4. Первичным результатом преобразований нефтяной промышленности стало появление ВИНК, охватывающих все стадии технологического цикла[81].
Сформированные ВИНК получили структуру простого холдинга, причем государство теряло прямой контроль над дочерними предприятиями, сохраняя его над холдингом в целом. В качестве основного способа сохранения государственного присутствия в созданных акционерных обществах предполагался переход к договорной форме доверительного управления пакетами акций, закрепленных в государственной собственности, что, очевидно, вытекало из Указа Президента РФ № 1403.
Создание новых ВИНК продолжалось и в дальнейшем. В частности, были образованы: акционерное общество «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» («Сиданко»), акционерное общество «Оренбургская нефтяная акционерная компания» («ОНАКО»), акционерное общество «Тюменская нефтяная компания» («ТНК») и др.
5. Специфической чертой нефтяных ВИНК стало участие в их управлении банковских структур.
В рамках процесса трансформации при переходе от системы централизованного планирования и управления к экономике, основанной на принципах рыночного хозяйства, произошло качественное изменение роли банков – не только в нефтяном секторе, но и в целом в экономике. Формирование акционерных компаний холдингового типа потребовало наличие более крупных банковских учреждений, отвечающих размеру и задачам данных организационных структур; увеличение доли экспорта нефти потребовало укрепление связей с универсальными банками.
Либерализация банковской системы привела к появлению в стране крупнейших финансовых учреждений, к которым первоначально акции акционерных обществ нефтяной промышленности перешли в результате их залога государством, с последующей продажей.
Экономисты выделяют два вида основных стратегий формирования финансово-промышленных альянсов.
В первом случае (это относится к таким компаниям, как «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз») банки не играли определяющей роли в приватизации и решении проблем дальнейшего развития компаний. В рамках данной стратегии ВИНК либо сами создавали необходимые финансовые организации, либо участвовали в альянсах с другими финансовыми организациями на равноправной основе.
Во втором случае в рамках одного финансового института сосредотачивались контрольные пакеты акций приватизированных нефтяных предприятий (в частности, это касается таких акционерных обществ, как «Сиданко», «ТНК», «ЮКОС», «Восточная нефтяная компания» и др.)
Слияние промышленного и финансового капитала неизбежно привело к еще более крупным образованиям нефтяного комплекса – неформальным финансово-промышленным группам. Неформальными они признаются потому, что у них отсутствует официальная регистрация в качестве таковых, предусмотренная Законом РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»[82]. Вертикально-интегрированные структуры образуют финансово-промышленную группу (далее – ФПГ) уже в силу самого факта функционирования в таком качестве.
6. Процесс приватизации НГДПК позволил сформироваться не только крупным производственно-хозяйственным комплексам, но и предприятиям малого и среднего бизнеса[83].
Общие положения по малому предпринимательству были закреплены в Федеральных законах от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»[84] и от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»[85], а также в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996 – 1997 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256[86].
В отличие от крупных производственно-хозяйственных комплексов предприятия малого и среднего бизнеса не могут существовать и развиваться без поддержки государства. Причины их незащищенности заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров, сложностью производственного процесса по добыче нефти. Именно поэтому в середине 1990-х гг. были приняты значительные меры по поддержке малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности и др.
На современном этапе в развитии НГДПК наблюдаются следующие тенденции:
1. Со стороны хозяйствующих субъектов НГДПК.
ВИНК стремятся к заключению стратегических международных альянсов, являющихся наиболее эффективной и актуальной структурой международного бизнеса.
В самом общем виде стратегические международные альянсы можно определить как «продолжительные во времени соглашения двух или более компаний – участников, предусматривающие совместное управление и координацию стратегически важных направлений международной деловой активности для реализации совместных целей»[87]. Примером может служить стратегический международный альянс ОАО «ЛУКойл» и компании ConocoPhillips[88], в результате которого произошло объединение их производственных мощностей по добыче и разведке нефти. Кроме того, обе компании договорились об учреждении совместного предприятии «РусКо» по добыче нефти в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
Безусловно, обе стороны получают значительные преимущества от участия в альянсе: ОАО «ЛУКойл» – опыт стратегического партнерства в управлении международной энергетической компанией; увеличение темпа роста и повышение эффективности производства благодаря внедрению передовой мировой практики и технологий, а также высококвалифицированных кадров; дополнительные ресурсы для ускорения темпов реализации новых проектов, как в России, так и за рубежом; рост чистой прибыли и акционерной стоимости компании путем повышения эффективности деятельности; укрепление статуса одной из ведущих международных нефтяных компаний и глобального участника мирового энергетического рынка; ConocoPhillips – прирост запасов нефти по привлекательной цене, а также увеличение запасов в будущем; опыт экономически эффективного освоения запасов нефтепродуктов в России; повышение стоимости своих акций в связи получением дополнительных доходов.