Насилие против родителей (как правило, со стороны сыновей) обычно представляет собой “возвращение ударов”, т.е. когда, став взрослым, человек мстит за незаживающие обиды, которые причинили ему отец или мать в его детские и юношеские годы. Иными словами, он поступает с ними так, как они прежде поступали с ним.
В других случаях агрессия может быть связана с материальными претензиями к родителям. Но и в случае корыстной агрессии ей, как правило, тоже предшествуют конфликты и неприязнь[21].
Еще одна категорию семейных убийств - убийства из любви. Убийствами из любви, несмотря на некоторую внешнюю парадоксальность, можно назвать такую категорию "родственных" убийств, когда убивают тех своих родственников или мужа, чаще жену, о которых тем самым хотят проявить заботу, защитить их, т.е. действуют из любви к ним. Иными словами, убивая, преступник спасает их от чего-то, что представляется ему страшным, хотя при этом и не принимается во внимание, что нет ничего страшнее смерти близкого и из ситуаций, субъективно воспринимаемых как весьма опасные, могут быть и другие выходы.
Виновные обычно страдают различными расстройствами психической деятельности, иногда их даже признают невменяемыми. Однако наличие указанного расстройства само по себе не объясняет, почему человек совершил столь чудовищный поступок: большинство психически больных и тем более психически аномальных подобных действий не совершает. Психическая патология может способствовать совершению противоправных деяний, но никогда не является их причиной, во всяком случае единственной[22].
Следует признать, что в настоящее время уровень знаний о природе семейного насилия недостаточен, что обусловливает необходимость проведения развернутых комплексных (с применением системного подхода) социально-психологических, криминологических и медико-психиатрических исследований семейной сферы, посвященных как практическим, так и теоретическим вопросам. Теоретические изыскания должны быть направлены на системное изучение факторов, порождающих семейные конфликты и обусловливающих их перерастание в различные варианты преступного поведения. Прикладная сторона должна соответствовать разработке системы превентивных мер, призванных ликвидировать либо нейтрализовать действие криминогенных факторов, порождающих насилие в семье.
Нынешняя криминогенная ситуация в России - качественно новый феномен, как по масштабам преступных проявлений, так и по степени разрушительного влияния на жизнедеятельность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы его граждан. Дела об убийствах вызывают, как правило, наибольший общественный резонанс, и по результатам их расследования граждане в значительной мере судят об эффективности работы правоохранительных органов[23].
С криминологической точки зрения важно различать во всем массиве изучаемых убийств две группы, условно обозначаемые как «традиционные» и «нетрадиционные». «Традиционные» - это совершаемые в основном в сфере быта и досуга. Вторая группа - «нетрадиционные» убийства, относящиеся к сфере организованной, профессиональной преступности, ранее не имевшие столь широкого распространения (убийства по заказу, различного рода преступные разборки в сфере бизнеса, устранения конкурентов и т.п.), расследование которых представляет наибольшую сложность, это является одной из причин их низкой раскрываемости[24].
«Нетрадиционные» убийства хотя и составляют относительно небольшой процент всех совершаемых убийств, обладают особенно высокой общественной опасностью. Такие убийства почти всегда совершаются с прямым умыслом, для них характерны дерзость, жестокость, изощренные способы сокрытия следов преступления, а отсюда и высокая сложность раскрытия. К ним относятся так называемые «заказные убийства».
Сам термин «заказное убийство» получил особое распространение в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века и подразумевал убийство, совершаемое за вознаграждение специально нанятыми людьми. Тогда в России мотивы таких убийств ограничивались, как правило, межличностными отношениями (местью, ревностью, личной неприязнью, иногда корыстью и т.п.), либо желанием избавиться от неугодного свидетеля, возможного разоблачителя. По этой причине посредники и исполнители, в основном одиночки, подыскивались из числа знакомых лиц, готовых совершить преступление в силу своей антисоциальной настроенности либо личных взаимоотношений с «заказчиком»[25].
В дальнейшем экономические изменения в обществе - приватизация, создание коммерческих структур, развитие частного бизнеса - привели к появлению организованных преступных групп, живущих за их счет. Сразу же происходит резкий «скачок» убийств из корыстных побуждений, в том числе заказных. Убийства зачастую становятся «побочными» преступлениями в сфере экономической преступности (служат устранению конкурентов, их запугиванию, наказанию непокорных и т.д.). Дальнейшая тенденция к увеличению численности преступных объединений, повышению уровня их организованности, профессионализма, сращиванию с легальным бизнесом (создание различных внешне законных коммерческих, охранных структур, имеющих коррумпированные связи в представительных, исполнительных органах власти и правоохранительных органах) превращает эту деятельность в преступное предпринимательство. Изменение криминальной ситуации не только предопределило количественный рост убийств, совершаемых за вознаграждение наемными убийцами, но со временем привело к образованию новой категории профессиональных наемников – киллеров, которые индифферентны по отношению к конфликтующим или противоборствующим сторонам. Одновременно существенно меняются мотивация, характер подготовки и способы исполнения заказных убийств, применяемые при этом средства и орудия. На первый план выходят убийства, совершаемые при разрешении коммерческих споров или в ходе раздела сфер преступного влияния[26].
Убийство по найму явление новое для уголовного законодательства России. Факты совершения «убийств за деньги» несомненно имели место, но квалифицировались как умышленное убийство из корыстных побуждений п. «а» ст.102 УК РСФСР 1961 года. Пленум Верховного суда СССР от 22 сентября 1989 года указал, что как корыстные следует квалифицировать убийства, совершенные за вознаграждение от третьих лиц (или убийство по найму)
Впервые сформулировано законодателем как отдельный квалифицирующий признак убийство по найму было в УК РФ 1997 года п. «з» ч.2 ст.105.
Убийства по найму в ряду «нетрадиционных» занимают особо значимое место, их распространенность, сложность раскрытия выводят их на лидирующую позицию с точки зрения их общественной опасности. Они стали фактором значительно повлиявшим на весь уклад жизни в современной России - всем памятны убийства Владислава Листьева, Галины Старовойтовой, Дмитрия Холодова.
В судебной практике уже не единичны случаи осуждения за убийство по найму. Как показало проведенное обобщение, убийства по найму, или так называемые заказные убийства, совершались с целью невозвращения кредита, завладения комнатой в коммунальной квартире, с целью избавиться от супруга и получить единовременное пособие по случаю его гибели, избавиться от соучастника совместно совершенного преступления из опасения быть разоблаченным и т.д. Физическое устранение конкурента, противника, оппонента, должника, кредитора стало распространенным методом разрешения конфликтов.
В настоящее время правоохранительная практика в России все больше сталкивается с проблемой резкого роста числа убийств, которые, как правильно отмечается в литературе, становятся «обслуживающим фактором» в сфере экономической деятельности, как легальной, так и нелегальной. Речь идет об устранении конкурентов, их запугивании, решении таким образом различных проблем в сфере бизнеса и т.д.[27].
В сборнике МВД РФ приведены следующие данные по раскрытию убийств по найму за 1997 год – 132 убийства, раскрываемость – 100%. По оценкам экспертов, однако, реальное число таких убийств в 1997 году было как минимум в четыре раза больше и соответствовало уровню 500-600, реальная раскрываемость – менее 20%. В 1998 году зарегистрировано и раскрыто 152 заказных убийства, официальная раскрываемость – 100% (128 из них, или 84,2% считаются совершенными организованной группой). По оценкам экспертов, число таких убийств в 1998 году соответствовало уровню 500-600, реальная раскрываемость-около 25%. В 1999 году в России официально зарегистрировано было уже 591 заказное убийство, что ближе к действительности, в 2000 г. – 386, из них раскрыто - 146. И в настоящее время еще широко распространена практика как совершения таких убийств, так и занижения официальных цифр, их отражающих. Так, по официальным данным МВД, в 2004 году было раскрыто свыше 26 тысяч убийств, из них только 92 – заказных[28].
По данным МВД Казахстана, за период с 1992 по 1 января 1999 года зарегистрированы 48 заказных убийств; по данным МВД Украины, в 1997 году - 28 заказных убийств, в 1998 - 30[29].
В последние три года в России число заказных убийств возросло. Серия заказных убийств, совершенных осенью 2006 года, свидетельствует о новом подъеме этого вида преступлений. В этот период были убиты такие известные люди, как первый заместитель председателя Центробанка А. Козлов, генеральный директор Внешторгбанка и экс-депутат Моссовета А. Плохин, известный оппозиционный журналист А. Политковская, кандидат в мэры г. Дальнегорска Д. Фотьянов и другие. В целом, согласно последним данным МВД и Росстата, убивать в России стали на 10,6% чаще, чем в 1990-е годы. В год убивают по заказу до 250 человек.