Смекни!
smekni.com

Перспективные школьные технологии (стр. 4 из 39)

'Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. - М., 1980. - Т. 1. С. 192.

19

интересах и т.д.»1. В таких условиях у учеников возни­кает большой интерес к вопросам учителя и к своим ответам, так как это помогает им в работе, возбуждает интерес к делу, помогает осознать собственное про­движение и осмыслить свою способность овладеть предметом.

Таким образом, следует подчеркнуть, что проблеме общения, как и многим другим, данная технология должного внимания не уделяет. Информирование, просвещение учащихся и сегодня остаётся главной обязанностью учителя и осуществляется в форме мо­нолога.

Новые технологии обучения не отбрасывают пре­поднесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для за­поминания и усвоения, сколько для того, чтобы уче­ники использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Учи­тель выступает здесь в роли садовника, создающего питательную среду для роста личных образовательных результатов у всех учащихся.

ДОМИНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ НАД УЧЕНИЕМ

Академик В.В. Давыдов писал: «Существовало та­кое массовое начальное образование, в котором учеб­ная деятельность детей была крайне свёрнута, а её со­держание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям»2.

Это высказывание известного учёного можно це­ликом отнести к традиционной школе — не только на­чальной, но и полной средней, причём не только к прошлому, но и, увы, к настоящему времени. Принци­пиальных изменений в учебном процессе массовой

1 Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт.-М., 1980. -Т. 1. С. 192.

2 Давыдов В. В. Психологическая теория учебной дея­тельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск, 1992. С. 4.

20

школы не произошло. Обучение и сегодня доминирует над учением.

Более того, современная социальная ситуация, в которой оказался учитель, непомерные учебные на­грузки, социальная незащищённость и другие негатив­ные социальные факторы не стимулируют творческий поиск учителя, а провоцируют использование привыч­ных способов работы, требующих подготовки собст­венного монолога, нескольких контрольных вопросов для закрепления нового материала и тренировочных упражнений для учащихся.

Учитель при этом выполняет три основные функ­ции: информирующую (излагает новый материал), кон­тролирующую, (определяет уровень его понимания) и оценивающую (выражает в баллах степень точности его воспроизведения школьниками). То есть он должен рассказать предусмотренный программой материал, за­ставить ученика его выучить, для чего применяются контрольные функции, и оценить степень его усердия, применив соответственно позитивные или негативные санкции. Ученик должен воспроизвести изученный ма­териал, формируя при этом у себя необходимые обще­учебные умения работы с учебником, картами, спра­вочной литературой и пр.

Объяснительно-иллюстративные технологии пред­писывают учителю особые роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он — командир, судья, начальник и даже «родитель», он как бы стоит на пье­дестале, но при этом обременён угнетающим чувством ответственности за всё, что происходит в классе. Соот­ветственно ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполне­нию предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.

Интересно мнение зарубежных специалистов в об­ласти педагогики и психологии, посещающих традици­онные уроки в нашей школе. Они всегда подчёркивают необыкновенное усердие наших учителей в работе, их тщательную подготовку к уроку, активное использова-

21

ние наглядности, технических средств обучения, а также эмоциональность учителей, их искреннее жела­ние прийти на помощь тем, кто не понял изучаемого материала. Но при этом зарубежные специалисты обя­зательно подчёркивают, что усилия учителя не ориен­тированы на развитие интеллектуальной и духовной активности обучающихся, которые на уроке практиче­ски ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Между тем хорошо известна истина, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое развитие не одномо­ментно, а протекает на протяжении всей жизни. По­стоянно же учиться необходимо потому, что система знаний также непрерывно развивается. Не зря говори­ли древние мудрецы, что ученик — это не сосуд, кото­рый надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.

ЕДИНООБРАЗИЕ И ЗАКОСТЕНЕЛОСТЬ В СОДЕРЖАНИИ И ФОРМАХ

На протяжении длительного времени базисные учебные планы основывались на единых для всей страны стандартах. Содержание и объём информации, предусмотренной к подаче на каждом уроке, темп её изложения и усвоения определялись программой. Обя­занностью учителя являлось строгое следование норма­тивным документам.

На первый взгляд образовательная система, пре­доставляющая всем одинаковые временные, содержа­тельные и процессуальные условия, кажется справед­ливой и демократичной, но на самом деле неизбежно приводит к ситуации, о которой писал ещё П.П. Блонский: «Развитые забивают неразвитых, учителю трудно работать в такой пёстрой группе, он невольно предъяв­ляет к слабым более высокие требования. Неграмотные

22

привыкают в первые же дни в школе быть последними людьми своего коллектива. Товарищи относятся к ним пренебрежительно. Мы считаем, что это очень вредно. Ставить слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство».

Кроме того, требование обучать всех детей в быст­ром темпе и на высоком уровне сложности представля­ется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это прояв­ление генетически обусловленных особенностей пси­хики»1. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам и методикам на основе единого для всех режима обучения не может обеспе­чить полноценное развитие каждому ребёнку.

Работа учителя в рамках объяснительно-иллю­стративных технологий не может не оказать негатив­ного влияния и на него самого. После нескольких лет работы в этом режиме обучения учитель как профес­сионал начинает деградировать: он вынужденно оста­навливается на уровне школьной программы, значи­тельный объём профессиональных знаний оказывается невостребованным, педагог не продвигается в своём профессиональном росте, его творческий потенциал постепенно угасает, развитие личности затормаживает­ся.

РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

При внешнем наблюдении за учителем массовой школы создаётся впечатление, что ему в учебном про­цессе отводится роль творческого, думающего, ищу­щего и создающего человека. Однако творческий ореол появляется у него только на уроке — лишь тогда, когда его сравнивают с учениками.

Если же разбираться глубже в процессах, опреде­ляющих позицию учителя, то мы увидим, что и он сам тоже действует в узких рамках регламентированного

' Гуревич К.М.. Что такое психологическая диагностика? — М, 1985. С.15.

23

исполнительства, так как он зажат предписаниями единых для всех нормативных документов. Объём учебного материала на каждый урок и действия педа­гога в схеме урока строго расписаны.

Таким образом, объяснительно-иллюстративные технологии обучения предоставляют учителю в основ­ном исполнительские функции в строго регламентиро­ванном процессе (см. рис. 2.1).

Рис. 2.1. Способ работы учителя на информационном уроке

Педагог идёт в класс с готовым знанием, он пыта­ется включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму, своей субъективной оценке. Ученик нужен ему как объект воздействия. Учащиеся же лич­ностно в этот процесс чаще всего не включаются. Пе­дагог продавливает информацию с помощью много­кратных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счёт игровых форм и других приёмов, по­зволяющих заинтересовать учеников, работает на ме-

24

ханизмах восприятия и памяти, стимулирует послуша­ние и исполнительство.

В такой системе между основными действующими лицами неизменно возникает психологический барьер, поскольку при традиционной расстановке ролевых по­зиций имеется несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированы на соци­альный заказ, на безусловное прохождение программ. Желания ученика связаны с удовлетворением его по­знавательных потребностей, интересов, развитием спо­собностей, утверждением себя в среде сверстников как ярой индивидуальности. Рассогласованность позиций обучающих и обучающихся, постоянно возникающий барьер между ними преодолевается в основном с по­мощью дисциплинарных мер. Согласовать позиции обучающего и обучаемого бывает очень трудно, так как каждый участник процесса на своём функциональном месте находится в позиции объекта, действия их зара­нее регламентированы.