Смекни!
smekni.com

по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности ”: на тему: “Прогресс и экология ” (стр. 3 из 4)

9

органы почвообрабатывающих машин – все они в настоящее время выходят из цехов с наплавкой антикоррозионными, износостойкими, жаропрочными или иными сталями и сплавами с особыми эксплутационными свойствами. Таким образом, при сравнительно небольших затратах, многократно увеличивается срок службы, повышается надежность и работоспособность машин и оборудования.

Не менее важна наплавка для восстановление изношенных деталей. Приобретая вторую жизнь, они дешевле новых и, как правило, не уступают им в выносливости. Наплавка – один из основных методов ремонта металлургического и горнодобывающего оборудования, автотракторной, строительной, дорожной и прочей техники.

Уровень материалоемкости производства завтрашнего дня закладывается, естественно, на стадии проектирования. И в новых проектах обязательно надо предусматривать не только повышение производительности труда, но и снижение расходов топлива, электроэнергии на единицу мощности или объема выполняемых работ. То же относится и к затратам сырья в расчете на единицу выпускаемой продукции. Подобные нормативные показатели должны регулироваться специальными государственными стандартами, которые, конечно же, следует оперативно пересматривать в соответствии с новейшими достижениями науки и техники.

Несомненно, решение столь сложной и многоплановой проблемы, какой является снижение материалоемкости, не может быть полным и всеобъемлющим без учета перспектив, открывающихся на новых рубежах научно-технического прогресса.

Прежде всего необходимо значительно сблизить фундаментальные исследования и науно-технические проблемы большого хозяйственного значения, нацелиться на получение результатов в виде крупных технологий, которые обеспечат комплексную, всестороннюю модернизацию и отдельных предприятий, и целых отраслей экономики.

Второе, чего нужно добиться и о чем уже шла речь, - широкомаштабность внедрения. Сотни, иногда тысячи разработок, пусть самых передовых и экономически эффективных, но используемые в единичных случаях, создают лишь иллюзию научно-технического прогресса.

Конечно, успех таких начинаний в немалой степени определяет сбалансированное планирование приоритетных направлений НТР. При этом, без сомнения, надо непременно учитывать перспективные потребности стран. Достаточно привести пример с пластмассовыми трубами. Они могут и должны широко использоваться при газификации населенных пунктов, при создании систем водоснабжения, полива и орошения. Одна тонна пластмассовых труб заменяет четыре – пять тонн стальных, причем пластмассовые трубы без всякой изоляции могут служить не менее полувека. Сегодня в

10

соответствии с требованиями научно – технического прогресса и ресурсосбережения в промышленно развитых странах стальные трубы оставляют лишь там, где их никак нельзя заменить.

Увеличение производительности труда, его интенсификация, расширение ассортимента продукции, появление новых производств, резкое снижение сроков морального износа техники – все это неминуемо ведет к активизации вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот. Другая сторона такого процесса – возрастающее загрязнение окружающей среды выбросами, стоками, отходами.

В то же время всем ясно, что пора дешевизны и доступности естественных ресурсов безвозвратно ушла в прошлое. Объективным потребностям современного производства отвечает именно стратегия экономии.

Главный резерв сбережения энергии и ресурсов лежит в ускоренном внедрении новейших достижений научно-технического прогресса. Во всем мире в последние годы происходит коренное совершенствование конструкционных материалов. Это матричные и поверхностно-объемные композиты, порошковые и монокристалические металлы, техническая керамика, высоколегированные сплавы, металлические и неметаллические структуры.

Эффективность появления новых материалов специалисты обычно оценивают, исходя из конечного результата общего ресурсосбережения – трудового, материального, энергетического, которое оно за собой влечет. При этом ресурсосберегающее материальное замещение, как правило, относится к одному из трех типов – однородному, функциональному или технологическому.

Однородное замещение обеспечивает сокращение потребления сырья за счет замены одного материала другим, но с лучшими эксплуатационными свойствами. Пример – замена металлических труб на пластмассовые или традиционной меди на стекловолокно в линии связи.

О функциональном замещении говорят тогда, когда один материальный продукт экономится набором совершенно других средств. В итоге достигается тот же конечный результат, но с меньшими ресурсными затратами. Это могут быть, скажем, компьютерные линии связи, сокращающие расход бумаги на деловую переписку.

И наконец, технологическое замещение. Речь идет о новых технологиях, таких как электролитическое осаждение, плазменное напыление, лазерная обработка. Сюда можно отнести порошковую металлургию, получение аморфных и монокристалических металлов, самых разнообразных композитов.

11

Все новинки науки и техники не должны на долгие годы оставаться достоянием исследовательских лабораторий. Надо увеличить потребление пластмасс в строительстве, а в химии, двигателях внутреннего сгорания, постоянно расширять сферу применения керамики. Ее включение в инструментальную промышленность делает ненужным некоторые виды стали, сплавов и легирующих металлов. Огромное количество меди высвобождается при развитии новых видов связи с использованием лазеров и волоконной оптики. Но и совершенствование традиционных технологий – важнейшее направление ресурсосбережения.

Большой эффект может дать и политика энергосбережения. Обратимся к опыту такой промышленно развитой страны, как США. Первым субъектом здесь, естественно, является индустрия, которая потребляет почти 40% всех энергоресурсов страны. Наиболее перспективное направление экономии энергии в промышленности – разработка и внедрение современных технологий. Например, новый способ получения полиэтилена требует в 4 раза меньше энергии, чем традиционный. К тому же он экономичнее и не так загрязняет окружающую среду. Четверть всей производимой в США электроэнергии съедают электрические двигатели. Их новые модели с точки зрения расхода энергии уже экономичнее на 30%. Удивительный эффект дает фиксирование температуры и параметров освещенности в производственных помещениях. в течении круглых суток они контролируются датчиками, управляемыми специальной ЭВМ. Оказывается таким нехитрым путем можно сберегать свыше четверти используемой на эти цели энергии. Для того чтобы уменьшить масштабы потерь энергии, в США разрабатывается и технология ее аккумуляции в период низких нагрузок энергосетей. Один из методов – переключение лишней энергии на накачку воздуха в подземные камеры. Во время пиковой нагрузки сжатый воздух, смешанный с горячим паром, направляют в газовую турбину, соединенную с электрогенератором. Небезрезультатными были и усилия, предпринятые в США для экономии энергии в жилищно-бытовом секторе и в правительственных учреждениях. Исследования показали, что простейшие меры, а именно установка двойных рам в окнах снижает энергопотребление сразу на 40%. Сегодня в США разрабатываются и внедряются более жесткие нормативы энергопотребления для различных видов электробытовой техники, улучшается теплоизоляция жилых домов.

Все наши усилия нужно направить на энергосбережение во всех сферах материального производства и быта, а не на создание новых и новых энергетических мощностей, вовлечение дополнительных энергетических ресурсов. Надо откровенно признать, что проблемы, о которых шла речь выше, в некоторых странах решается гораздо лучше, чем

12

у нас. Так, за последнее десятилетие в странах Европейского экономического сообщества затраты материальных ресурсов в расчете на единицу национального дохода уменьшились на 15%, а энергоемкость национального дохода – на 22%. Немаловажную роль в сокращении материалоемкости производства играла политика этих государств, которые при помощи административно-законодательных и экономических методов регулирования создавали благоприятные условия для эффективного использования природных ресурсов. Еще на рубеже 70-80-х годов во всех европейских странах были разработаны национальные программы сбора и утилизации вторичных ресурсов, а также промышленных отходов. Отличительная черта подобных программ – их комплексность, обстоятельность целей, обеспеченность научными разработками, капиталовложениями, наличие хорошей материальной базы. Их претворение в жизнь было подкреплено соответствующим законодательством.

При помощи различных экономических рычагов у тех, кто использует природные ресурсы, создается материальная заинтересованность как в соблюдении экологических стандартов, в большинстве стран они устанавливаются в виде лимитов на выброс всякого рода загрязнителей, так и в их «перевыполнении». Иначе надо платить из собственного кошелька. В Болгарии, к примеру, штрафы взимаются из прибыли предприятий, поступают в распоряжение Комитета по охране окружающей среды, а потом эти деньги идут на финансирование природоохранной деятельности.

Правда, надо заметить, что экономические методы не универсальны. Дело в том, что в природоохранной деятельности нет прямого соответствия между затратами и результатами. Между издержками предотвращения «сброса в биосферу» единицы загрязнителя из разных источников существуют различия, достигающие иногда нескольких порядков. Так, в США предотвращение выброса 1 т углеродов на нефтестанциях составляет 41 доллар, а при пульверизационной окраске автомобиля – 16,5 тыс. долларов.