Конечной задачей прогнозирования индивидуального преступного поведения выступает определение из всей массы лиц, подлежащих изучению тех, со стороны которых обоснованно можно ожидать совершения преступления с тем, чтобы предпринятыми профилактическими мерами не допустить такого исхода.
Такой прогноз можно разделить на два вида:
1. Прогноз преступного рецидивного поведения.
2. Прогноз первичного совершения преступного деяния.
При этом учитывается, что характеристики лиц, уже совершивших преступление и отбывших наказание, существенно отличаются от характеристик лиц, не совершавших преступлений. Поэтому, в основу криминологической оценки для прогнозирования поведения лиц этих двух групп берутся, как правило, признаки, различающиеся между собой и количественно и качественно.
Большую определенность представляет прогнозирование рецидива со стороны лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Здесь важно учитывать, что изучение личности отбывшего наказание в определенной мере уже проводилось в ходе предварительного расследования, на стадии судебного рассмотрения дела, в процессе отбывания наказания. В материалах расследования преступления и главным образом в обвинительном заключении и специальной справке, прилагаемой к оконченному уголовному делу, содержатся данные, характеризующие личность обвиняемого. Изучение личности подсудимого также является одной из задач судебного следствия, что находит отражение в материалах судебного разбирательства.
При освобождении лица, отбывшего наказание, администрация исправительно-трудового учреждения на основе изучения личности осужденного, наблюдения за его поведением в процессе отбытия наказания и оценки эффективности, применяемых к нему исправительных мер дает каждому освобожденному соответствующую характеристику, отражающую степень его исправления и перевоспитания. Этот документ по сути уже содержит прогноз вероятного поведения лица после освобождения и, в частности, вероятность совершения нового преступления. Поскольку данный прогноз не основывается на научно обоснованных методиках оценки личности освобождаемого, такие вероятностные суждения принято называть интуитивным прогнозом. Однако игнорировать их не следует. Криминологическое наблюдение за большой группой лиц, освобожденных из исправительно-трудовых учреждений, например, показало, что по истечении семи лет после освобождения 67% лиц, отбывших наказание впервые, и 60% рецидивистов, в отношении которых в характеристиках указывалось, что они не совершат новых преступлений, действительно не допустили рецидива. В то же самое время 49% лиц, отбывших наказание впервые и 55% рецидивистов, в отношении которых прогноз был неблагоприятным, совершили повторные преступления.
В настоящее время наиболее исследованной является проблема индивидуального прогнозирования рецидива со стороны лиц, ранее осуждавшихся к лишению свободы.[12]
Дополнительные трудности возникают при прогнозировании поведения лица, хотя ранее и не совершавшего преступлений, но криминогенная направленность которого не вызывает сомнений. В этом случае объем прогностической работы значительно увеличивается, а сама она усложняется. Тем не менее, и здесь отказываться от прогнозирования нельзя, поскольку имеются реальные возможности получить важную информацию профилактического характера.[13]
Отклоняющееся поведение (в частности, такие его формы, как аморальные поступки, систематические нарушения общественного порядка, злостное уклонение от общественно полезного труда, пьянство, поддержание тесных связей с так называемыми маргинальными группами) при определенных условиях с большой степенью вероятности может перерасти в совершение преступления. Задача криминологов состоит в повышении эффективности прогностической работы в указанном направлении путем разработки более совершенных методик криминологической диагностики личности, оценки степени вероятности совершения преступлений лицами, отнесенными к категории профилактируемых, и выделения на этой основе в особую категорию лиц, нуждающихся в интенсивном профилактическом воздействии. Определенная научно-исследовательская работа по этому вопросу уже проведена и дала свои положительные результаты.
Криминологами разрабатываются типовые модели признаков, по которым можно было бы судить о поведении лица в будущем для ранее судимых, лиц находящихся под административным надзором или подлежащих административному надзору, несовершеннолетних правонарушителей, лиц, совершающих преступления в семейно - бытовой среде и т.д.
Прогнозирование преступного поведения и индивидуальное предупреждение – во многом единый процесс. Предупреждение само по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной работы.
Таким прогнозированием правоохранительные органы занимаются ежедневно. Сотрудники этих органов осуществляют его при избрании меры пресечения на период расследования обстоятельств уже совершенного преступления, при решении вопросов об освобождении от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям при назначении мер наказания, не связанных с лишением свободы, при применении условного осуждения, условно - досрочного освобождения, при проведении тех или иных следственных действий и т.д.
В процессе изучения личности осуществляется прогнозирование индивидуального преступного поведения, или индивидуальное прогнозирование. Это задача большой сложности и решается она на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным – это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры предупреждения преступления. Возможность предсказать поведение человека зависит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также программу, по которой оно реализуется вовне.[14]
Кроме того криминологическое прогнозирование в зависимости от охватываемых временных этапов (периодов упреждения) может быть:
- краткосрочным;
- среднесрочным;
- долгосрочным.
Цель краткосрочного прогнозирования состоит, прежде всего, в том, чтобы научно предсказать тенденции, закономерности, а также конкретные варианты изменения преступности в ближайшем будущем (от 1 месяца до 1 года) по детализированным показателям. Для достижения этой цели разрабатываются краткосрочные прогнозы, позволяющие определять направленность предупреждения преступности.
В практической деятельности все большее применение находят также сверхкраткосрочные прогнозы, охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц). Они получили название "оперативных прогнозов". Такой прогноз очень удобен в работе городских и районных органов внутренних дел, особенно в связи с проведением массовых мероприятий (например, митингов, празднеств, спортивных мероприятий и т.п.).
Среднесрочное прогнозирование охватывает период от 1 до 5 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов оно направлено на более отдаленную перспективу и позволяет определять стратегию борьбы с преступностью.
Долгосрочное прогнозирование, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет, базируется на анализе общих закономерностей развития общества в целом, связей уровня и структуры преступности с социально-экономическим и культурным развитием общества. Оно является основой для выбора перспективных направлений деятельности по борьбе с преступностью.[15]
По направленности прогнозирования выделяются прогнозы:
- поисковый, базирующийся на условном продолжении в будущем тенденций преступности (например, объема преступности);
- нормативный, основанный на заранее определенных целях, нормах, идеалах (например, снижения преступности, положительных изменений в ее структуре при осуществлении тех или иных мер).
По масштабам прогнозы разделяются на такие как:
- общегосударственные;
- региональные;
- территориальные.[16]
Таковы основные виды криминологического прогнозирования.
4Методы криминологического прогнозирования
В зависимости от объема информации, сроков и других данных используются три метода прогноза: экстраполяция, экспертная оценка и моделирование.[17]
Экстраполяция – метод, применяемый чаще всего при сравнительно краткосрочных прогнозах, когда очевидно, что в основном будут действовать причины, определившие и современную криминологическую ситуацию.
Суть экстраполирования состоит в том, что будущие изменения определяются на основе показателей, характеризующих преступность в прошлом и настоящем.
На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности экстраполирующих прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации.
Экстраполирование - количественная оценка изменения преступности, и он применим в том случае, если факторы, влияющие на изменения преступности, являются устойчивыми. На практике этот метод применяется чаще для краткосрочных прогнозов. Точность таких прогнозов тем выше, чем меньше период прогнозирования и степень стабильности исходных данных. Так прогноз на 2 - 3 летний период по тяжким преступлениям против жизни и здоровья обычно более точен, чем, например, по кражам или мошенничеству. В среднесрочных прогнозах этот метод дает менее точные результаты. Недостаток данного метода состоит в том, что до настоящего времени не определены точно сроки, в течение которых прогнозируемые показатели обнаруживают высокий уровень достоверности. Кроме того, в настоящее время в условиях нестабильной экономической и политической обстановки в стране вызывают затруднения предположения о том, насколько долго и стабильно будут действовать те факторы действительности, которые легли в основу прогноза методом экстраполирования.[18]