4. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву: дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2004.
5. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. – М., 2003.
6. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Общие положения. Курс лекций. – М., 1994. – Т. 1.
7. Сарбаш С. Комментарий основных положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» // Хозяйство и право. – 2002. – № 1. – С. 21.
8. Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. – М., 2000.
9. Хозяйственное право: общие положения / под ред. В.В. Лаптева. – М., 1983.
1. Отечественная и зарубежная юридическая наука как современная, так и прошлых периодов, характеризуется неоднозначностью подходов к категории «имущество». С одной стороны, это объективно связано с приобретением свойств объектов экономического (хозяйственного) оборота явлений, не отвечающих традиционным признаком «вещественности»; с другой стороны, вызвано законодательной интерпретацией данного понятия, в частности, употребление его в нормативных правовых актах в различных смыслах. Кроме того, на формирование представлений об имуществе сказалось влияние существующих в праве концепций об объекте правоотношений.
Нами под имуществом понимаются принадлежащие субъектам правоотношений материальные средства, а также связанные с ними и (или) производные от них права, обязанности и другие явления и процессы окружающего мира, обладающие объективной ценностью в экономическом обороте (материальные и нематериальные ценности), т.е. способностью стоить.
Такое широкое отношение к понятию «имущество» продиктовано, с одной стороны, самой жизнью – многообразием явлений и процессов окружающего мира, а с другой – сложившейся практикой правового регулирования возникающих в отношении них прав и обязанностей субъектов[108].
Имущество как юридическая категория важна именно в контексте принадлежности материальных и нематериальных ценностей кому-либо. Например, понятие «вещь» не несет в себе такой нагрузки, другими словами, вещь становится имуществом, если употребляется с точки зрения принадлежности ее конкретному субъекту. Так, если мы говорим об автомобиле как средстве передвижения – это вещь. А автомобиль, принадлежащий хозяйствующему субъекту – имущество.
В частном порядке в смысле принадлежности категорией «имущество» может быть обозначена какая-то одна из ценностей, но чаще этот термин используется для определения их совокупности. При этом в предусмотренных в законе случаях принадлежность совокупности ценностей определенным субъектам во временных рамках используется для характеристики их имущественного положения, а также может использоваться и в иных целях, например, для целей налогообложения.
Заметим также, что отдельные виды имущества в той или иной совокупности могут применительно к определенным правоотношениям выступать в разных ипостасях (фондами, резервами, прибылью, активами, оборотными средствами, основными средствами, деньгами, ценными бумагами и т.д.), что все равно не меняет их сути как принадлежащих субъектам стоимостных объектов экономического оборота.
2. Категория «правовой режим имущества» может быть представлена как установленный в нормативных правовых актах порядок, содержащий систему правил (прав, обязанностей, требований, предписаний и т.п.) к правоотношениям, объектом которых выступают принадлежащие субъектам этих правоотношений материальные средства, а также связанные с ними и (или) производные от них права, обязанности и другие явления и процессы окружающего мира, обладающие объективной ценностью в экономическом обороте (материальные и нематериальные ценности), т.е. способностью стоить.
Понятие «правовой режим имущества» имеет важное значение и для юридической науки, и законодательной практики, и государственных органов власти, органов местного самоуправления, и самих хозяйствующих субъектов. Так, публичные интересы заставляют устанавливать одинаковые правила в целях: создания однотипного решения вопросов налогообложения; формирования единых институтов осуществления предпринимательской деятельности (например, одинакового правового значения уставного капитала, уставного фонда и пр.); ведения организациями учета имущества по единым правилам с тем, чтобы можно было контролировать исполнение обязательств перед государством[109].
Правовой режим имущества позволяет определить: кому и на каком вещном праве или производном от него принадлежит или может принадлежать имущество, объем правомочий лиц, обладающих определенными материальными и нематериальными ценностями, обладающие объективной ценностью в экономическом обороте (материальные и нематериальные ценности), т.е. способностью стоить. Кроме того, правовой режим является основанием для юридической классификации имущества.
1. Имущество хозяйствующих субъектов НГДПК может быть рассмотрено как единый имущественный комплекс в качестве самостоятельного объекта правоотношений, что следует из ст. 132 ГК РФ[110]. Причем это не означает, что составляющие имущественный комплекс части (имущество) теряют статус самостоятельных объектов правоотношений.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 132 ГК РФ имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, признается недвижимостью.
2. Важнейшим элементом правового режима имущественного комплекса хозяйствующих субъектов является требование законодателя о его обособлении. Данный институт, в первую очередь, обеспечивает отграничение имущества одних участников правоотношений от имущества других участников.
Главная форма обособления имущества рассматриваемых субъектов – права собственности. Основными источниками образования имущества, принадлежащего хозяйствующим субъектам НГДПК на праве собственности, служат регулярные или единовременные поступления от учредителей; доходы от реализации товаров (работ, услуг), от использования своего имущества; дивиденды, получаемые по ценным бумагам и вкладам.
Наряду с имуществом, принадлежащим хозяйствующим субъектам на праве собственности, круг их правомочий распространяется на имущество, поступившее во временное владение и пользование хозяйствующих субъектов, «вследствие договоров и иных сделок юридического лица, а также иных фактов, предусмотренных ст. 8 ГК РФ»[111].
3. Принадлежность имущества хозяйствующим субъектам НГДПК определяется на основании правоустанавливающих документов и должна находить свое отражение в документах бухгалтерского учета[112]. При этом в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
4. Для обособления имущества хозяйствующих субъектов НГДПК – коллективных образований – используется бухгалтерский баланс.
Порядок составления и виды балансов определяются многочисленными нормативными актами, базовыми из которых являются: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[113], Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н[114] (далее – Положение о бухгалтерском учете), Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.
5. В соответствии с п. 7.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России имущество является элементом формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, отражающейся в бухгалтерском балансе. К нему относятся хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности, и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. При этом материально-вещественная форма объекта и юридические условия его использования не являются единственным критерием определения имущества. Критерием признания имущества в бухгалтерском балансе является вероятность получения организацией экономических выгод в будущем от этого имущества, и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности. Такое имущество принято называть специально применяемым для целей бухгалтерского учета термином «активы» (за исключением индивидуальных предпринимателей).
Все активы хозяйствующих субъектов НГДПК подлежат оценке в соответствии с установленными правилами о бухгалтерском учете и налоговым законодательством. Классификация активов нормативно закрепляется через структуру бухгалтерского баланса. По своему строению он представляет собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой – актив – как раз и отражает состав активов (1 и 2 разделы баланса), а правая сторона – пассив – источники их образования (3-5 разделы баланса).
5. В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете все активы хозяйствующих субъектов НГДПК, с одной стороны, делятся на материальные и нематериальные активы, а с другой – на внеоборотные и оборотные активы.
Основным критерием разграничения активов на материальные и нематериальные служит отсутствие у последних материально-вещественной (физической) структуры, т.е. их неосязаемость. К нематериальным активам, например, относятся: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара; деловая репутация организации и др. В целом, помимо отсутствия материально-вещественной (физической) структуры, нематериальные ценности для отнесения их к таковым для целей бухгалтерского учета должны: обладать способностью к идентификации (выделению, отделению) организацией от другого имущества; использоваться организацией в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для ее управленческих нужд в течение длительного времени (срок полезного использования свыше 12 месяцев); обладать способностью, приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; быть надлежащим образом оформлены. Кроме того, организация не должна предполагать последующую перепродажу имущества, отнесенного ей к нематериальным активам[115]. Все остальное имущество хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса, не относящееся к нематериальным активам, является их материальными активами.