Вопросы
Что такое функциональные потребности?
Компенсация эмоционального дефицита и развитие массовой культуры.
Что такое «эстетический вкус»?
Можно ли говорить о «глобализации культуры»?
Взаимодействие европейской и американской традиций в экранной культуре.
Литература
Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1980.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
Грушин Б. А. Принципы долгосрочного программирования в сфере культуры // Социологические исследования. М., 1984. №3.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
Социологические и социально-психологические исследования в области искусства. (Обзор материалов советских исследований, 1960-1970 гг.). М., 1970. Творчество. М., 1984. № 11.
Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1958. Т. 2.
Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4 т. Тбилиси, 1978-1985.
Брентано Л. Опыт теории потребностей. Казань, 1991.
Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987.
Глобальное сообщество: новая система координат. СПб., 2000.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Кино: реалии и вызовы глобализации. М., 2002.
Менегетти А. Кино, театр, бессознательное: В 2 т. М., 2002-2003.
Сухарев Ю.А. Глобализация и культура: Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире. М., 1999.
Теплиц К. Т. Все для всех: Массовая культура и современный человек. М., 1996.
Урбанизация и развлекательная культура. М., 1991.
Фохт-Бабушкин Ю.Ц. Искусство в жизни людей (Конкретно-исторические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология). СПб., 2001.
Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. М., 1982.
2.1. О потребности общения и его особенностях
Человеческие потребности ученые разделяют на физические (физиологические) и социальные, т. е. такие, которые определяются общественной сущностью человека. Общение не только формирует стиль работы и стиль отдыха человека. В общении формируется само общество, как ориентированная на выживание и устремленная к развитию целостность.
Конкретные акты общения очень неустойчивы, чувствительны не только к теме разговора, но и к собеседнику и к обстановке (контексту) общения, к прошлым обстоятельствам и будущим следствиям.
Обычно считается, что в общении собеседники «обмениваются информацией». Современная наука подвергает этот тезис сомнению, полагая, что они ориентируют друг друга в системе наличных представлений каждого (Матурана, 1995). Как всегда в отношении между крайностями, уравновешенная позиция может оказаться самой верной. По-видимому, имеют место оба процесса - и передача информации, и передача «ориентации».
Что нового прибавили общению книги, кинематограф, радио, телевидение, видеокассеты, компакт-диски и компьютер? Очевидно, что на непосредственное общение не повлияли, притом, что они составляют более трех четвертей объемов технологических информационных сред, в которых современный человек пребывает на работе и дома. Более того, эти информационные среды (или - посредники) активно сокращают объем непосредственного общения.
Общение сокращается за счет мощного потока односторонней информации, обрушивающегося ежедневно почти на каждого человека как читателя, зрителя, слушателя или компьютерного пользователя. Но в этих средах он, человек, всего лишь - потребитель, одинокий путешественник в аудиовизуальном море, правда, технически (информационно) вооруженный, окруженный услужливым сервисом, гидами-помощниками и т. п. Даже в сети Интеренет и в интерактивном режиме компьютерной игры, обставленный «навигаторами», он, бедняга «один, совсем один».
Современный массовый человек является глобальным потребителем съестных и культурных продуктов. Но общение «потреблять» невозможно. Помимо потребления, человек общается, беседует, обменивается мнениями, репликами и т. п. по поводу чего-то или без такого повода. Об общении говорят, что оно - искусство, и иногда - труд. Потребление и общение - это принципиально различные способы организации и переживания жизненных ситуаций.
Способы общения можно подразделить на монологические и диалогические. Так, цепочка книга - радио - кино — телевидение и некоторые возможности Интернета означают связь от одного ко многим, или монологическую. Ее компоненты направляют информационный поток от одного источника (центра) ко многим «приемникам» (периферии). Эти способы общения развивают технические и технологические средства. Без них оно существует только на митинге, собрании и в некоторых актах театральных пьес.
Цепочка речь — телефон — письмо — почта — телеграф — факс — электронная почта демонстрирует способы (средства) диалогического общения, отличающиеся от монологического наличием обмена сообщениями (репликами) той или иной темпоральности. В нем обязательно наличествует две стороны, постоянно меняющиеся ролями, - адресата и адресанта. В социологии этот тип связи в 1960-х гг. был назван «ретиальным», что в переводе с латыни означает связь сетевую.
Современные телекоммуникационные сети, включая Интернет, должны быть ориентированы на общение, т. е. на обеспечение диалога. Фактически, Интернет объединяет оба способа связи -диалогический и монологический. Так ли это?
2.2. Существует ли общение в Интернете?
Начало «общению» пользователей компьютерных технологий между собой положили так называемые «локальные сети». Они позволили готовить фирменные документы на одном компьютере и беспрепятственно читать на другом. Появление региональных компьютерных сетей и банков данных позволило «заглядывать» на чужую информационную «территорию». Глобализация телекоммуникационных сетей, превратившая эти сети в сети информационные, предоставила пользовательским массам возможности открытия в чужих компьютерах новых миров. В дальнейшем эти «открытия» превратились в регулярные «посещения»... музеев, театров, выставок и разнообразных сайтов.
Сайт (от англ. site - место) становится культурным «событием», актом познания для всех тех, кто имеет компьютер, подключенный к Интернету. «Вхождение в сайт» можно приравнять, и так приравнивали, к посещению выставки или спектакля. Но, ограниченный экранной рамкой, сайт был (и является) «спектаклем картинок», как знаменитый в XVIII в. «Эйдофуззикон» - предок кинематографа.
Эйдофуззикон показывал «спектакль без актеров». На сцене представлялись панорамы, которые двигались, разнообразно освещались подвижным светом, так что огромные картины - извержение Везувия, знаменитый лондонский пожар, вечерний Париж и т. п. представали перед пораженными зрителями, как живые.
Неожиданная для многих исследователей культуртрегерская функция интернет-сайта усиливалась по мере освоения возможностей Интернета, когда на массовый экран стали выставлять шедевры живописного искусства и архитектуры. В Интернете началась «эпоха просвещения», длившаяся несколько лет. Многие компании, включая знаменитую Microsoft, «рыскали» по всем музеям мира и скупали авторские права на показ дигитальных копий шедевров живописи и архитектуры.
Интернет собирал, говоря словами известного турецкого певца, все «лучшее, любимое и только для Вас». Притягивали не только шедевры знаменитых музеев и коллекций. Притягивала сама доступность всего ранее далекого, высокого - «горнего» культуры. Не нужно ждать приезда музеев «Метрополитен» или «Британского» в Москву, в Саранск... Все «самое-самое» оказывалось на домашнем экране в любой желаемый момент.
И вот тут-то и оказалось... что они мало кому нужны в «интернет-исполнении».
Вместе с эпохой сетевого просвещения («Net-просвещения») вздыбилась и первая волна коммерциализации глобальных сетей и Интернета. Сайты всевозможных корпораций, фирм, «фирмочек» и т. п. заполонили Интернет, так что уже через год в Америке говорили, что «если компания не имеет сайта, то она не существует».
Эту волну обозначим как ВДМХ - «Выставку достижений мирового хозяйства». Можно и сегодня бесконечно бродить по этим сайтам, удивляясь безумному количеству их представляющих организаций (фирм, фондов, университетов, обществ и т. д. и т. п.) и абсолютной доступности этого чрезмерного разнообразия на «моем экране».
На первую волну «внахлест» пошла вторая - волна персональных сетевых выставок («Net-выставок»). Они уже были с самого начала освоения Интернета, но в незначительном количестве. И вдруг в сознании массового пользователя что-то изменилось, что-то «щелкнуло», и он фронтально надвинулся на Интернет.
Именно «персональная» востребованность Интернета становится сегодня определяющей тенденцией его эволюции. Всемирная паутина перестает быть универсальным инструментом и устремляется к самоопределению в совершенно конкретных для каждого пользователя функциях.
Вот тут и подоспела вторая волна коммерциализации - баннеры, платная информация и т. п. Она приобрела уже другое, «человеческое», лицо - вместо рекламы стал предлагаться рекламный сервис: бесплатный выход на рыночную Web-площадь, где пользователь и оставляет свои деньги. В Интернете это называется Home-shopping, Home-banking и еще как-то в том же роде.
Сегодня волна персональных выставок стала приливной, обегающей «интернет-океан» дважды в сутки, вслед за лунными приливами и в той же темпоральности. В результате ВМБ («Всемирный музей барахла») разрастается с чудовищной скоростью.
Это, конечно, важный шаг в «заочной смелости» каждого пользователя, с одной стороны. Но, с другой стороны, сформировалась некая «презумпция Web-наивности», согласно которой «каждый пользователь имеет право загружать компьютер и внимание любого человека своими сообщениями».