Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов и специалистов психологической службы (стр. 11 из 21)

3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в пря­мом порядке, а красного — в обратном.

После того как у ребенка будут удовлетворительные результаты по поиску предложенного выше количества цифр, их число можно уве­личить до 16, затем до 24, затем до 40 и пр. Задания можно модифици­ровать, заменив цифры буквами русского или латинского алфавита.

2. «Каждой руке – свое дело». Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение од­ной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

3. Корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв. Например, первые пять минут ребенок вычеркивает букву «С», сле­дующие пять минут — «3», затем поочередно вычеркивает букву «С» вертикальной линией, а «3» — горизонтальной, еще через пять минут — наоборот.

4. «Заметь все» («Чего не стало?», «Что изменилось?») Раскладывают в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрыва­ются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8—10, спросить у де­тей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем чтобы дети перечислили их по по­рядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

5. «Ищи безостановочно». Задача — в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя (либо на сюжетной картинке) как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, фор­мы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает пе­речисление, другие его дополняют.

Рекомендации по развитию произвольности поведения,

навыков самоконтроля

В данном разделе приведем примеры коррекционных игр для детей 6 – 10 лет, разработанных Т. Ю. Андрющенко и Н. В. Карабековой [3]. Предложенные ими игровые программы адресованы учащимся с недостаточной сформированностью произвольности поведения, внутренней позиции школьника, пространственной ориентировки и внутреннего плана действия, а также ряда интеллектуальных способностей.

Игра «УМЕЛАЯ ПОРТНИХА»

Цели:

- Развитие произвольности поведения:

— Формирование умения действовать по правилу;

— Овладение контрольно-оценочными действиями;

— Овладение планирующей функцией речи;

- Развитие пространственной ориентировки:

— Формирование пространственных умений (определение пространственных признаков объекта, направления действия);

— Обучение наглядному моделированию пространственных отношений;

— Овладение пространственной лексикой;

- Развитие познавательных способностей:

— Развитие умения кодировать и декодировать информацию, владения схематическим и знаковым письмом;

— Овладение перцептивными приемами и действиями;

— Овладение мнемическими действиями

- Формирование внутренней позиции школьника.

Оборудование и материалы:

1. Два набора игровых полей (по три игровые карты, разде­ленные соответственно на шесть, девять и двенадцать клеток).

2. Два одинаковых набора пуговиц (по 7—10 штук), различа­ющихся по цвету и форме.

3. Схемы-задания, контрольные карточки.

4. Шкала роста «Сила памяти», фишки-пуговицы (трех-, че­тырех- и пятицветные).

5. Цветные карандаши.

Содержание вводной беседы с ребенком: «Ты знаешь, кто такая портниха? Верно, это мастерица, которая умеет шить одежду — брюки, юбки, платья... И почти ко всякой одежде ей нужно пришить пуговицы. Посмотри, на твоей одежде есть пуго­вицы? Видишь, на платье — маленькие пуговки, а на куртке, пальто — большие. Портниха подбирает к одежде подходящие пу­говицы. Сегодня мы начнем играть в игру, которая так и называ­ется "Умелая портниха". Ты узнаешь, как портниха отличает пу­говицы друг от друга, научишься разгадывать мои загадки и сочи­нять загадки от лица портнихи про пуговицы».

Этапы проведения игры

На первом этапе игры взрослый вместе с ребенком опре­деляют пространственные признаки шестиклеточного игрового поля (в случае затруднений рекомендуем перейти к дополнитель­ному упражнению «Молчаливая страница»).

Здесь же взрослый предлагает ребенку познакомиться с набо­ром пуговиц. Для этого он предлагает ему рассмотреть один набор пуговиц: «Скажи, чем все эти пуговицы отличаются друг от дру­га?» Как правило, дети чаще всего в первую очередь отмечают различия в цвете. «Давай разложим эти пуговицы по цветам», — предлагает педагог. Затем все пуговицы перемешиваются. «А чем еще они различаются? — вновь спрашивает психолог. — Да, они разные по размерам. Давай разложим их на большие, средние и маленькие». Далее психолог снова задает вопрос о различии пуго­виц. И так до тех пор, пока ребенок называет разные признаки разделения пуговиц на группы. Если ребенок затрудняется, пси­холог выкладывает перед ним две пуговицы, имеющие явные раз­личия (например, по количеству дырочек для пришивания), и предлагает ребенку найти это различие, а затем разложить пуго­вицы по вновь выделенному признаку.

Собственно игра начинается на втором этапе. На занятии «Где какая пуговица» взрослый выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Ребенок должен запомнить их расположение. Затем взрослый накрывает листом бумаги игро­вое поле, а школьник, выбрав из своего набора такие же, как у него, пуговицы, расставляет их соответствующим образом на сво­ем игровом поле. Далее он сверяет выполненное им задание с образцом.


Рис. Вариант схемы-задания (А) и контрольная карточка (Б) к занятию «Потерявшиеся пуговицы. Поможем портнихе»


На этом же этапе игры ведущий обучает ребенка приемам эф­фективного запоминания (занятие «Куда и как пришить пугови­цы»): взять пуговицу в руки, рассмотреть ее, описать вслух ее осо­бенности, место ее расположения на поле (например, «красную большую круглую пуговицу пришиваем в правый верхний квад­рат» и т.п.).

На следующем занятии вводятся временное ограничение и до­полнительное условие: описывать пуговицу, ее местоположение про себя.

В зависимости от успешности освоения ребенком игровых дей­ствий используются девяти-, двенадцатиклеточные поля, увели­чивается количество пуговиц (4 — 5 штук).

На третьем этапе (занятие «Пришиваем пуговицы вмес­те») возможны следующие варианты:

- ребенок выступает в роли ведущего, взрослый — его партне­ра по игре;

- ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с игровым полем, с правилами игры, проводит ее);

- играют два ребенка, одинаково знакомые с правилами игры.
В этом случае задания усложняются: увеличивается игровое поле (двенадцатиклеточное), количество пуговиц (4 —5 и больше).

На четвертом этапе игры (занятие «Потерявшиеся пу­говицы. Поможем портнихе») взрослый дает ребенку игровое поле и схему-задание (рис. 4, А): «Давай поможем рассеянной портни­хе. Она получила заказ и забыла, какие пуговицы куда надо при­шить. Хорошо, что остался рисунок-схема. Посмотри внимательно на него и попробуй найти место для каждой пуговицы».

Ребенок должен выбрать из своего набора пуговицы соответ­ствующего цвета и расставить их на своем игровом поле в поряд­ке, обозначенном на схеме.

Затем взрослый предлагает ребенку самому составить подоб­ную схему. На поле выставляются пуговицы, ребенок запоминает их местоположение. Затем пуговицы убираются, и он заполняет контрольную карточку (рис. 4, Б), закрашивая необходимые квад­раты соответствующим цветом (занятие «Потерявшиеся пугови­цы. Подсказка для памяти»).

На этом этапе возможна игра в паре со сверстником — как знакомым с правилами игры, так и не имеющим игрового опыта.

Шкала роста «Сила памяти» состоит из набора карточек, обо­значающих шести-, девяти-, двенадцатиклеточные поля (в зависимости от возможностей ребенка на каждом занятии выбирается карточка соответствующей сложности), и набора разноцветных фишек-пуговиц, обозначающих соответствующий объем памяти на каждом занятии (рис. 5, 6).

Количество клеток на карточке шкалы роста соотносится с вариантом игрового поля, использовавшего­ся на занятии. В конце каждого занятия ребенок выбирает фишку-пуговицу с соответствующим количеством цветов (в зависимости от того, сколько пуговиц он запомнил безошибочно).

Смысл игры для ребенка проявляется в безошибочной ориен­тации в условном и реальном пространстве, правильном и успеш­ном запоминании цвета и места пуговиц, увеличении объема па­мяти, соревновательном режиме.

Анализ поведения и деятельности ребенка в игре

1. Принятие задачи — учебной (на первом этапе), игровой (в течение всей игры), совместных действий (на третьем этапе).

2. Произвольность поведения — длительность сохранения за­дачи, успешность пооперационального и итогового видов конт­роля (словесный отчет о действиях).

3. Пространственная ориентировка.

4. Характер общения — сотрудничество, соперничество, ма­нипуляции и др.

5. Владение схематическим письмом — умение кодировать и декодировать информацию.

Игра «ЯРМАРКА»

(используется самостоятельно или как игровая разминка)

Цели:

- Развитие произвольности поведения:

— Формирование умения действовать по правилу;

— Овладение контрольно-оценочными действиями;

— Овладение планирующей функцией речи;