В итоге, общий план тогда пришлось скорректировать, а также признать (мысленно, разумеется), что в пределах имеющихся у меня моделей я данный факт объяснить не могу.
Обычно «наукой» необъяснимые факты принято игнорировать, однако, возможно оный тебе пригодится хотя бы для дополнительного подтверждения трюизма о безграничности познания, а также моих утверждений об инертности человеческого мышления и страхе человеческих существ пред ликом Непознанного…
Воистину: «В этом мире нет ничего, чего стоило бы бояться; есть только то, что имеет смысл понять». На чём прошу Марию Склодовскую-Кюри задёрнуть… Занавес!
3.6. Формула процесса
(взгляд изнутри)
ПРОЦЕСС=ПП У МР,
где
1. ПП – паттерны поведения гипнотизёра в сеансе.
2. У – укрупнение на базе наличного стройматериала.
3. МР – мышечное расслабление рабочего транса гипнотизёра.
3.6.1. Паттерны поведения гипнотизёра в сеансе
Сие и есть та фактура, которая «срисовывается» тобой при просмотрах работы Мастера «вживую», либо на видеозаписях – это тон и тембр голоса, манера речи, мимика и жесты, и их динамическое соотнесение, характерные для Мастера при проведении гипносеанса (контекст «азиатского пути научения»).
Для фиксации того в ЭГ мне хватило одного семинара [А. Радченко, 1993 г.], притом я ещё и успевал оный конспектировать (тогда не зная зачем – просто по старой студенческой привычке); в КГ на то пришлось ухлопать два Османовских семинара, о конспекте даже не помышляя (тут я уже разбирался в вопросе, и на потерю для сознания больших объёмов информации пошёл осознанно, дабы выиграть в основе).
Пример. В бытность свою в «местах не столь отдалённых» общался я с человеком редкостной фактуры. Гипнотизёром Слон был «по праву рождения», ибо исходно не имел никаких сомнений касательно собственной личности и любознателен был редкостно (что, разумеется, не имело ничего общего с не принятым в тех местах «любопытством»; думаю, сие и так понятно); наличие же неполного среднего образования в Нашем Деле близко не помеха, а в том случае говорило только о низкой квалификации встречавшихся ему на жизненном пути «педагогов» (воистину, «ума нет – идут в пед»).
Итак, заинтересовался Слон гипнозом. Полистал книгу «Формирование транса» из моей библиотеки (это единственное издание [23], вышедшее году в 1994 с переведённым названием – в остальных изданиях название традиционно не переводилось). Попробовал на клиенте, заглядывая в книгу одним глазом – не пошло; естественно, ибо нужно сперва срисовать паттерны поведения гипнотизёра в сеансе для реального представления о процессе. Я пришёл к Слону, взял его клиента и продемонстрировал сеанс ЭГ (в КГ в середине девяностых я был некомпетентен, к сожалению); этого оказалось достаточно.
Назавтра прибежал ко мне Слон и, «сияя, как слон после бани», рассказал, что ухватил он, шныря, усадил напротив и, заглядывая в книгу, воспроизвёл подобие виденного им сеанса. Результат – супер! Клиент «сидит руки в гору» (это была «левитация рук» в техниках ЭГ), «морда плоская» (уплощение черт лица – следствие мышечного расслабления, признак трансового состояния), «глаза стеклянные» (расфокусированный взгляд, признак того же), и он «не бимкает». Получилось!!!
Дело хорошее. Слон – человек действия; он прочитал, как вводить человеческое существо в транс. Он не дочитал, как выводить оное из транса!
Далее есть три варианта:
1) прочитать руководство дальше (гм…);
2) сбегать за специалистом;
3) вывести самому.
Слон, как человек талантливый, разумеется избрал третий вариант: в «рабочем трансе» он вспомнил виденные им по телевизору сеансы Кашпировского и воспроизвёл единственный известный ему оттуда способ выведения «на счёт» («используй то, что под рукою»!). Разумеется, клиент благополучно вышел – гипноз един.
Кстати, с тех пор в ЭГ я могу не заморачиваться с эриксоновскими вариантами вывода – если требует ситуация в сеансе, то вывожу «классически», без лишних: «И Вы можете оставаться… в этом приятном состоянии… сколько Вам потребуется… по цене 100 долларов за минуту!» (объективно, что обучая, мы обучаемся, всегда имей это в виду).
Получив первый положительный опыт Слон, естественно, более проблем с работой в техниках ЭГ не имел, прорабатывая информацию, тренируясь регулярно и расширяя палитру техник. Да здравствует «абсолютное оружие»! Занавес!
Итак, для оптимального обеспечения слушателя первым положительным опытом в области гипноза (что есть цель базового курса) он должен (кому? Себе разумеется!) в максимально возможном объёме усвоить «как говорить» на уровне копирования паттернов поведения («делай, как я») в реальных сеансах (либо используя видеозаписи оных).
3.6.2. Укрупнение на базе наличного стройматериала
Данная тема «в целом» разбиралась выше, но теперь, в контексте рассматриваемой формулы, тему уже можно раскрыть дополнительно.
Речь – это использование языка [61] (вообще, если некое понятие нельзя определить в двух - трёх словах, то сие категория производная и искусственная). Речь есть навык, а любой навык можно развить тренировкой по соответствующим целям работы методикам.
Речь, базированная на размышлении, реализуется «со скоростью чтения» и связана с постоянным перемещением внимания снаружи – внутрь, и поиском информации (в итоге внимание «утомляется» и может просто остаться внутри; «Ты где сейчас едешь?» – «В трансе…»).
Пример. Молоденький попик в поезде вступил в религиозный спор с группой кришнаитов примерно его возраста. Термины «гипноз» и «транс» попы предают анафеме, хотя хлеб свой имеют с чистых трансовых технологий (смотри главу о сектах), притом не желая ведать, что творят (от содержания этих терминов полшага до раскладки всей работы «Самого Раскрученного Гипнотизёра Всех Времён» на гипнопаттерны, а это уже Наука и «кирдык религии»).
Бедолаге попёнку не объяснили в его «альма мать…», что стандартные ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и приводимые аргументы все представители тоталитарных сект (как и квалифицированные менеджеры по продажам «в миру») заучивают наизусть и в беседе «палят резину», мгновенно выплёвывая вызубренные «домашние заготовки» (для того в помощь сектантам существуют «Руководства для проповедников», а менеджерам «Корпоративные книги сценариев продаж»). В случае же поступления «безответного» аргумента оный сектантом будет просто проигнорирован (таковым, например, для «кришнаитов» является факт несоответствия содержания древнего индийского трактата «Бхагавад - гита» распространяемой ими под аналогичным названием макулатуре); другие использованные в том случае техники смотри в восьмой главе.
Делать то же самое попику мешает то ли недостаток опыта, то ли избыток «веры» (читай «дури»), обусловленные тупостью преподавателей его религии, замешанной на абсурде; но его речь «не смотрится», паузы всё увеличиваются, глаза стекленеют… В конечном итоге он «трансово зависает», проиграв спор подчистую к удовольствию собравшихся зрителей, коим кришнаиты тут же распродают пачку макулатуры размером с унитазный бачок. Занавес!
Итак, «резину» есть смысл иметь и оную «палить», нежели оставаться в дураках. Но притом заучивать тексты сеансов наизусть целесообразно разве что в технике «Матрица» (смотри главу о памяти), то есть в ограниченных объёмах, ибо любой непредусмотренный сбой в ходе «вызубренного» сеанса мгновенно выбьет тебя из канвы! Кроме того, ты не сможешь «здесь и сейчас» взять и отработать клиента, с запросом которого ты ранее не имел дела (а значит, текст сеанса не составил и не заучил).
Пример. На семинаре у такого «попугая» (это, кстати, не оскорбление, а характеристика методического подхода данного Мастера к процессу) карта легла так, что мы добротно поцапались. То ли «два медведя в берлоге», то ли попёрло у меня отторжение на его речевые связки (а системную подготовку он прошёл у презираемого мною спеца-лохотронщика) – теперь уже не важно.
Для завершения гештальта субъект составил деструктивную метафору (очень сильная техника), заучил и в конце четвёртого дня семинара «пошёл на Мы» (а я на эту фишку попадался «на стыке веков», свои ошибки тогда проанализировав и сведя в полезный опыт).
И вот бедолага при группе в дюжину баранов (один из которых, кстати, оказался хорошо замаскированным спецом и сумел оценить мою работу; мы потом визитками обменялись) вылупился, как филин, и начал: «Я хочу рассказать тебе одну историю…». Есть контакт, техника ясна! Я мгновенно открыл конспект и начал запись текста (иначе его выбьет из памяти) – записанный текст уже малоопасен; кроме того, левой рукой надел капюшон «семинарской» футболки, т.к. воздействие всё равно идёт, и у меня может «сыграть вегетатика», придав врагу уверенности (понял, зачем монаху капюшон?).
Итак: «Жил-был тигрёнок. И тигрёнка отдали на воспитание кошке – взрослым тиграм некогда было заниматься с тигрёнком…». Так, достаточно. Не надо Османа, который выше тебя на два порядка, кошаком обозначать! И, невзирая на его речь, ударил я навстречу Горинским: «Приезжаю я как-то в деревню. Иду по улице, а там в говне валяется такая старая жирная свинья! Ну я ей под жопу пнул и говорю: «Ну ты и свинья!» Вот такая вот история!» Далее короткая пауза для нарастания транса до максимума, и более тихим голосом индукция: «Закончим на этом…» Шарёнки у мишени закатились; пауза, и трансовое: «За…ня…ти…е о…кон…че…но…» Всё, работа выполнена; больше мишень не опасна!