Министерство образования Российской Федерации
МОУ средняя общеобразовательная школа № 1
РЕФЕРАТ
«История зеркала»
Выполнила:
Макаревич Александра
9 «А» класс
Проверил:
преподаватель химии
высшей категории
Десятниченко О.А.
Слайд – презентация
преподаватель информатики
первой категории
Рейзвих Т.Н.
ВОЛХОВ
2005
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение 4
2. Свет мой, зеркальце, скажи… 5
3. Физический принцип зеркал 6
4. Разновидность зеркала
4.1 Ртутные зеркала 8
4.2 Метод Ю. Либиха (серебряное зеркало) 8
4.3 Медное зеркало 9
4.4 Свинцовое зеркало 10
5. Зеркальные образы 12
6. Старое, старое зеркало 13
7. Зеркало, с физической точки зрения
7.1 Что такое зеркало и где его берут. 14
7.2 Оптические свойства зеркала. 14
7.3 Плоское зеркало 14
7.4. Свойство отражающих поверхностей 15
8. Производство зеркал 17
9. Применение зеркал в науке, технике и медицине 19
10. Заключение 20
11. Список литературы 21
12. Приложение 22
1.ВВЕДЕНИЕ.
жизни каждого человека зеркало играет важную роль: с него начинается утро — человек умывается, приводит себя в порядок, заглядывает в него и в течение дня...Свойство зеркал отражать окружающие их предметы поражало воображение человека, создавало благодатную почву для суеверий, сказок и преданий, Согласно одной из таких романтических историй волшебным зеркалом («зеркало... из хрусталя... подаренное... архангелом Гавриилом») пользовались известные мистики, алхимики, астрологи и авантюристы XVI столетия, англичане Джон Ди и Эдвард Келли. Они прибыли в Польшу по приглашению короля Стефана Батория, «имея при себе "хрустальное зеркало". Под воздействием определенных магических манипуляций на хрустальном диске возникали видения»: «В монастыре норбертинок в Домброво 12 мая 1583 года по пути в неполомицкий замок заночевали Ласский, Ди и Келли. Где-то здесь, может быть возле одной из этих массивных стен, стояло, загадочно поблескивая, "хрустальное зеркало" и языком видений говорило о коварном злодеянии. Это здесь в середине июня, когда Ди и Келли возвращались в Прагу... безвозвратно исчезло их чудодейственное "хрустальное зеркало". Магистр Ди велел изготовить ему в Англии новое, которое и поныне можно видеть в Британском музее». Впрочем, это зеркало не шло ни в какое сравнение с утраченным и не оправдало ожиданий мага.
Зеркало-идол в человеческом сознании стало ассоциироваться с тайнами времени, бытия и небытия. Пожалуй, нет предмета, чаще зеркала фигурирующего в разного рода обычаях и суевериях.
Конечно, зеркало — это прежде всего средство для отражения настоящего. Зеркало и верное отражение в известной мере понятия синонимичные, что использовалось в новозаветных текстах: «Мы же все, открытым лицеи, как в зеркале... преображаемся».
Индиевые зеркала — не чистый вымысел, продиктованный воображением писателя. В годы Второй мировой войны они оказались незаменимыми при защите Британских островов от вторжения с материка. Мощный свет прожекторов с индиевыми зеркалами-отражателями пробивал даже густой лондонский туман и позволял силам противовоздушной обороны эффективно бороться с авиацией противника.
2. СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…
Потрясающе, но возраст зеркала, оказывается, около пяти тысяч лет! Наши далёкие предки делали зеркала из камня и металла. Наибольшей популярностью пользовались металлические листки, тщательно отполированные с одной стороны и с украшениями на другой. В конце XIII в. в Венеции, на острове Мурано, было изобретено зеркальное стекло и положен конец «монополии» металлических зеркал. Первые венецианские зеркала украсили дворцы европейских монархов и знати. Неудивительно, что в других странах также мечтали наладить производство зеркал. Первой удалось это сделать Франции, переманив в 1655 г. четырёх стекольщиков из Венеции в Париж, где они и наладили работу стекольной мануфактуры. За Францией последовала Германия, а затем и Англия. В России зеркальные заводы появились во времена Петра I, и с тех пор зеркала стали широко использоваться в архитектуре, быту и технике.
3. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ЗЕРКАЛ
В историческом аспекте зеркала можно условно разделить на стеклянные и металлические.
И в XIV столетии, при существовавшем разнообразии зеркал, металлические вполне уживались со стеклянными: «Все зеркала, которые только есть в... доме... притащили и развесили вплотную одно к другому по стенам... Тут были зеркала из отполированного до блеска серебра, круглые, как тарелки, и зеркала на ручке, зеркала стеклянные, наложенные на оловянный лист, вырезанные в виде восьмиугольника и оправленные в позолоченную раму».
Лишь во времена Пушкина наступила окончательная победа стеклянного зеркала. Даже понятия «стекло» и «зеркало» стали употреблять в известной мере как синонимы:
Пушкин не зря посвятил зеркало Венере (Киприде). Согласно мифологии как копье и щит (♂) относятся к атрибутам бога Марса, так зеркало (♀) — неотъемлемый атрибут Венеры. Понятие «зеркало» весьма образно и аллегорично. Даже в технике поверхность жидкости называют зеркалом, например в ней существует термин «зеркало испарения». Ну, а литераторы эксплуатируют этот образ чрезвычайно широко: «Пруд стоял громадным черным зеркалом».
Первым зеркалом, которое использовал человек, безусловно, было водное. Им пользовались как первобытный человек, так и цивилизованный римский гражданин:
Стоит лишь вынести нам
под открытое звездное небо
Полный водою сосуд,
как сейчас же в нем отразятся
Звезды небес и лучи
засверкают на глади зеркальной.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей
Физический принцип Зеркала
Физический принцип работы зеркала состоит в отражении попадающих на него лучей, т. е. когда на объект падает световой поток, часть его поглощается, а часть отражается. При этом отраженный поток света несет информацию об объекте, от которого отразился. Если же на пути отраженного светового потока поставить зеркало, то он отразится и наши глаза смогут воспринимать вторичный поток, подобный первично отраженному. Степень этого подобия и характеризует качество зеркала:
Призраки все, наконец,
что являются нам, отражаясь
В зеркале, или в воде,
иль в поверхности всякой блестящей,
Так как по виду они
настоящим предметам подобны,
Должны из образов быть,
что исходят от этих предметов.
Значит, у всяких вещей существуют
тончайшие формы
Или подобия их,
хоть никто не способен их видеть
Порознь, но все же путем
беспрерывных своих отражений
Видны бывают они,
отдаваясь от глади зеркальной.
И сохраняться нельзя,
очевидно, им иначе, чтобы
В точности отображать
всевозможных предметов фигуры.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей.
отношению к световому потоку по-разному, что свойственно кривым зеркалам, то отражение искажается. Причем чем больше кривизна зеркала, тем сильнее искажения при отражении. Второе условие — наиболее полное отражение лучей. Если стекло бесцветное и прозрачное, то значительную часть лучей пропускает, если оно темное и мутное — поглощает. В любом случае наблюдается слабое изображение, ведь число вторично отраженных лучей намного меньше числа отраженных первоначально. Если же поставить за стеклом ровную и хорошо отражающую свет плоскость, то интенсивность отраженного изображения многократно возрастет. Так на рубеже старой и новой эр появились зеркала, состоящие из двух пластин: светопропускающей стеклянной и помещенной за ней светоотражающей металлической. В качестве светоотражающей подложки хорошо зарекомендовали себя оловянные пластины. Они белого цвета (имеют малое и пропорциональное светопоглощение), блестящие (обладают высокой светоотражающей способностью) и хорошо обрабатываются, что позволяет сделать их поверхность очень ровной (неровности вызывают искажения изображения).
Однако, как точно ни подгоняй друг к другу поверхности стеклянной и оловянной пластин, между ними все равно останутся пусть и небольшие, но зазоры, и отражение, соответственно, будет искажаться. К тому же в полости между стеклом и оловом будут проникать влага и агрессивные газы, что приведет к потемнению поверхности олова. Качество изображения и срок службы зеркала возрастают, если сформировать слой олова непосредственно на поверхности стекла. Можно, нагревая «сэндвич» из стекла и оловянной фольги, расплавить олово и таким образом получить светоотражающий слой, но лучше для этого использовать оловянную амальгаму.
4. РАЗНОВИДНОСТИ ЗЕРКАЛА.
4.1. Ртутные зеркала
Ртуть образует со многими цветными металлами жидкие сплавы-растворы — амальгамы. Если нанести на поверхность стекла слой оловянной амальгамы и хорошо все прогреть, то часть ртути испарится, а на стекле сформируется и зафиксируется покрытие, состоящее из олова и его амальгамы. Термическое разложение амальгамы позволяет получать на стекле не только оловянные покрытия, но и существенно более качественные — серебряные:
Ме * Нgn → Ме↓ + nHg↑,
где Ме = Sn, Аg и т. д.
Однако амальгамный метод имеет множество недостатков: выделяющиеся при разложении амальгамы пары ртути очень ядовиты, технология нанесения амальгамы требует строго горизонтального положения стеклянной матрицы, равномерного нагрева и распределения амальгамы.