Смекни!
smekni.com

О взаимодействии средней и высшей школы в области (стр. 2 из 3)

Теперь очень коротко о тестах по химии и едином государственном экзамене (ЕГЭ) в форме тестов. Хорошо известно, что даже корректно составленный тест не позволяет оценить умение школьника рассуждать, думать и делать выводы. Так например, Л.Д. Кудрявцев в своей книге «Среднее образование. Проблемы. Раздумья» [10] поясняет, почему с помощью тестов нельзя проверить ни математические знания, ни уровень логического мышления. Но, может быть, так дело обстоит с одной лишь дисциплиной -математикой?

Мы проанализировали метод тестирования и перспективы его широкого внедрения в химическое образование, сформулировали его достоинства и недостатки и показали, что предлагаемый единый государственный экзамен (ЕГЭ) в любом случае требует до его введения в


стране проработки целого комплекса проблем, в том числе и нормативно-правовых. Выполненный нами содержательный анализ заданий по химии к ЕГЭ в 2003 г. (так называемых КИМов) показал, что они содержат недопустимо большое число ошибок и некорректных формулировок. Это неизбежно может приводить к тому, что даже сильный ученик (более того, прежде всего -сильный ученик!) за такие задания будет получать нулевые оценки. Важнейший результат нашего исследования таков: тестирование по химии, но не ЕГЭ, можно использовать как одну из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае — как единственный монопольный механизм доступа к высшему образованию.

И последнее о попытках реформирования образования.

В июле прошлого года были опубликованы проекты федеральных базисных учебных планов, устанавливающих перечень обязательных школьных предметов и число часов для их изучения [11]. Эти проекты вызывают глубокую обеспокоенность за естественнонаучную подготовку школьников; так, из 12 профилей предмет химия сохраняется лишь в двух, биология - в трех, а физика - в пяти. В остальных профилях эти дисциплины включены в интегрированный курс «Естествознание». Особую озабоченность вызывает отсутствие общеобразовательного направления, нетрудно показать, что идея всеобщей профилизации вообще нереализуема в России, где 70% школ - это сельские школы. В этой связи весьма поучительны данные табл. 1 [12].

Таблица 1

Число учебных кабинетов в школах России Всего в России - 68 тыс. школ (-70% - сельские школы)

Предмет

НЕ ИМЕЮТ кабинетов (число школ)

1990 г.

2003 г.

Химия

2684

5273

Математика

2064

2345

Биология

1960

4873

Физика

982

2350

В тысячах российских школ нет никаких кабинетов по естественнонаучным дисциплинам, и химия тут рекордсмен. О каких же профилях может быть вообще речь?

Перейдем к проблемам собственно химического образования и проследим, как основные мероприятия реформы находят здесь свое отражение.

Во-первых, нужно исходить из того, что химия - это самостоятельная научная дисциплина, имеющая четкий предмет и систему законов и правил, поэтому химию нельзя интегрировать в предмет «Естествознание». Сохранение традиций и дальнейшее развитие школьного

5


химического образования (в этом мы видим его позитивную модернизацию), возможно только при сохранении химии как самостоятельной дисциплины во всех школах общеобразовательного направления, а также в большинстве профильных школ.

Исходя из этого, мы предложили и обосновали позитивную программу по сохранению и дальнейшему развитию взаимодействия высшей и средней школы в области химии:

1. Создать новую, современную школьную программу;

2. Создать единую Программу по химии для поступающих в вузы;

3. Создать современный комплект учебников и пособий;

4. Развивать экспериментальную составляющую школьного химического
образования;

5. Всемерно поддерживать и развивать систему школьных химических
олимпиад;

6. Наладить эффективную связь вузов со средними школами и лицеями.

Чем выше уровень абитуриентов, тем выше и будущий уровень образования студентов. Убедительной иллюстрацией тому служит положение, сложившееся на химическом факультете Московского университета к началу 90-х годов, когда приток абитуриентов сократился до критического уровня, а конкурс приблизился к черте, за которой можно было уже отменять вступительные экзамены (рис. 1).

Рис. 1. Конкурс на химический факультет (число заявлений на одно место)

Одной из основных причин, породивших это катастрофическое положение, было отсутствие учебных пособий для школьников, которые адекватно отражали бы требования современной высшей школы. Выполненный нами методологический анализ различных учебных пособий для поступающих в вузы показал, что средняя школа и абитуриенты к середине 90-

6


х годов в достаточной мере были обеспечены теоретическими пособиями; однако практически отсутствовали справочные издания и задачники, в

которых были бы изложены основные подходы и алгоритмы решения «стандартных», а тем более «нестандартных» химических задач.

В процессе обучения химии нельзя ограничиваться только лишь одними учебниками. Преподаватели не устают повторять школьникам (или студентам), что главное не запоминать учебный материал, а понимать. В химии слишком много фактов, которые студент, а тем более школьник, не должен держать в голове, а может извлечь из справочника.

Нами созданы два новых справочника [14, 15], выдержавших два издания и использующиеся в школе и довузовской практике.

Хорошо известно также, что изучение теоретического материала обязано сопровождаться задачами, которые позволяют закрепить пройденное [16, 17]. С учетом того, что в последние годы в ведущих вузах страны введены именно письменные вступительные экзамены по химии, содержащие и расчетные задачи, чрезвычайно важными для учителей и школьников оказываются материалы письменных вступительных экзаменов по химии в ведущие вузы страны, в частности, в Московский университет. Они постоянно публикуются, начиная с 1990 года [18].

Один из самых главных результатов настоящего исследования впервые выполненный нами анализ влияния территориального фактора на возможность получения качественного высшего образования в России [25].

Рис. 2. Региональный состав студентов первого курса химического факультета МГУ в 2003 году

На примере химического факультета МГУ показано, что заочно-очная форма приема абитуриентов в вузы (в сочетании с традиционной) обеспечивает действительно равный доступ к обучению даже в элитных вузах представителям всех социальных слоев из всех регионов страны.


Полученные данные показывают, что уровень сложности заданий и уровень оценки жюри результатов, показанных участниками Менделеевской олимпиады, практически соответствует показателям Всемирной олимпиады ИЮПАК. Не случайно руководители команд стран-участниц рассматривают Менделеевскую олимпиаду как серьезную тренировку перед Всемирной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные в настоящей работе задачи и результаты их решения, конечно же, дают лишь частичное представление о том многообразии проблем, которые решают сегодня средняя и высшая школа. Нами затронуты прежде всего те направления взаимодействия высшей и средней школы в области химического образования, которые, во-первых, гарантировали бы элементарную химическую грамотность большинства населения и, во-вторых, -успешную сдачу школьниками вступительных экзаменов в вузы и максимальную эффективность усвоения ими химических знаний. Сложность настоящего исследования заключалась, на наш взгляд, и в том, что оно проводилось в условиях проводимой в стране масштабной модернизации отечественной системы школьного и высшего образования. Исследование опыта реформирования образования в предыдущие исторические этапы в России и в зарубежных странах (США, Норвегия), анализ нормативно-правовой базы основных этапов проводимой с стране модернизации образования, проблемы и перспективы модернизации общего и высшего химического образования в России, перспективы и достижения школьного и довузовского образования, и, наконец, анализ современного химического образования и перспективы его развития от школы к вузу - все это в целом составило основу наших исследований.

Итоги нашего исследования показывают, что химическое образование в России находится на достаточно высоком уровне и имеет хорошие перспективы «несмотря ни на что». Главное, что нас в этом убеждает, - это неиссякаемый поток юных талантов, увлеченных нашей любимой наукой и стремящихся получить хорошее образование и принести пользу своей стране. В этом убеждении нас поддерживают и наши великие предшественники. Так, один из известнейших наших соотечественников, ординарный профессор Императорского Московского университета и первый выборный ректор МГУ, князь Сергей Трубецкой 21 июня 1905 г. говорил [27]: