Смекни!
smekni.com

Тема понятие правовой организации нефтегазодобывающего комплекса. Факторы, влияющие на особенности правовой организации нефтегазодобывающего комплекса 8 (стр. 24 из 56)

СТР основан на требованиях федерального законодательства в области технического регулирования, промышленной и экологической безопасности, действующих нормативных документов в области нефтяной и газовой промышленности (ПБ 03-517-12, ПБ 08-624-03, РД 08-303-99, РД 08-204-98, Правил технической эксплуатации ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Газпром» и других компаний, СНиП 2.05.06.-85*, СниП III-42-80, СП 34-116-97, РД 152-39.4-056-00, стандарты ISO 13623, CAN3-Z183-M86 и др.), а также на положениях проекта специального технического регламента «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов».

СТР в первую очередь основан на специфике продукции и производственных процессов нефтедобывающего производства. Так, например, продукцией буровых работ в конечном счете являются вновь созданные нефтедобывающие мощности (эксплуатационное бурение), приращенные запасы (ресурсы) и геологическая информация (разведочное бурение). Основой получения указанной продукции выступает скважина. Поэтому почти все проблемы повышения качества продукции в бурении связаны с успешностью строительства скважин соответствующего назначения[227].

Требования СТР не распространяется на: процессы добычи, транспортировки, хранения нефти и газа на континентальном шельфе; процессы эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, предназначенных и (или) используемых для транспортировки нефти и газа; процессы транспортировки нефти и газа другими видами транспорта (кроме трубопроводного); процессы, осуществляемые на складах, нефтебазах, хранилищах, автозаправочных станциях и иных объектах нефтепродуктообеспечения; процессы транспортировки и хранения газа системы газоснабжения (газораспределения), включая процессы газопереработки, производства, перевозки и хранения сжиженного газа, транспортирования и хранения газа системы газоснабжения, требования безопасности к которым устанавливаются в других соответствующих технических регламентах.

Положения СТР будут распространяться на хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области добычи, транспортировки и хранения нефти и газа при освоении нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений.

8. Важной особенностью проведения производственных процессов и выпускаемой хозяйствующими субъектами НГДПК продукции является их значительное негативное влияние на окружающую природную среду, причем вред наносится всем элементам окружающей среды – объектам охраны в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Поэтому, говоря о публично-правовых средствах воздействия государства на данный вид предпринимательской деятельности, нельзя не затронуть те, которые используются в целях охраны окружающей природной среды, включая рациональное использование недр.

Недра – главный объект охраны окружающей природной среды при эксплуатации месторождений нефти. Потребность в охране недр обусловлена тем, что их ценность как природного объекта снижается вследствие выборочного и неполного извлечения основных и совместно залегающих полезных ископаемых, проникновения воды в пласт нефти и, наоборот, минерализованных флюидов в горизонты питьевой воды, пожаров, нарушения стабильности геологических процессов и иных вредных факторов.

Особо значительное влияние на недра оказывают работы, проводимые при освоении нефтяных месторождений, а именно: промысловое обустройство; разбуривание месторождений; эксплуатация нефтегазовых залежей; повышение нефтегазоотдачи пластов; утилизация попутного газа и т.д.

Например, при обустройстве промысла происходит разрушение ландшафтов, сокращение земельных, лесных и растительных ресурсов; при освоении и эксплуатации нефтяных и газовых залежей – загрязнение почвы, поверхностных пластов, подземных вод; при интенсификации нефтеотдачи пластов – нарушение кислородного режима водоемов, подтопление, заболачивание территории. Кроме того, вся деятельность, так или иначе, отрицательно сказывается на животном мире и рыбных ресурсах.

В целях сохранения природной ценности недр, обеспечения их рационального использования, воспроизводства минерально-сырьевой базы, предотвращения негативного воздействия на недра, поддержания стабильности геологических процессов, государством создан определенный институт охраны недр. Его правовой основой на сегодняшний день выступают: федеральные правовые акты – Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Закон РФ «О недрах», Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «Об экологической экспертизе»[228], Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[229], Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и др.; региональные правовые акты – Закон ЯНАО «Об охране окружающей среды в ЯНАО»[230], Закон Тюменской области «Об охране окружающей природной среды в Тюменской области» и др.; а также подзаконные федеральные и региональные нормативные правовые акты, принятые компетентными органами исполнительной власти.

Институт охраны недр включает в себя целую систему публично-правовых средств, в основе которых лежат установленные в законе требования по рациональному использованию и охране недр, а именно:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения (ст. 23 Закона РФ «О недрах»).

9. Еще одно важное, и как показывает мировой опыт, одно из наиболее эффективных публично-правовых средств, используемых государством в целях воздействия на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов НГДПК – налоговое регулирование.

Налоговое регулирование – инструмент комплексный. Среди специальных средств, оформленных в рамках налогового права и составляющих его систему, центральное место, безусловно, занимает сам налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с хозяйствующих субъектов в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Известно, что формирование доходной части государственного и муниципальных бюджетов не единственное значение налогов. Их особая роль проявляется в регулировании экономического развития как отдельной сферы, так и страны в целом. «Налоговый механизм регулирования, – согласимся с Л.К. Линником, – заключает в себе многие возможности для экономического воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, на развитие научно-технического прогресса. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, скидками, изменяя условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития тех или иных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем»[231].

Выстраивание такой системы налогообложения хозяйствующих субъектов НГДПК, которая бы полностью отвечала национальным интересам – одна из самых актуальных и, как показывает практика, одна из самых трудных в настоящее время задач для государства.

В настоящее время государству необходимо:

– создать стабильный, предсказуемый налоговый режим для предприятий нефтедобывающего комплекса;