Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по переводу дисциплин второй половины обучения в вузе в активные формы организации образовательной деятельности «Учащемуся положено работать, учителю руководить этой работой» (стр. 8 из 11)

Отсюда вывод: играть надо общество, тема должна быть «из жизни общества». Несколько тем ролевых игр для примера:

- Принятие нового федерального закона.

- Производственный конфликт и механизмы его разрешения.

- Оценка персонала.

- Заключение трехстороннего соглашения.

- Отбор персонала.

Слово «игра» означает, что занятие строится в стиле учебного спектакля, сценарием которого являются представления обучающихся об обществе в целом или отдельном общественном процессе. Игровой характер занятия открывает свои богатые возможности для обучения. В дискуссии, например, участники сталкивают свои собственные взгляды и подходы. В ролевой игре это совсем не обязательно: можно разыграть (а значит, и глубже понять) роль любого общественного субъекта. Эта особенность позволяет выбрать для ролевой игры любую тему, при изучении которой нужно понять взаимодействие социальных сил и институтов, противоречивость и связанность их интересов.

Полноценная (нескомканная) ролевая игра требует продолжительного времени (бывает, что и несколько учебных дней). Однако на практике она «втискивается» в плотную сетку учебных занятий, а потому для нее отводится недостаточно аудиторного времени. При таких обстоятельствах крайне желательно, чтобы часть игры прошла вне аудитории. Такой частью может быть разработка роли, работа в ролевой группе. Первое, что надо четко решить, – будем ли мы работать частично вне аудитории (т. е. дополнительно) или же только в аудитории, только в пределах времени в расписании.

В любом случае второй шаг одинаков: надо разбиться на ролевые группы. Если тема ролевой игры охватывает масштабы целообщественных проблем, то участники делятся по желанию на несколько частей («партий»), имитируя (разыгрывая) тем самым реальное разделение населения России на общественные группы, а также на представляющие их интересы политические и социальные силы и учреждения. Они могут быть названы сходными с настоящими или условными именами. Участники могут выступать и без попыток имитации, а с позиций своих реальных организаций и партий или от себя лично. Но все же число ролей («партий») должно быть в игре небольшим – до 6–7, иначе дискуссия станет труднообозримой, не сфокусированной на ключевых общественно значимых расхождениях и возможных согласованиях интересов и действий.

Так как мы имитируем наше реальное общество, нам не нужно игнорировать его структуру. Отсюда настоятельно необходимы такие роли, как:

- правительство (или в целом государство);

- капитал (или его спецификации, разновидности);

- наемные трудящиеся (или их отдельные социальные группы).

Роль правительства (государства) может быть представлена (в подражание реальной жизни) двумя ролями: федеральный центр и субъекты Федерации. Другие роли придумывают сами участники, коллективно советуясь и мотивируя целесообразность той или иной роли. Важная и притом очень развивающая часть игры – работа по ролевым группам. Ни в коем случае нельзя миновать эту стадию, поручая разработку роли одному из членов группы. В этом случае остальные в группе от игры отключаются.

Даже в том случае, если решили позаниматься дополнительно ко времени по расписанию, надо поработать вместе минут 45, чтобы вся группа готовила роль. Важна не внешняя эффектность роли, важен обучающий эффект – активное участие каждого в коллективном размышлении. Прежде всего, каждая ролевая группа готовит короткий (до 10 минут) устный доклад для дискуссии. Эффект работы намного выше, если группа готовит письменный документ (меморандум) о своей позиции, поскольку описать – значит напрячь мысль. Доклад (устный или письменный) составляется в произвольной форме. Но в нем следует заранее обозначить непременные содержательные моменты. Они помогут обеспечить единое пространство для межгрупповых дебатов. К примеру, при ролевой игре «Социально-экономические преобразования в современной России» есть смысл обозначить такие «сквозные» моменты:

- оценка сложившейся ситуации в хозяйстве и социальных отношениях,

- оценка проводимого правительством курса;

- предложение о том, что надо делать дальше;

- на какие социальные силы может опереться данная (разработанная той или иной ролевой группой) программа.

На занятии проводятся дебаты с целью составления согласованного документа.

Составление документа – повод для активизации дискуссии. Задача дебатов – поучиться аргументировать отстаиваемую позицию, понимать чужие позиции, уметь выделить в них неприемлемое и не мешающее политическому компромиссу.

Подчеркнем, что участники могут в игре как отстаивать свою, так и имитировать чужую позицию. Главное требование – делать это со знанием предмета имитации, не допускать искажений.

Преподаватель, имея свою собственную четкую идейную позицию, в дебатах участвует как наблюдатель («спикер»), оценивающий не идейные взгляды участников (они, естественно, разные), а уровень профессионализма в понимании существа идеологий и программ.

Опыт проведения ролевых игр показывает, что участники не только разрабатывают роль по существу, содержательно, но и представляют реальных персонажей, реальных прототипов их ролей в жизни (президента, премьера, лидеров партий, известного директора предприятия и т. п.). Ни бороться с этим, ни уделять этому повышенного внимания со стороны преподавателя не следует. Это эмоциональная составляющая игры: пусть себе будет, если помогает добиться учебного эффекта.

Ведущий игру должен быть готов консультировать группы при разработке ролей. Он также предоставляет список литературы, ознакомление с которой поможет содержательнее имитировать (разыгрывать) роли.

В процессе работы ролевых групп ведущему стоило бы следить за процессом разработки ролей и мягко направлять ее ход в сторону углубления. Часто встречающаяся неприятность – нахождение характерной черточки, нюанса в жизненном прототипе роли и забвение после этого необходимости содержательного раскрытия роли.

В ходе дебатов обязанность преподавателя – не откладывая, корректировать искажение роли по существу. Это приносит нужный обучающий эффект.

В конце требуется подвести итог дебатам и всей игре. Тут важнее всего, во-первых, похвалить за точное отображение существа и полноту содержания при разработке роли и ее представлении в дебатах. Недостатки надо представить как моменты, требующие дополнительного продумывания и внимания.

Рекомендации организаторам ролевой игры:

1. Тщательно разрабатывайте план ролевой игры. Желательно иметь литературу для разработки ролей или досье материалов для основных ролей. Необходимо иметь не менее двух аудиторий для работы групп. Группы ведь и шумят в ходе творческой работы, и заготавливают ролевые сюрпризы для дебатов (а это дело до поры секретное).

2. Используйте ролевые игры и метод проигрывания ситуаций корректно. Эффективность ролевых игр определяется новизной переживания, поэтому если их использовать при каждом удобном случае, то ценность этой интерактивной технологии приблизится к нулю.

3. Старайтесь делать группы маленькими, поскольку возможное сопротивление небольшой группы (до 10 человек) преодолеть проще. Такая численность позволяет создать неформальную творческую обстановку, способствующую продуктивному обучению.

4. Применяйте ролевые игры творчески, сочетая различные методы обучения. Теоретическое изложение проблемы может быть эмоционально окрашено ролевой игрой, что повысит степень усвоения учебного материала.

5. Повышайте свою квалификацию и приобретайте игротехнический опыт.

6. Используйте помощников при проведении ролевой игры. Ими могут быть другие преподаватели или аспиранты, ведущие исследование по теме игры.

7. При возможности делайте видеозапись, которая обеспечит обратную связь и подтвердит те или иные положения.


Приложение 8

Ситуационный анализ

(разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод)

Для активизации учебного процесса и развития мышления обучающихся преподавателю целесообразно использовать ситуационный анализ в решении проблемных ситуаций. Под проблемной ситуацией понимается «конфликт», возникающий в мышлении обучаемого в тот момент, когда ему предлагается задача, для решения которой у него недостаточно имеющихся знаний и способов действия. В этом случае он ставится
перед необходимостью развивать свои знания, открывать для себя
новое в известном.

Ситуационный анализ состоит в том, что обучающиеся, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми.

В зависимости от характера освещения материала используются ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Ситуация-иллюстрация заключает в себе пример из управленче­ской практики (как позитивный, так и негативный) и способ реше­ния хозяйственной ситуации.

Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно.

Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод уп­равленческой или социально-психологической деятельности подготовлен так, чтобы его решение требовало каких-либо стандарт­ных действий, например расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т.д.