функционально необходимые для современного социума (хотя и учитывающие глубинные, архетипические потребности человека). "Ремифологизация" подразумевает закат культуры; мы же склонны ожидать появления нового интегрального типа культуры. Тем не менее, религиозные и мифологические составляющие культуры тесно взаимосвязаны, хотя для мифа наличие объекта поклонения необязательно.

Как было показано, современная массовая культура имеет религиозную составляющую. И хотя эта религиозность весьма поверхностна, она действенна. Культы разнообразных Героев масскульта широко распространены и, несмотря на достаточно бедное их внутреннее содержание, во многом потеснили традиционные религии. Характерная черта нашего времени - это широкое распространение "профанной эзотерики", лишенной глубокого духовного содержания (когда элементы традиционных и новых эзотерических и религиозных учений существуют в контексте чувственной массовой культуры).

Наконец, мы обнаружили устойчивый интерес к духовному (в частности, к религиозному) в искусстве ХХ в. Современное искусство стремится преодолеть материальность и детерминированность этого мира "изнутри", тем самым подтверждая гипотезу П. Сорокина о смене чувственного типа культуры интегральным. Так, религиозно-мистические настроения в искусстве мирно сосуществуют с его тотальной коммерциализацией, а возрождение архаических практик происходит на фоне научно-технического прогресса и информационного ускорения.

Развитие медиакультуры привело к появлению "постмодернистской" и эклектичной медиарелигиозности. Мы рассмотрели влияние на человека и его картину мира кинематографа, телевидения и компьютерных технологий. Как оказалось, новая религиозность не чужда современным медиа, но связана она не с трансцендентным, а с виртуальным (т.е. сформированным реальностью, хотя и отсутствующим в ней). Поэтому медиарелигиозность находится под контролем не сверхъестественных сил, а породившей ее массовой культуры. Также нами были выделены основные признаки картины мира, предлагаемой медиарелигиозностью: масштабность, расплывчатость, эмоциональность, синтетичность и т.д.