Православие и современность. Электронная библиотека.
Карташев А.В.
Очерки по истории Русской Церкви
Том 1
© Holy Trinity Orthodox School
Содержание
Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?
Начатки христианства на территории будущей России
І. Начало исторической жизни русского народа
II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством
Первое крещение Киевских руссов
Князь Владимир. Его обращение и крещение
Внерусские, греческие и арабские свидетельства
Преображение самого князя Владимира
Сношения Римских пап с кн. Владимиром
Кто был первым русским митрополитом?
Период Киевский, или до-Монгольский
Церковное управление в киевский период
Органы епархиального управления
Средства содержания высшей иерархии
Взаимоотношения властей, церковной и государственной
Монашество в до-монгольское время
Христианизация русского народа
B) Нравственность (личная и общественная)
Воспитание власти государственной
А. От нашествия монголов до отпадения юго-западной митрополии
Борьба за единство Русской Митрополии
Михаил по прозванию (фамилии) Митяй
Митрополит Киприан (1390-1406 гг.)
Митрополит Фотий (1408-1431 гг.)
Церковное самоуправление Москвы по изгнании м. Исидора
Митрополит Иона (1448-1461 гг.)
Окончательное разделение Русской митрополии (1458 г.)
B. От разделения митрополии до установления патриаршества (1496-1596)
Митрополит Феодосий (1461-1464 гг.)
Живейший вопрос для Московского богословия
Преподобный Нил Сорский (1433-1508 гг.)
Богословские споры. Стяжательство и нестяжательность
Публицистика князя-инока Вассина
Юго-западная митрополия от разделения Русской Церкви в 1458 году до Брестской унии 1596 года
Список западно-русских православных митрополитов, правивших с 1458 по 1596 гг.
Великие Князья Литовские, ставшие с 1386 года вместе и Королями Польскими
Общее положение Русской Церкви в Литовско-Польском Государстве
Состояние церковных дел при отдельных митрополитах
Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473 гг.)
Митрополит Мисаил (1475-1480 гг.)
Митрополит Сименон (1480-1488 гг.)
Митрополит Макарий (1494-1497 гг.)
Митрополит Иосиф I Болгаринович
Митрополит Иона II (1503-1507 гг.)
Митрополит Иосиф II Солтан (1507-1522 гг.)
Внутренние церковные взаимоотношения
Положение в бывшей Галицкой митрополии
Митрополит Иосиф III (1522-1534 гг.)
Митрополит Макарий II (1534-1555 гг.)
Протестантизм в Польше и Литве
Сигизмунд II Август вел. князь Литовский с 1544 г. и король польский с 1548 по 1572 гг.
Положительная сторона либерализма Сигизмунда Августа для православия
Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1567 гг.)
Иона III Протасевич (1568-1576 гг.)
Литовская государственная уния (1569). Римо-католическая реакция. Иезуиты в Польше
Илья Иоакимович Куча (1576-1579 гг.)
Онисифор Девоча (Девочка) (1579-1589 гг.)
Русское православное просвещение
Виленское Св. Троицкое Братство
Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.)
Митрополит Михаил Рогоза (1589-1596 гг.)
Открытая борьба за унию и против нее
Политический союз православных с протестантами
Ни одному из христианских европейских народов не свойственны соблазны такого самоотрицания, как русским. Если это и не тотальное отрицание, как у Чаадаева, то откровенное, при случае, подчеркивание нашей отсталости и слабости, как бы нашей, качественной от природы второстепенности. Этот очень старомодный "европеизм", не изжит еще и в наших, уже сходящих со сцены поколениях, ни в нашей молодежи, вырастающей в эмигрантском отрыве от России. А там, в большой и исковерканной бывшей СССР навязывалась противоположная крайностъ. Там и европеизм и руссизм отрицаются и перекрываются якобы новым и более совершенным синтезом так называемого экономического материализма.
В противовес этим двум крайностям, мы — взрощенные старой нормальной Россией, продолжаем носитъ в себе опытное ощущение ее духовных ценностей. Наше предчувствие нового возрождения и грядущего величия и государства, и Церкви питается отечественной историей. Пора приникнуть к ней патриотически любящим сердцем и умом, умудренным трагическим опытом революции.
Ломоносов явлением своей личности и исповеданием своей уверенности, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Неютонов российская земля рождать", вселил в нас уверенностъ, что мы станем тем, чем инстинктивно, по безошибочному чутью, мы хотим быть. А именно: — хотим быть в первых, ведущих рядах строителей общечеловеческой кулътуры. Ибо другого, достойного первенства земному человечеству не дано.
И это, не благодаря музейно хранимым реликвиям Мономахова венца и титула Третьего Рима, и не благодаря фанатической Аввакумовской преданности букве — все это были только благородные предчувствия, — а через достойный великой нации порыв — занять равноправное место на мировом фронте общечеловеческого просвещения.
Античное сознание завещало нам свое наследие еще в двух вариантах антитезы: I) Эллины и варвары и II) Израиль и язычники (гои). Христианско-европейское сознание слило это устаревшее раздвоение воедино: в единое и высшее, окончательное культурное объединение для народов всего мира. В их расовой, религиозной, национальной пестроте обитатели земного шара на необозримые по времени периоды остаются заключенными в разные оболочки своих, столь дорогих им, наследственных форм жизни, признаваемых национальными. Но это не существенный и не решающий историософский момент. Хочет кто этого, или не хочет, но объективный факт исчерпанности схемы глобальной истории земного человечества, как целого, на лицо. Тут немыслимы никакие ревизии. Нам — христианам и европейцам надо с признательностъю за честъ и избранничество принять этот факт, как святую волю Провидения и с молитвой и благоговением совершать наше земное шествие к конечным благим целям, ведомым лишь Творцу Одному.