Таким образом, бонусы, получаемые государством по итогам денежных аукционов, нельзя признать эффективным механизмом изъятия ренты, но они могут использоваться в качестве дополнительного источника доходов бюджета, особенно в тех случаях, когда при выдаче лицензий аукцион предпочтительнее конкурса или прямых переговоров.
Акцизы. Акциз на углеводороды обычно взимается с объема добычи по специфическим ставкам, например в долларах на тонну. В некоторых странах ставки могут быть адвалорными, но в этом случае акциз по сути является роялти. Поскольку акциз не зависит от цены, он негибок, регрессивен и не нейтрален, поэтому в развитых странах его, как правило, уже не применяют. Главным его достоинством является простота администрирования.
Помимо акцизов на нефть акцизы на нефтепродукты некоторыми экономистами также рассматриваются как один из инструментов перераспределения ренты от производителей к странам-потребителям. Проблема заключается в том, что спрос на нефтепродукты низкоэластичен по цене, во всяком случае в краткосрочной перспективе. Это означает, что акциз в значительной степени перекладывается на потребителей. Это хорошо видно, если сравнить розничные цены на нефтепродукты в странах с разными ставками акцизов. Так, в странах Западной Европы и в США литр бензина за вычетом акцизов стоит практически одинаково. Таким образом, акцизы на нефтепродукты как механизм изъятия ренты у производителя является далеко не самым эффективным. Скорее акцизы могут использоваться для обеспечения затрат на строительство автомобильных дорог, охрану окружающей среды, а также для создания межтопливной конкуренции.
Роялти является самым распространенным специфическим налогом на нефтедобычу, он используется практически во всех странах. Роялти рассчитывается как процент валового дохода производителя.
Роялти обеспечивает не только ранний, но гарантированный доход государству в том смысле, что он не зависит от рентабельности проекта. Еще одним достоинством роялти с точки зрения государства является то, что этот платеж, по сравнению с налогами, привязанными к прибыли или рентабельности, менее волатилен. Он как бы сглаживает колебания доходов бюджета, что особенно важно для стран, чья экономика сильно зависит от экспорта нефти.
Далее, важное значение имеет относительная простота администрирования, особенно по отношению к налогу на прибыль. Фактически фискальным органам достаточно знать только два параметра – цену и объем добычи, которые, как правило, легко наблюдаемы. Однако в отсутствие ликвидного внутреннего рынка нефти, как это имеет место в России, цены независимых производителей являются ненадежным индикатором баланса спроса и предложения. Крупные компании используют внутрикорпоративные цены, которые вообще к рыночным не имеют отношения. В результате определение адекватной налоговой базы становится затруднительным. Из этого положения выходят, определяя справочные цены методом обратного счета от корзины нефтепродуктов (net-back pricing). Недостатком такого подхода является определенный субъективизм определения цены, но в отсутствие нормального ценообразования это почти единственный способ собирать роялти. Роялти применяются во всех нефтедобывающих странах именно благодаря относительной простоте администрирования несмотря некоторые недостатки этого налога.
На начальном этапе разработки месторождения роялти, с точки зрения инвестора, является более предпочтительным механизмом изъятия ренты, чем бонус. Это связано с высокой неопределенностью объема запасов. Роялти приводит к разделу риска между инвестором и государством: государство получает доход только в случае обнаружения коммерческих запасов и в начале добычи. Однако по мере истощения роялти становится все более обременительным платежом. Это связано с тем, что роялти является регрессивным и не нейтральным налогом. Слишком высокие ставки роялти могут приводить к преждевременной ликвидации месторождения и, следовательно, к уменьшению объема извлекаемой нефти.
Для повышения прогрессивности и нейтральности роялти во многих странах используются скользящие и дифференцированные ставки, причем принципы дифференциации, как правило, просты и прозрачны. Например, часто происходит дифференциация между нефтью и газом, сушей и шельфом. На шельфе ставки обычно ниже и могут зависеть от его глубины. Наконец, ставки роялти могут дифференцироваться в зависимости от уровня текущей и объема накопленной добычи. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 (например, в Великобритании) до 50-51% (Мьянма, Египет), но в большинстве стран равна 12,5-20% стоимости добытой нефти. В середине 80-х годов максимальная ставка роялти составляла: средневзвешенная по числу стран – 12,2%, средневзвешенная по объему добычи – 17,2%.
По совокупности своих достоинств и недостатков роялти является достаточно компромиссным налогом, что предопределило высокую популярность его использования в нефтедобывающих странах.
Специальные налоги на сверхдоходы. Для изъятия текущих сверхдоходов государства часто используют в дополнение к налогу на прибыль специальные налоги с повышенными ставками (Higher rate of income tax, HRIT) и прогрессивный налог на прибыль (Progressive profits tax, PPT). Достоинство такого подхода заключается в том, что он позволяет использовать преимущества налога на прибыль, не придумывая ничего нового, но увеличивая прогрессивность налоговой системы.
В РРТ часто используются шкалы ставок, зависящие от достижения проектом определенных финансовых показателей, например отношения чистой прибыли к вложенному капиталу (аналог коэффициента РОСЕ). Например, выбирается пороговая ставка 15%. Пока текущая чистая рентабельность капитала оказывается ниже этой величины, налог на прибыль может составлять 30%; как только он ее превысит, ставка вырастает до 50%. Недостатком РРТ является отсутствие нейтральности: два проекта с одинаковым NPV (до уплаты РРТ), но с различной динамикой денежных потоков будут облагаться этим налогом по-разному[280].
В России в результате эволюции системы налогообложения сложилась весьма своеобразная система налогообложения. Основными специальными налогами в нефтегазодобывающей отрасли, с помощью которых государство осуществляет изъятие рентных доходов, являются:
· налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
· экспортные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты;
· налог на прибыль.
Уникальность российской фискальной системы заключается в том, что первые два налога в таком виде нигде в мире не используются, а налог на прибыль имеет очень низкую ставку[281].
Налог на добычу полезных ископаемых. До 2002 г. существовало три основных налога: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата на пользование недрами (роялти) и акциз на углеводородное сырье.
Изначально самым обременительным налогом был акциз, который зависел от объема добытой нефти и газа и взимался по специфическим ставкам. После девальвации 1998 г. акциз на углеводороды потерял свое значение для бюджета.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и роялти были по сути дублирующими друг друга оборотными налогами, базой для которых служила выручка. Эти налоги взимались по адвалорным ставкам, которые оговаривались в конкретных лицензионных соглашениях. Вертикально интегрированные нефтяные компании легко добивались существенного снижения выплат по этим налогам, используя трансфертное ценообразование. Поскольку внутренний рынок нефти является очень маленьким и не может сформировать объективной цены, проблема определения «справедливой» налогооблагаемой базы для расчета оборотных налогов оказалась для Правительства РФ неразрешимой.
Поскольку система налогообложения оказалась неэффективной для бюджета, с 1 января 2002 г. все три налога были заменены налогом на добычу полезных ископаемых. По своей сути этот налог является чем-то средним между акцизом и роялти. Сходство с акцизом НДПИ придает специфическая ставка, когда величина налога пропорциональна объему добытой нефти. Элементы роялти проявляются в том, что ставка зависит от экспортной цены на нефть марки Urals.
Главными достоинствами НДПИ с точки зрения государства являются простота его администрирования и увеличение платежей по сравнению с тремя предыдущими налогами. Недостатками НДПИ является его привязка к мировым ценам и твердая (единая) ставка, не учитывающая разницу в условиях добычи полезных ископаемых.
Таможенные экспортные пошлины после некоторого перерыва были вновь введены в России в 1999 г. и сегодня являются вторым по значимости нефтяным налогом после НДПИ. Экспортные пошлины являются механизмом, который позволяет изымать сверхдоход, вызванный благоприятной ценовой конъюнктурой. Пошлины легко администрируются, и при этом они лучше НДПИ, поскольку берутся только с экспорта.
Налог на прибыль. Налог на прибыль добывающих компаний имеет гораздо меньшее значение, чем НДПИ и экспортные пошлины. Более того, налоговая реформа с уменьшением ставки с 35 до 24% привела к тому, что поступления этого налога резко сократились. Так, если в 2000 г. нефтяники заплатили в бюджет около 4 млрд. долл., то в 2003 – всего порядка 3,1 млрд. долл.
Налог на прибыль является одним из самых сложных для администрирования. Добывающие компании активно используют схемы минимизации этого налога, преимущественно за счет консолидации прибыли в низконалоговых регионах РФ, где налог платится только по федеральной ставке[282].
Налог на добычу полезных ископаемых введен 1 января 2002 г. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ и регулируется гл. 26 НК РФ. Особенности исчисления НДПИ при реализации соглашений о разделе продукции устанавливаются гл. 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», вступившей в силу с 1 января 2005 г.