Смекни!
smekni.com

Перспективные школьные технологии (стр. 7 из 39)

'Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менед­жера. - М., 1992. С. 18.

35

• повторно объясняет каждую операцию, выясняет у обучаемого, что он понял и что не уяснил;

• повторно показывает выполнение каждой опе­рации, сопровождая её громким объяснением;

• просит обучаемого выполнить каждую операцию, громко объясняя, что при этом надо делать;

• предлагает обучаемому выполнить каждую опе­рацию, повторяя указание педагога, как это на­до делать;

• предлагает обучаемому молча выполнить все операции;

• даёт оценку действиям обучаемого и вносит коррективы, если необходимо;

обучаемый выполняет операции до тех пор, по­ка он не будет делать ошибки;

преподаватель поздравляет обучаемого с освое­нием этой работы.

В рамках представленной технологии обучаемому отведены только исполнительские функции репродук­тивного характера, гарантирующие овладение данной операцией. Творчество в такой системе обучения не стимулируется, более того, — тормозится, так как оно не может развиваться в узких рамках исполнительства. Формируется готовность работать только на основе ис­пользования образцов чужого опыта и, как результат — ограничиваются возможности развития личности, в том числе интеллектуальных способностей человека.

Между тем творчество — это атрибутивное свойст­во любой личности, неотъемлемый компонент её структуры. Если человека лишают творческого начала, он перестаёт чувствовать себя личностью. Но сами по себе творческие способности не развиваются. Они мо­гут остаться дремлющими в каждом школьнике, если в ходе обучения в школе он не был включён в творче­ские процессы, не приобрёл опыта творческой преоб­разующей деятельности. Поиски более совершенных подходов к обучению и воспитанию детей обостряют необходимость выстраивания учебного процесса таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая лич-

36

ность, чтобы творческие задатки каждого человека могли реализоваться в полной мере.

Серьёзные потери мы несём и в нравственном раз­витии детей. Глубоко безнравственные в своей основе субъект-объектные отношения, столь распространён­ные в массовой школе, связаны с синдромом безразли­чия, равнодушия к человеку. Провозглашение на этом фоне высоких нравственных идеалов приводит к раз­двоенности морали, размыванию единой системы цен­ностей, нарушению нравственного настроя личности.

Взять, к примеру, доминирующую «вербальную систему воспитания», основанную на навязывании школьникам определённых норм. На самом деле такой способ работы часто вызывает всё более прогресси­рующую невосприимчивость молодёжи. Отношение школьников к навязыванию идей преимущественно отрицательное: учащиеся или активно их не принима­ют, или принимают лишь формально, для видимости. Следствием этого является бездуховность определён­ной части молодёжи.

Принуждение провоцирует агрессивно-репрессивную среду в школе, которая не может пройти бесследно как для учителя, так и для ученика в плане их физического и нравственного здоровья.

Великий философ и врач Авиценна провёл инте­ресный эксперимент. Он взял двух овечек, посадил их в одинаковые клетки и создал равные условия разви­тия. Разница была только в одном: перед клеткой пер­вой овцы была картина, на которой расстилался зали­тый солнцем луг, по которому гуляли такие же овечки, а перед второй была изображена клетка с волком, ко­торый терзал свои жертвы. О результатах легко дога­даться: первое животное росло здоровым и весёлым, второе — чахлым, слабым и вскоре погибло.

И.П. Павлов подчёркивает: «Положительные эмо­ции тонизируют работу полушарий, отрицательные — тормозят, угнетают. Положительные эмоции — могучие побудители и вдохновители человеческой деятельно­сти».

37

Авторитарная педагогика, построенная на принуж­дении, порождает у всех участников педагогического процесса тревожность, страх, боязнь оказаться несо­стоятельными, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию. Получается, что в основе самосознания и мироощущения человека лежит страх, связанный с тем, что человек ожидает посягательств на личное дос­тоинство, предполагает, что его могут вынуждать по­ступать так, как он не хочет или не умеет. Это очень характерно для школьников, они постоянно боятся оказаться несостоятельными и униженными.

В настоящее время ситуация внутренней тревоги, страха, дидактогенных неврозов, вызванная принуди­тельным способом обучения, усугубляется ещё факто­рами, связанными с экономическим кризисом. Даже весьма приблизительные психологические наблюдения обнаруживают психическое напряжение и стресс более чем у 50% людей, находящихся на различных стадиях профессионального становления. На этом фоне отме­чено резкое падение чувства собственного достоинства, снижение уверенности в завтрашнем дне, отсутствие ощущения профессиональной и личностной перспек­тивы (более 60% выпускников профессиональной школы не имеют жизненных планов, а до 80% из них не уверены в том, что смогут найти подходящую рабо­ту)'.

Процесс обучения в традиционной школе стано­вится психологически очень тяжёлым, часто невыно­симым или просто формально существующим для зна­чительной части учащихся и учителей. Постоянные внутренние психологические конфликты, наблюдаемые в школе, в равной мере негативно сказываются как на учителях, так и на учениках.

'Забродин Ю.М. Российские реформы и перспективы развития психологии // Магистр. - 1996. - № 6. С.6, 9.

38

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧИТЕЛЯ В РЕЖИМЕ ПРИНУЖДЕНИЯ

Профессия учителя входит в группу так называе­мых машшулятивных профессий. Внешне это проявля­ется в приоритете педагогического требования над дру­гими формами воздействия, приоритете долженствова­ния над сотрудничеством. Во внутреннем плане — это ярко выраженное стремление к доминированию, кото­рое рождается из потребности влиять на поведение и судьбу других людей. В такой форме обнаруживает се­бя так называемое личностно-ориентированное стрем­ление к власти над людьми, что может приносить при­ятные переживания от подчинения других, от повыше­ния своей самооценки. Это, без сомнения, грубый мо­тив, он часто не осознаётся учителем и, как правило, оправдывается убеждением себя в том, что стремление употреблять власть неизбежно связано со служением благому делу.

Между тем доминирование, независимо от его мо­тивов и методов осуществления, характеризуется более или менее ярко выраженным «синдромом холода», стремлением не позволять себе эмоционально вовле­каться в проблемы тех, кто служит объектом манипу­ляций, и сохранять ориентацию не на личность, а на поставленную перед собой задачу.

Не секрет, что в подобных ситуациях у большей части педагогов ярко проявляется чувство социальной ответственности за всё, что происходит в классе, кото­рое оценивается как необходимое условие в работе с детьми. С другой стороны, мы не можем не видеть от­рицательного влияния мотива быть на пьедестале, по­лучать высокую оценку своим действиям, что происхо­дит тогда, когда этот мотив из ведущего превращается в доминирующий.

Негативная роль стремления к доминированию достаточно хорошо исследована в психиатрии невро­зов. При этом выделяют четыре ведущих разрушитель­ных для личности факторов, имеющих наглядную сим­птоматику:

39

• непрерывное воспроизведение в деятельности манипулятивных отношений;

• психическая скованность;

• скука;

• тревожность.

В реальной массовой практике эти факторы проявляются в следующем: чем больше педагог работа­ет в школе, тем активнее он овладевает эгоцентриче­скими способами организации уроков и воспитатель­ных мероприятий с детьми.

Акцент в деятельности педагога переносится на приобретение опыта умелого манипулирования другим человеком в собственных целях.

Выход из затруднений, которые постоянно воз­никают в работе, учитель ищет в овладении многочис­ленными приёмами, принуждающими ученика быть послушным, что удаётся далеко не всегда.

По мере взросления детей сопротивление пря­мому воздействию педагога возрастает, объём же его работы увеличивается, содержание учебных дисциплин усложняется. Силы учителя уходят на преодоление не­желания детей учиться. Работа превращается в тяжё­лый, иногда непосильный труд.

Постоянная ситуация навязывания своей воли другим, преодоления их сопротивления приводит к негативным изменениям в психике педагога.

Формируется определённый тип личности пе­дагога, создающего собственную власть, обладающего большой силой воли, всё решающего и оценивающего.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИКА В РЕЖИМЕ ПРИНУЖДЕНИЯ

У школьников ситуация принуждения и постоян­ного внешнего контроля приводит к следующим по­следствиям:

тормозится развитие творческих способностей

школьников;

40

блокируется активность и самостоятельность в

решении познавательных задач;

возникает комплекс переживаний, называемый межличностной тревожностью;

возникает неверие в собственные силы, боязнь допустить ошибку;

как свидетельствует опыт, у трети школьников в связи с перегрузкой, перенапряжением, страхом, тре­вогой (особенно в процессе пристрастного опроса в начале каждого урока), унизительными эпитетами, по­лучаемыми в школе и семье, возникают невротические изменения психики, именуемые дидактогенными нев­розами, что существенно затрудняет усвоение новых знаний.

Известно, что развитие ребёнка начинается с рож­дения, с непосредственного эмоционального общения, а далее протекает через игровую деятельность, в кото­рой ребёнок выступает субъектом собственного разви­тия. Но с его приходом в массовую школу эта линия резко прерывается, ребёнок становится объектом воз­действия многих учителей. Эти перемены и вызывают болезненные переживания ребёнка, связанные с ухуд­шением общего самочувствия детей, проявляющиеся в нервозности, потере интереса к учению.