ЦВМ - цифровая ЭВМ.
CD-ROM (англ. Compact Disk Read-Only Memory) - компакт-диск только для чтения однократно записанной информации.
CDRW (англ. ReWritable) - перезаписываемый компакт-диск.
DVD (англ. Digital Video Disk) - цифровой видеодиск.
DVD (англ. Digital Versatile Disk) - видеодиск универсального стандарта Versatile - высококачественной записи видеоизображений.
ICQ - программа для индивидуального общения в интерактивном режиме; становится частью форм общения и используется скорее как удобное средство связи, наряду с телефоном и факсом.
ICQ - программа поиска партнера и передачи текстовых сообщений в режиме chat.
HTTP (англ. Hypertext Transport Protocol) - протокол передачи гипертекста.
IP (Internet Protocol) - протокол сети Интернет.
LCD (англ. Liquid Cristal Display) - жидкокристаллический дисплей.
MIDI (Musical Instrument Digital Interface) - стандарт цифрового интерфейса музыкального инструмента.
MS-DOS (Disk Operation System) - дисковая операционная система фирмы Microsoft.
MUD (англ. Multi-User Dimension - многопользовательское измерение, Multi-User Dungeons - многопользовательское подземелье) - аббревиатура сетевых ролевых игр.
NetBIOS (англ. Base Input Output System) - сетевая базовая система ввода-вывода: программа, обеспечивающая пользователя средствами доступа к сетевым ресурсам.
TCP (Transmission Control Protocol) - протокол управления передачей сообщений в компьютерной сети.
URL - унифицированный локатор ресурсов: стандартный способ адресации в сети.
OSI-архитектура (Open System Interconnection) - стандартная сетевая архитектура МОС.
WebTV — телевидение, транслирующее свои программы посредством Интернет.
WWW (англ. World Wide Web - Всемирная паутина) - гипертекстовая технология.
Учебники и учебные пособия
Антонов А. К. Информационное общество: Основы информационной культуры: Учеб. пособие. М., 2000.
Костина А. В. Диалектика массового и элитарного в современной культуре: Учеб. пособие: В 2 ч. М., 2001.
Лысенко Н. В. Основы видеоинформатики: Учеб. пособие для студентов вузов. СПб., 1998.
Межуев В.М. Философия культуры: Эпоха классики: Курс лекций. М., 2003.
Михайлов А. В. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. М., 1997.
Орлова Э. В. Введение в социальную и культурную антропологию: Учеб. пособие. М., 1994.
Антологии и хрестоматии
Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры. СПб., 1997.
Антология культурологической мысли. М., 1996.
Антология российского видеоарта. М., 2002.
Культурология, ХХ век. М., 1995.
Культурология: Хрестоматия. М., 2000.
Семиотика: Антология. М.; Екатеринбург, 2001.
Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия /
Пер. с англ. Казань, 2000. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.
Словари и энциклопедии
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
Интернет: Энциклопедия. СПб., 2000.
Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет. М., 2003.
Мацумото Д. Психология и культура. СПб.; М., 2002 (Психологическая энциклопедия).
Первый век кино. М., 2002. Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Телевидение и радиовещание: Словарь терминов. Жуковский, 1999. Хоффман П. Internet: Крат. справочник. Киев, 1996.
Энциклопедия культурологии: В 5 т. Т. 1: Теоретическая культурология на перепутье. М., 2004.
Дополнительная литература по курсу
Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М., 1998.
Басин М.А., Шилович И. И. Синергетика и Internet: Путь к Synergonet. СПб., 1999.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
Бодрияр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы. М., 1997.
Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.
Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003.
Достоверность и доказательства в исследованиях по теории и истории культуры / Отв. ред. Г.С.Кнабе. М., 2002.
Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры: В 2 т. Т. 1: Знаковые системы. Кино. Поэтика. М., 1998.
Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
Искусство в контексте информационной культуры / Науч. ред. Ю. Н. Рагс, В.М.Петров. М., 1997.
Искусство и ЭВМ / А. Моль и др. М., 1975.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.
Лакан Ж. Телевидение. М., 2001.
Лиотар Ж. Ситуация постмодернизма. М., 2000.
Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб., 2001.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: Новая парадигма цивилизации / Гос. ин-т искусствознания; Отв. ред. Е.В.Дуков, Н.И.Кузнецов. М., 1998.
Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000.
Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. М., 1996.
Сапунов Б. М. Культурология телевидения. Основы истории мировой и российской культуры. М., 2001.
Современный экран: Теория. Методология. Процесс / Сост. Р. Д. Копылова. СПб., 1992.
Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины XX века / Отв. ред. Н.М.Зоркая. М., 1983.
Федоров А. В. Медиа-образование: история, теория и методика. Ростов н/Д, 2001.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.; СПб., 1997.
[1] Характрон — аналог нынешнего дисплея ПК. Работает на основе электронно-лучевой трубки. Применялся в ЭВМ радиолокационных станций (РЛС) для наглядного вывода информации в буквенно-цифровой форме, изображения траектории полета цели и средства ее поражения — ракеты или самолета-истребителя. Характоны имели круглые формы. В настоящее время не применяются по причине наличия более совершенных средств отображения такой информации.
[2] Осциллограф — прибор наблюдения и записи быстрых физических (электронных и других) процессов; основан на электроннолучевой трубке с системой отклонения луча; имеются электромеханические и другие конструкции с записью траектории движения на ленту, пластину и т. п.
[3] Упрощенно — издержки производства, восстановление станков по мере износа и т. п.
[4] От греч. слова antiphonos — звучащий в ответ.
[5] Показательно, что в последнее время значительная часть общезначимых международных акций была инициирована или прошла при активнейшем участии именно концертных исполнителей.
[6] ИИКАМ — Институт по исследованию и координации в области акустики и музыки, входящий в Центр Помпиду в Париже.
[7] В фантастическом рассказе Рэя Бредбери «И грянул гром» ставится вопрос о том, насколько микропараметр системы (убийство бабочки) может в будущем поменять макроконфигурацию системы (изменение политического строя, языка и пр.).
[8] Два отличающиеся по частоте источника чистого музыкального тона создают сложный звук среднего (между двумя исходными) чистого тона и тон, пульсирующий по амплитуде с частотой, равной разности исходных частот. Если взять два камертона «ля» и «сдвинуть» частоту одного из них, налепив, например, кусочек пластилина, а затем заставить их звучать, то можно эти биения услышать.
[9] Альбигойцы — названные по имени южно-французского города Альби сторонники общества справедливости; преследовались католической церковью как еретики, осуждены Вселенским собором 1215 г., разгромлены крестоносцами в Альбигойских войнах.
[10] Опыты Е. А. Шолпо, как и создание инструмента, финансировались киностудией «Ленфильм». На Вариофоне нарисована мелодия И.О.Дунаевского (в форме художественного свиста) песенки Роберта в кинофильме «Дети капитана Гранта».
[11] Напомним в этой связи позицию французского режиссера Робера Брессона: «Глаз ленив, ухо, наоборот, изобретательно. Во всяком случае, оно значительно более внимательно, в то время как глаз удовлетворяется пассивным восприятием — кроме исключительных случаев, когда он изобретает, но уже в сфере фантазии. Слух — чувство значительно более глубокое, более стимулирующее воображение... Звук хорош еще и тем, что оставляет зрителя свободным. Именно к этому мы и должны стремиться: давать максимальную свободу зрителю». Заметим попутно, что, на наш взгляд, принцип зрительного сопровождения как в кино, так и на телевидении, столь же правомерен, как и признанный стереотип сопровождения звукового. Как музыка в звукозрительном синтезе не отвлекает от действия, а по-разному подчеркивает его смысловые и эмоциональные обертоны, так и зрительный комментарий к музыке или звучащему тексту может не нарушать впечатления, а поддерживать и направлять его (одновременно ограничивая свободу ассоциаций).
[12] Термины «горячий» и «холодный» заимствованы Маклюэном из профессионального жаргона джазовых исполнителей. «Горячий» джаз — это джаз с подчеркнутой ритмической структурой, характерный для 1930-х и большей части 40-х гг. В противовес этому позднейший, «холодный» джаз лишен внешней динамики и построен на скрытом ритме, т.е. требует специального «вслушивания».
[13] В этот период работа актера в кино была настолько мало престижна, что для профессионального актера считалось непристойным сниматься в фильме. Создатели новой кинофирмы привлекли в качестве ее акционеров несколько ведущих работников «Комеди Франсез» — самого авторитетного во Франции театрального коллектива — и организовали премьеру фильма «Убийство герцога Гиза» — бесхитростно заснятого театрального спектакля — по ритуалу важной театральной премьеры. Одна эта «пиаровская» операция сумела обеспечить взлет «художественного престижа» фильмопро-изводящей структуры.