Наконец, мы рассмотрели некоторые направления современной массовой музыки (рок-музыки в широком смысле) и пришли к выводу, что она является важнейшим проводником идей новой религиозности в современную культуру, или даже одной из форм новой религиозности. "Многообразие религиозного опыта", характерное для массовой культуры, проявляется и в рок-музыке, крайне эклектичной и неоднородной. При этом коммерциализация рок-музыки приводит как к снижению ее художественно-эстетической ценности, так и к эксплуатации религиозных и оккультно-мистических идей и символов в имиджах исполнителей, т.е. к симуляции религиозности.
Мы старались по мере возможности воздержаться от оценок или критики новой религиозности по той простой причине, что эту критику следовало бы адресовать всей современной культуре. Поверхностность, эклектичность, аморфность, низкий культурный уровень – все это характерные черты нашей переходной эпохи, к которой относится и новая религиозность. Вместе с тем новая религиозность пытается творчески переосмысливать и синтезировать религиозные традиции прошлого в современном культурном контексте, тем самым осуществляя преемственность культуры и адаптацию личности к изменчивой социокультурной среде.
Каковы же перспективы дальнейшего развития новой религиозности? Очевидно, что они будут определяться сложившейся социокультурной ситуацией, которую чрезвычайно сложно прогнозировать. Будет ли будущее "новым средневековьем" или же "цветущей сложностью" - пока сказать с определенностью нельзя (хотя и хотелось бы надеяться на последней вариант). С одной стороны, современный мир в религиозном отношении очень разнообразен, если не хаотичен, поэтому и вариант "столкновения цивилизаций", национальной и религиозной идентичности против глобализма вполне вероятен. С другой – массовая культура стремительно распространяется не только в американо-европейском ареале, но и по всему миру, что теоретически дает возможность тотальной унификации религии благодаря информационным технологиям.
Что же касается собственно новой религиозности, то она ввиду своей аморфности и плюралистичности (точнее, полистилистичности - "множественности индивидуальных миров") сможет видоизменяться и существовать при любом варианте развития культуры и общества. Хотя нам наиболее предпочтительным кажется мультикультуралистский сценарий, вполне вероятным является вариант, связанный с парадигмой объединенного и унифицированного мира, хотя на путях его реализации будет много трудностей (в том числе – связанных с ростом фундаментализма и напряженности на границах культурных ареалов). Глобализация же уже сейчас проходит под прикрытием мультикультурализма, поскольку массовая культура эпохи постмодернизма может принимать любой облик. Скорее всего, мировое сообщество придет к новой интегральной культуре, выйдя из нынешнего хаотичного состояния, хотя это произойдет (если произойдет) не в ближайшие годы.
Наконец, говоря о перспективах развития искусства в контексте новой религиозности, можно с большой долей уверенности предположить появление новых видов искусств, связанных с развитием мультимедийных и информационных технологий. Синтез художественного творчества и современной науки и техники сможет привести к небывалому ранее расширению внутреннего мира личности (хотя, скорее всего, подобные искусства/технологии будут носить вначале сугубо элитарный характер). Несколько упрощая, можно утверждать, что будущее – за интерактивным искусством виртуальных реальностей. Ближайшая (хотя и не полная) аналогия здесь – современные компьютерные игры. Возможно станет не только имитация реальности (на сегодняшний день – довольно неуклюжая) или даже эмоций, но их осознанное моделирование. И кто знает, не возникнут ли произведения, погружение в которые будет приводить к получению мистического или религиозного опыта? Не станет ли компьютер не только разновидностью психоделика, но дверью в Иное? И кто ждет человека за этой дверью? "Неведомый Бог" или Его вечный противник? А может, человек столкнется лицом к лицу со своим зеркальным отражением – но без маски, к которой мы так привыкаем…
Пока же можно лишь отмечать симптомы проявления новой культуры, в которой интеллектуальная мысль уживается с чувственными ценностями. А это значит, что интегральная культура, провозвестником которой является новая религиозность, приближается к нам с каждым днем.
1. Агни Йога. Мир огненный. В 2-х тт. Новосибирск, 1991.
2. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М., 2001.
3. Аксютина О. Панк-вирус в России. М., 1999.
4. Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. Новосибирск, 1997.
5. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1992.
6. Альманах "Диа-Логос. Религия и общество. 1998-99". М., 1999.
7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. М., 2001.
8. Андреев Д. Роза мира. М., 1993.
9. Андреева Е.Ю. Актуальное искусство ХХ века и религиозное сознание // Религиоведение, 2005, No1.
10. Андреева Л. Русская демократия и христианство. М., 1999.
11. Андреева Л.А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. М., 2001.
12. Андрианов Н.П. Эволюция современного религиозного сознания. Л., 1974.
13. Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма / Ред.-сост. А.А. Скородумов, А.И. Швечиков, гл. ред. А.И. Субетто. СПб., 1999.
14. Антология Гнозиса: Современная русская и американская проза, поэзия, живопись и фотография / Под ред. А. Ровнера, В. Андреевой, Ю.Д. Ричи, С. Сартарелли. В 2-х тт. СПб., 1994.
15. Антонович И.И. После современности. Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск, 1997.
16. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М., 1979.
17. Арабаджян А.З. Истоки духовности. Религия и атеизм. М., 1993.
18. Арестова О., Бабанин Л., Войскунский А. Психологическое исследование мотивации пользователей интернет // Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
19. Аринин Е.И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины). М., 2004.
20. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998.
21. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
22. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
23. Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства: Эстетические идеи Франкфуртской школы от Беньямина ло "новых левых". М., 1983.
24. Астафьева О.Н. Компьютерная виртуальная реальность и искусство // Виртуальные реальности. М., 1998.
25. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии, мифологии. М., 1996.
26. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М., 1990.
27. Афасижев М.Н. Изобразительное искусство и наука. М., 2002.
28. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х тт. М., 1991.
29. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. М., 1992.
30. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, т. 19, No 1.
31. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: Воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2002.
32. Бабенко В.С. Размышления о виртуальной реальности // Технологии виртуальной реальности: Состояние и тенденции развития. М., 1996.
33. Багдасаров Р.В. За порогом: Статьи, очерки, эссе. М., 2003.
34. Багдасарьян Н. Г. Язык культуры // Социально-политический журнал, 1994, No1-2.
35. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России: социально-философский анализ. Автореф… дисс. доктора филос. наук. М., 2000.
36. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984.
37. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1. М., 1999.
38. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 2. М., 2002.
39. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003.
40. Балагушкин Е.Г. Эзотерика в новых религиозных движениях // Дискурсы эзотерики (философский анализ). М., 2001.
41. Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, 2003.
42. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2000.
43. Барзенко В.И. Религия в посткоммунистической России. М., 1994.
44. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.
45. Барт Р. Мифологии. М., 1996.
46. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М., 1999.
47. Басин Е.Я. Эстетическая философия искусства. М., 1978.
48. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.
49. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. М., 2000.
50. Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века. М., 2002.
51. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.
52. Безрогов В.Г. Право на веру: религиозное воспитание и проблемы толерантности в межпоколенных отношениях. М.-Таганрог, 2003.
53. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
54. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
55. Белл Д. Мятеж против современности // Социологические исследования, No 5, 1989.
56. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.