Один из "Викингов" транслировал с орбиты, другой - прямо с поверхности (рис.88). Так как финансирование марсианской программы было ограниченным, расшифровка полученных материалов затянулась на долгие годы: спустя 10 лет их было обработано всего лишь 20%. Поэтому-то и "сфинксы" попали в поле зрения ученых далеко не сразу.
Аргументы в пользу существования на Марсе высокоразвитой цивилизации выдвигались и с помощью его спутников - Фобоса и Деймоса, - очень необычных космических образований. Не слишком большие, своей неправильной формой напоминающие картофелины, они очень быстро вращаются вокруг своей планеты по орбитам, ниже ожидаемых. Все это в совокупности дало основание советскому астрофизику И. С. Шкловскому выдвинуть в начале 1960-х годов нетривиальную гипотезу об искусственном происхождении марсианских лун. Направленные для их исследования автоматические межпланетные станции не достигли цели. Связь с ними прервалась (как это неоднократно уже случалось) при самом подлете, что дало повод для фантастических предположений: дескать, марсианские гуманоиды не хотят вступать в контакт с землянами и поэтому уничтожают автоматические станции.
И в самом деле, самая, пожалуй, потрясающая загадка марсианской истории последней четверти нынешнего века связана с историей его собственного освоения человеком. Такое впечатление, что сама "красная планета" всеми силами воспротивилась знакомству двух цивилизаций. Перипетии развернувшихся событий были настолько драматичными и невероятными, что это дало основание одному публицисту назвать Марс мистической планетой.
"Мистичность" нашего соседа по Солнечной квартире обусловлена фатальной чередой невезения при полетах автоматических летательных аппаратов, посланных с Земли на Марс в течение четверти века. Вплоть до последнего грандиозного провала самого впечатляющего по замыслу проекта, разработанного российскими учеными. Космическая станция, начиненная совершеннейшей аппаратурой, включая буровую установку и уникальные приборы для тестирования, погибла из-за неисправности двигателя ракетоносителя, не выйдя даже за пределы Земли. Установка стоимостью в сотни миллионов долларов утонула в южной части Тихого океана. Вместе с ней надолго утонул и престиж российской науки, которая не смогла стать достойной восприемницей традиций великого советского ученого
С.П. Королева. Конечно, неудачи случались и раньше. Просто шквал неудач. И у нас, и американцев. С Луной получалось. С Меркурием и Венерой тоже. С Юпитером, Сатурном, их спутниками и другими более отдаленными планетами Солнечной системы - выполнение программ почти на 100%. А вот с Марсом все по-другому. Провал за провалом - вопреки теории вероятностей.
Перелом наступил 4 июля 1997 года. В этот день на поверхность Марса опустился американский автоматический аппарат Mars Pathfinder ("Марсианский следопыт") и вскоре начал передавать сверхчеткие снимки окружающего ландшафта - сначала черно-белые, затем цветные. На фотографиях - до боли знакомый марсианский пейзаж: красноватый песок, красноватое небо да хаотически разбросанные повсюду камни. Следующий этап - выход (точнее - выезд) на поверхность шестиколесного самодвижущегося робота - весом всего лишь 9 кг, снабженного телекамерой и научным оборудованием - рентгеновским спектрометром для определения химических характеристик грунта. Исторический момент встречи механического полпреда Земли с ее "красным собратом" транслировали все телекомпании мира. Любой телезритель, не выходя из дома, на мгновение почувствовал себя марсопроходцем. Все последующие события марсианской одиссеи были также доступны через систему "Интернет" миллионам пользователей...
И вот малышка-марсоход осторожно пробирается по дну марсианского канала, высохшего, как полагают, сотни миллионов лет тому назад. (Называлась цифра до одного миллиарда лет и более. И уж точно было определено, что в далеком прошлом марсианский "канал" достигал в ширину сотен (!) километров и ежесекундно пропускал через себя около миллиона кубометров жидкости, о химическом составе которой приходится только гадать.) Именно сюда на крыльях воображения устремлялось не одно поколение марсианских мечтателей. И вот автоматический посланец с помощью оптических приборов медленно осматривает безжизненную поверхность. Никаких марсиан! Никаких признаков жизни! Никаких намеков на былые деяния разумных существ! Впрочем, не слишком далеко суждено было шестиколесной крохе прокладывать ему марсианскую борозду. В первые двое суток неустанной работы он продвинулся всего лишь на один (!) метр, тщательно исследуя структуру и химический состав близлежащих камней (как и ожидалось, они мало чем отличаются от земных). Да и не слишком долго продержался металлопластиковый марсианский исследователь на ходу в условиях 87-градусного мороза. Но сделал исключительно много. Для будущего!
Итак, планомерное наступление на загадочную планету продолжается. Во-первых, и далее будут запускаться автоматические межпланетные станции с целью не только совершить мягкую посадку на Марсе, но и попытаться доставить обратно на Землю образцы минералов и проб, взятых на поверхности и неглубоко в ее недрах. Во-вторых, определена в принципе и дата полета на Марс космического корабля с людьми на борту (возможно, это будет совместный полет российско-американского экипажа). Ученые называют в качестве наиболее оптимального 2008 год, когда Земля вновь сблизится со своим космическим братом. В американском Космическом центре имени Джонсона планируют, начиная с 2007 года, запустить к Марсу двенадцать экспедиций, рассчитывая уже в 2016 году основать на "красной планете" обитаемую колонию землян. Сначала будет три грузовых пуска. Затем в 2009 году на околомарсианскую орбиту доставят запасной "возвратный" корабль и запасную взлетную ступень для эвакуации астронавтов. В случае успеха всей предварительной подготовки на Марс отправится экипаж из шести человек и останется там больше года - до 20 месяцев. В 2012 году его сменит вторая экспедиция. Так начнется реальное заселение околоземного пространства.
Наибольшие трудности в настоящий момент составляет проблема не доставки астронавтов на "красную планету", а возвращения их домой на Землю. Запасы топлива для обратного рейса придется брать с собой, что чрезвычайно усложняет осуществление самого полета. Ускоренно прорабатываются и альтернативные варианты. В частности, внимание ученых все больше привлекает возможность использовать для обратного рейса "подручные средства". Известно, что атмосфера Марса на 95% состоит из двуокиси углерода. Для того, чтобы с помощью несложной технологии получить из этой "отравы" подходящее горючее, земным космонавтам достаточно доставить с собой только водород (или получить его каким-то другим приемлемым способом). С его помощью можно уже будет произвести из двуокиси углерода достаточное количество жидкого кислорода и метана для обеспечения обратного рейса. Существуют и другие предложения, содержащие обоснование того, как изготавливать топливо "на месте". Но все это пока предварительные расчеты. Скорее всего, за 10 лет, оставшиеся до марсианской одиссеи, жизнь внесет новые коррективы, и проблемы, в наибольшей степени занимающие сегодня тех, кто работает над реализацией марсианских программ, будут благополучно преодолены.
Между тем разрабатываются вполне респектабельные проекты дальнейшего освоения и даже колонизации Марса. В Америке вот уже 15 лет разработкой таких программ занимается "Марс Андеграунд", неформальный клуб ученых и инженеров. Его глава - известный специалист Роберт Зубрин - считает, что Марс может быть заселен в сроки, сопоставимые с британской колонизацией Северной Америки в XVII веке. И как европейские колонисты не везли в Америку бревна, доски и гвозди, так и будущие марсианские первопроходцы вовсе не станут завозить с Земли строительные материалы. Они все должны делать из подручных материалов. Для этого на Марсе имеется масса возможностей. С помощью микроволновых установок "новые марсиане" смогут растопить вечную мерзлоту и добыть воду. Марсианская пыль глиноземного происхождения: из нее получатся отличные кирпичи. Знаменитый красный песок - отличная основа для строительного раствора, а гипс - для штукатурки. Не нужно слишком большого воображения, чтобы представить марсианские города, возведенные трудолюбивыми землянами.
Роберт Зубрин идет еще дальше. По существу, он разработал настоящую "марсианскую философию". В качестве аналогии и даже первоосновы он взял историю открытия и освоения Америки. Ученый-футуролог считает, что Марс будут осваивать такие же целеустремленные люди, которые некогда открыли и колонизировали Новый Свет. Колумб - вот идеальный образец первооткрывателя.
Он был одержим Великой Целью и именно поэтому победил. Не было бы такой цели - не было бы никакого открытия. И такая же великая (по значению!) цель стояла практически перед каждым, кто отправлялся за океан в поисках новой счастливой жизни. Соединение всех этих индивидуальных целей в одну общую и привели, по Зубрину, к известному всем результату: возникла процветающая американская цивилизация. Данную схему необходимо реализовать и при освоении Марса.