Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов и специалистов психологической службы (стр. 14 из 21)

1. «Найти ошибку». На наборном полотне выставлены в определенном порядке сюжетные картинки. Дети вместе с учителем устанавливают правильность расположения картинок. Затем учитель читает рассказ и «допускает ошибку» в изложении последовательности событий. Дети должны обнаружить эту «ошибку». Затем рассказ воспроизводится детьми.

2. «Найти лишнюю картинку». На наборном полотне устанавливают две-три сюжетные картинки, объединенные единой темой, а также одну лишнюю. Предлагается найти лишнюю, восстановить последовательность событий и составить рассказ по ним.

3. Имеются два набора сюжетных картинок, которые смешаны. Детям предлагается разделить картинки на две группы по сюжету (что к нему относится) и составить по одному из наборов рассказ, восстановив порядок картинок.

4. На наборном полотне выставлена серия сюжетных картинок. Дети восстанавливают их последовательность.

5. В один столбик написаны отдельные слова, в другой - предложения, в которых отсутствует подлежащее. Например:

Катя __________ пошли в лес

Дети __________ увидела белку

Миша __________ собирал ягоды.

Задание: пользуясь словами из первого столбика, составить целое предложение.

6. Незаконченные предложения дополнить с помощью сюжетных картинок.

Наступила_________ .

Выпало много ________.

Катя и Коля лепили________ .

Саша и Маша катались________ .

7. В первом столбике помещены незаконченные предложения, а в другом – слова, например:

Около дома ___________ лыжи

У Жени______________ ножи

На столе _____________ лужи

В лесу ___________. ежи

Задание: подобрать по смыслу недостающие слова.

8. Даны три-четыре предлога, например: под, над, около и отдель­но предложения с пропущенными предлогами:

___ куста Ваня нашел гриб; ___ кустами сидел ежик; ___ кустами ле­тали осы.

Задание: к каждому предложению подобрать предлог.

Систематическая работа над оформлением высказываний, требо­вание доказательности, обоснованности ответов позволяют достичь значительных результатов в развитии устной речи учащихся, в обо­гащении ее сложными синтаксическими конструкциями.

Чрезвычайно важно приучать детей к точности в употреблении слов. Приемы работы над расширением словарного запаса, уточне­ние представлений учащихся о свойствах и действиях разнообраз­ны, например:

1. Всему классу предлагается подобрать подходящее слово, наи­более точно выражающее свойство или действие предмета.

2. Учитель называет несколько свойств, качеств или действий, характерных для какого-либо предмета или явления. Учащиеся долж­ны назвать это явление, указать его свойства или рассказать, какие действия оно производит. Например: вой, свист, дует, срывает, поднимает и т.д. - ветер.

3. Выбрать из списка слов те, которые наиболее точно выражают действия или состояние наблюдаемого объекта, например: дождь - моросит, идет, льет; снег - пошел, посыпал, повалил; снежинки - па­дают, порхают, кружат, вьются.

4. Подобрать слова, соответствующие таким явлениям природы, как дождь, ветер, снег, метель: колючий, проливной, порывистый, сильный, сыплет, льет, кружит, дует.

5. Учитель дает начало рассказа, а дети его заканчивают, отвечая на поставленные вопросы. В процессе составления коллективного рассказа перед каждым
учеником должна стоять задача дать свой, отличающийся от других
ответ на вопрос учителя. Учитель должен предложить учащимся уточ­нить, дополнить предшествующий ответ, сказать о том же, но вырази­тельнее, образнее, полнее, построить свой ответ по-иному, т.е. форми­ровать у учащихся способность отбирать для коллективного рассказа наиболее подходящий вариант предложения (фразы) или целого выс­казывания. Учитель выбирает лучший вариант ответа, при этом при­учает детей сравнивать с ним свой собственный ответ, что позволит им осознать, что одну и ту же мысль можно выразить разными слова­ми, но в то же время более или менее точно, полно, логично, при этом учитель обязательно должен объяснить учащимся, почему выбран­ный ответ лучше, предложить поправить неудачный ответ, распространив предложение, подобрав эпитеты, синонимы, антонимы и т.п. более удачные высказывания можно использовать как образцы.

К ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца. Даже в неполных и неточных ответах нужно найти что-то положительное и дать ребенку почувствовать, что его усилия не были напрасны. Такое отношение стимулирует у детей дальнейшую активность и уверенность в себе. При выборе заданий необходим индивидуальный подход с учетом уровня речевой подготовки учащихся. При прослушивании подготовленных рассказов необходимо предложить учащимся высказать свои замечания: соблю­дена ли правильная последовательность, интересный ли получился рассказ, а если его было трудно слушать, то почему.

При обобщении и систематизации знаний об объекте, явлениях природы и т.д. полезно использовать сюжетные картинки, таблицы, содержащие план рассказа или раскрывающие его основное содер­жание. Такие таблицы обычно учащиеся составляют совместно с учителем. В процессе работы над составлением наглядного посо­бия (таблицы) у учащихся формируются умения наблюдать, уста­навливать причинно-следственные связи, делать выводы по резуль­татам наблюдений - все это совершенствует навыки построения выс­казывания и связного последовательного рассказа.

Рекомендации по коррекции нарушений моторных функций

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности пе­реключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладе­ние навыками письма, рисования, ручного труда.

Для развития и совершенствования ручной моторики рекомендуются следующие игровые приемы и упражнения:

1. Упражнения на развитие и совершенствование статической ко­ординации движений.

«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расста­вить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить го­ризонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кон­чики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем уп­ражнении, только указательные пальцы расположить в горизонталь­ном положении перед «крышей».

«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем уп­ражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками

2. Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.

«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок – кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикао ются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыл! ной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птичк летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»

«Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавны движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» — локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключение» кистевого замаха.

«Веселые маляры» - движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз

«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

3. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анали­заторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме) слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладо­нью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

«Оса - кольцо»* «Зайчик - кольцо» - переходы из одной стати­ческой позы в другую.

«Отстукивание»* - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец кото­рого дает учитель.

«Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек (•) где // - «медленные» (с паузой), •• - быстрые постукивания.

4. Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размepa формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету,