Интересна в данной связи история телефильма Ф. Феллини «Клоуны» (1970). Эта работа отмечена всеми чертами «мозаичности». Картину, посвященную искусству клоунады, его величию и упадку, режиссер строит как своего рода телевизионное расследование, сам выступая в роли ведущего и одного из персонажей. Он пристрастно расспрашивает свидетелей, находит знаменитых некогда клоунов, ныне преданных забвению, легко импровизирует и в конечном итоге средствами как документального, так и игрового фильма воскрешает уходящее искусство в его наиболее характерных формах и общечеловеческой значимости. Критики справедливо усматривали в причудливом смешении жанров очевидный признак «телевизионности» картины. Сам же автор, не удовлетворенный показом фильма по телевидению, добился его демонстрации в кинотеатрах. Эта парадоксальная ситуация по-своему отразила единство экранного творчества, доминирующее над различием форм функционирования произведений экрана.
Вместе с тем подчеркнем еще раз, что изначальная «мозаичность» телевизионной программы, вбирающей в качестве своих относительно автономных элементов цикл и рубрику, фильм и передачу, номер и фрагмент, приводит к расширению диапазона экранной выразительности, как в пределах данного произведения, так и в системе его связей с ближайшим и более широким социокультурным контекстом. В этот контекст вписываются и телевизионное вещание, и кинематографическое творчество, и видеокассеты, и экраны персональных компьютеров, и рекламные панно...
По мнению А. Моля, «мозаичность» характеризует в целом способы ретрансляции и функционирования культуры в современном обществе, где традиционные формы систематической передачи знаний оказываются лишь одним из вариантов распространения информации, часто уступая по значению средствам массовой коммуникации и непосредственным межличностным контактам.
Немаловажна подчеркиваемая А. Молем мысль о взаимодополняющей роли отдельных каналов в системе современной культуры. Именно в силу этой системности, пишет автор, «невозможно определить в практическом плане культурную политику такого конкретного средства массовой коммуникации, как радио и телевидение, не принимая во внимание всех остальных: существуют сообщения, которые случайно, а порой и закономерно находят свое место в одном канале скорее, чем в другом». Таковы, например, эстетические сообщения. Нельзя заменить кинофильм его описанием, точно так же как симфонию нельзя заменить партитурой. Таким образом, специфика каналов, способствующая возникновению эффекта совместного действия, вносит свой вклад в соответствующую часть «социокультурной таблицы».
«Глубина» экранных структур, позволяющая сочетать несколько разнопорядковых семантических, композиционных, контекстуальных пластов в одном произведении, и разнохарактерность его внутренних элементов и внешних связей в «мозаике» аудиовизуального ряда в конечном итоге вписываются в общие процессы развития новых аудиовизуальных технологий и экранной культуры в целом.
Вопросы
Роль «прямого репортажа» в телевидении.
Многосерийность в кино и на телевидении.
Роль технических ограничений в творческом освоении выразительного потенциала экрана.
Каково соотношение репродуктивной и продуктивной функций телевидения?
Творческие особенности спортивного ТВ.
Творческие особенности эстрады на телевидении.
«Многослойность» как фундаментальная черта телевидения.
«Программность» на телевидении.
Каковы особенности межпрограммного пространства?
Функции рекламы на телевидении.
Литература
Багиров Э. Очерки теории телевидения. М., 1978.
Базен А. Что такое кино? М., 1972.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Барт Р. Мифологии. М., 1996.
Богомолов Ю. А. Курьеры муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении. М., 1986.
Брехт Б. Театр. М., 1965.
Вартанов А. С. Телевизионные зрелища. М., 1986.
Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М., 1987.
Вильчек В. М., Воронов Ю. М. Телевидение и художественная культура. М., 1974.
Ефимов Э.М. Искусство экрана. Истоки и перспективы. М., 1983.
Ильин Р. Телевизионное изображение. М., 1964.
История отечественного телевидения. М., 1970.
Копылова Р. Кинематограф плюс телевидение. М., 1977.
Марченко Т. Телевизионный театр. М., 1978.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
Сальникова Е. В. Эстетика рекламы: Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001.
Телестадион. М., 1972.
Туровская М. И. На границе искусств: Брехт и кино. М., 1984.
Юровский А. Об искусстве телевидения. М., 1965.
4. Техническая основа новых аудиовизуальных технологий
Во второй половине XX в. традиционные аудиовизуальные технологии, развивавшиеся в рамках кинематографа, телевидения и радио, начали расширяться внедрением новых информационных технологий на базе ЭВМ и, позднее, персональной вычислительной техники. Вначале это внедрение осуществлялось в сфере производства аудиовизуальных информационных продуктов (АВИП), а затем, с распространением персональных компьютеров (ПК), и в сфере их потребления. В производстве применяются как ПК, так и спецЭВМ для подготовки телевизионных программ, видеофильмов и других АВИП.
Для создания компьютерных образов и спецэффектов в 1970-е гг. начали использовать суперЭВМ («большие» вычислительные машины). Известные компьютерные спецэффекты Джон Лукас применил в фильме «Звездные войны» (1977). В 1980-е гг. были созданы основы компьютерной графики и анимации для производства анимационных фильмов и фильмов, совмещавших компьютерную анимацию с игрой живых актеров. С каждым новым фильмом компьютерные технологии (производства фильмов) существенно совершенствовались. В настоящее время АВИП на основе этих технологий представлены необозримым количеством фильмов, телевизионных программ, рекламных сообщений (телевизионных видеороликов и видеоклипов) и другой аудиовизуальной продукцией.
4.1. Начало истории вычислительной техники и даты некоторых событий
В предыстории вычислительной техники практического использования достигли суммирующая машина французского математика Блеза Паскаля (1623-1662), складывавшая два числа. Машина Б. Паскаля (построена в 1642 г.) утвердила в общественном сознании идею возможности автоматизации умственного труда.
Созданная позже механическая машина немецкого философа и математика Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) могла выполнять все четыре арифметические операции. Она явилась началом создания подобных машин (арифмометров), которые в XIX в. стали выпускаться серийно.
Англичанин Чарльз Бэббидж (1791-1871) в 20-х гг. XIX в. создал разностную машину для составления таблиц логарифмов, тригонометрических и других функций. Эта машина выполняла ряд арифметических операций и могла напечатать результат. Реализована эта машина была только в 1834 г. шведскими изобретателями (отцом и сыном Шейцами).
Бэббиджем также разработан проект аналитической машины, использующей десятичную систему счисления и элементы управления вычислительным процессом, которые нашли воплощение в современных вычислительных машинах второй половины XX столетия. Структура машины Бэббиджа подобна структуре современной ЭВМ. Создатель кибернетики Норберт Винер так отозвался об этом проекте:
«Бэббидж имел удивительно современное представление о вычислительных машинах, однако имевшиеся в его распоряжении технические средства намного отставали от его представлений».
Первая в мире программа была написана для машины Бэббиджа дочерью великого английского поэта Джона Байрона леди Адой Августой Лавлейс (1815-1852). Ее программа содержала основные программные конструкции современного программирования.
В обширных примечаниях к своему переводу статьи о машине Бэббиджа итальянца Л. Ф. Менебреа (в два с половиной раза превысивших ее объем) Ада Лавлейс исследует вопросы применения двоичной системы счисления, высказывает ряд идей, реализованных только в наше время и фактически создает основы программирования универсальных (в современном смысле) машин. Не случайно один из самых мощных из современных языков программирования его создатели назвали ее именем - Ада.
Изобретения в области вычислительной техники и разработки в сфере программирования определили стремительный прогресс в развитии средств новых технологий, в том числе и аудиовизуальных. Его иллюстрирует список событий в этой области науки и техники:
Год | Автор | Событие | |
1904 | Д. Флеминг | Изобретение электронной лампы - диода | |
1906 | Л.де Форест | Изобретение электронной лампы - триода | |
1928 | Г.А. Гамов | Создание теории квантового эффекта, предсказавшей возможность нанотехнологий | |
1940 | Изобретение германиевого (полупроводникового) диода | ||
1952 | Фирма IBM | Первая промышленная ЭВМ IBM 701 | |
1953 | Д. Форрестер | Изобретение памяти на ферритовых сердечниках | |
1957 | Л.Эсаки | Изобретение туннельного диода | |
1958 | Первые ЭВМ 2-го поколения на транзисторах | ||
1961 | Первая ЭВМ 3-го поколения | ||
1962 | Фирма RCA | Память на интегральных схемах | |
1965 | Д. Энгельбарт | Изобретение ручного манипулятора «мышь» | |
1967 | Й. Накамацу | Начало производства (IBM) дискет для НГМД | |
1969 | Создание КС ArpaNet (США) | ||
1971 | Э.Хофф | Создание микропроцессора i4004 фирмы Intel | |
1973 | Фирма IBM | Создание винчестера - жесткого диска для хранения данных | |
1974 | Э. Робертс | Первый ПК «Альтаир» | |
1976 | С. Джобс, С. Возняк | Создание ПК Apple I | |
1977 | ПК Apple II | ||
1979 | Фирма Intel | Микропроцессор i8088 | |
1981 | Фирма IBM | Выпуск IBM PC на основе i8088 | |
1981 | Фирма MicroSoft | Выпуск ОС для 16-разрядных ПК - MS-DOS | |
1982 | Дж. Беннинг, Дж. Рорер | Создание сканирующих туннельного и атомно-си-лового микроскопов (Нобелевская премия 1992) -инструментов нанотехнологий | |
1982 | Ассоциация производителей музыкальных центров | Принятие MIDI-стандарта для электронных музыкальных инструментов и компьютеров | |
1984 | Фирмы Sony и Philips | Создание дисковой памяти на CD-ROM | |
1985 | Г. Крото и др. | Открытие фуллеренов (Нобелевская премия 1996) - новой формы углерода, применяемых для создания сверхпрочных материалов, материалов со свойствами сверхпроводимости и др. | |
1992 | Фирма MicroSoft | Выпуск ОС Windows 3/1 | |
1993 | Фирма MicroSoft | Выпуск 32-разрядного микропроцессора Pentium | |
1995 | Фирма MicroSoft | Выпуск ОС Windows 95 | |
1997 | Фирма Intel | Выпуск микропроцессоров Pentium MMX, Pentium II | |
1998 | Фирма MicroSoft | Выпуск ОС Windows 98 | |
2000 | Фирма Intel | Выпуск микропроцессора Pentium IV |
Новые аудиовизуальные технологии (НАВТ) представляют ту часть современных информационных технологий (ИТ), которая предназначена для создания и воспроизведения АВИП. Новые ИТ относятся к цифровым технологиям, в которых обработку информации осуществляют электронные вычислительные машины (ЭВМ), исполняя введенную в ЭВМ программу. Каждая технологическая функция обеспечена программой, а совокупность программ называют программным обеспечением (ПО).