Вернемся к проблеме классификации форм воспитательной работы с детским объединением. В этом смысле весьма интересной представляется мысль замечательного методиста и писателя С.П. Афанасьева о возможности использования зоологической модели оформления типологии: тип - класс- род- семейство- вид- подвид. Близкие идеи мы встретили у Е.В. Титовой. При таком подходе мы можем получить следующую картину. В качестве типов форм могут выступить указанные выше «статичные» - (представление), «статично-динамичные» (созидание-гуляние), «динамико-статичные» (путешествие). Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет вычленить несколько классов. Так, в типе «представление» выделяются три класса:
1) представления–демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа – представление, торжественное собрание);
2) представления-ритуалы (линейка),
3) представления–коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).
Если для примера мы возьмем такой род форм работы, как «конкурсная программа - представление», то, опираясь на работы С.П. Афанасьева, сможем назвать в качестве «семейств форм воспитательной работы с детским объединением» познавательно-интеллектуальные игры- представления и творческие конкурсы- представления, спортивные соревнования- представления. В то же время всем известные малые формы работы («Концерт-ромашка», «Концерт- молния» и т.п.) следует отнести к типу «созидание-гуляние».
В таком роде форм воспитательной работы с детским объединением как «дискуссия», основываясь на книге М.В. Кларина, можно выделить следующие семейства: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание». Кроме того, к роду «дискуссия» можно отнести такое семейство форм воспитательной работы, как «собрание коллектива».
Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на три класса:
1) развлечение – демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);
2) совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
3) развлечение- коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
В типе «путешествия» мы обнаружили также три класса:
1) путешествие- демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
2) путешествие - развлечение (поход, прогулка);
3) путешествие- исследование (экскурсия, экспедиция).
Предложенная нами классификация форм воспитательной работы не является бесспорной, однако она определяет в качестве источников форм коллективной деятельности детей основные коллективные занятия сельской общины: совместный труд в помощь соседям, совместное развлечение, молитву, сход, путешествие.
Притча о трехколесном велосипеде
(притча о классификации форм воспитательной работы)
Недалеко от волшебного леса жили-были люди в одном селе. Однажды поздним вечером в одну из крайних изб постучался волшебник, он очень устал и попросил остаться на несколько дней передохнуть, чтобы продолжить свой путь. Выглянул он утром из окна – солнышко встает, девушки деревенские за грибами пошли, прошептал что-то чародей на непонятном языке и прямо из воздуха появилось сказочное колесо – котором было написано «прогулка».
Вышел волшебник прогуляться по улице – видит мужики всей деревней на сход собираются. Вот вышел староста, речь говорит, народ затылки чешет, перешептывается. Посмотрел, посмотрел волшебник на все это действо и сотворил еще одно колесо с надписью «представление».
Пока ходил гость по деревне, по сторонам смотрел, уж смеркаться стало. Молодежь разложила на берегу реки большой костер, стали парни с девушками хороводы водить. Понравились игры и забавы волшебнику, он возьми да произнеси заклинание. Тут, откуда ни возьмись, катится третье колесо, а на нем яркими буквами начертано «гуляние».
Отдохнул, чародей в деревне, новых сил набрался, а на следующий день, перед тем как попрощаться с гостеприимными хозяевами, собрал странник три колеса и соорудил из них чудо игрушку – велосипед. «Это говорит вашим деткам останется, чтобы играли, играли да уму разуму учились!»
Формы-представления в воспитательной работе классного руководителя.
Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Среди основных методов, определяющих конструкцию данных форм, «демонстрация», «ритуал» и «диалог» (беседа). Размышление о природе возникновения подобного типа форм, как уже указывалось выше, привели нас к мысли об этнокультурных корнях. Мы полагали, что источником данного типа форм воспитательной работы могли выступать «народное вече» - сельский сход (для всех форм, предполагающих диалог или полилог) и ритуал молитвы.
В типе «представление» выделяются три класса представления-демонстрации, представления-ритуалы, представления-коммуникации. Каждый из классов включает в себя виды. Так класс представления-демонстрации состоит из таких видов – спектакль, концерт, просмотр, представление-соревнование. Класс представления-ритуалы составляют линейка и вахта памяти. В третий класс (представления-коммуникации) входят митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут, четвертый (представление-изготовление или публичное созидание) – кулинарное шоу-представление.
Схема № 1
Статичные формы воспитательной работы (тип представление)
Класс | Вид |
Преобладающий способ взаимодействия | Примеры |
Ритуал | Линейка |
Вахта памяти | |
Митинг, сбор подписей, пикетирование, торжественное собрание | |
Коммуникация | |
Круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание | |
Диспут | |
Огонек, урок, встреча с интересным человеком | |
Рассказ, сообщение, публичное выступление, нравственная проповедь | |
Демонстрация | |
Отчетный концерт, тематический концерт, концерт-лекция, демонстрация мод | |
Устный журнал, агит-спектакль, | |
Творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуально-познавательная игра, рыцарский турнир (бой, дуэль, поединок, ринг; марафон, экзамен) | |
Публичное созидание | Кулинарное представление |
Организация восприятия | Просмотр кино (видео-, теле) фильма, спортивного или художественного представления |
«Яблоня возможностей» |
1. Торжественное собрание детского коллектива - собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов. Воспитательные возможности торжественного собрания детского коллектива состоят в формировании социального опыта (освоении социально приемлемых схем поведения) совместного позитивного переживания. Участниками торжественного собрания являются ведущий (с несколькими помощниками), выступающие, зрители-слушатели, каждый из которых потенциально может стать выступающим. Ведущий и выступающие находятся в центре внимания (на возвышении, например на трибуне или за столом президиума). Торжественное собрание проходит в зале, классной комнате, или другом месте, где обеспечивается доступность наблюдения за центром внимания. Можно порекомендовать следующую партитуру торжественного собрания: встреча участников, открытие (объявление об открытии, гимн или песня, выборы президиума), выступление пяти подготовленных ораторов, выступление желающих. Встреча участников весьма важная процедура она может включать в себя регистрацию, вручение эмблем. Торжественное собрание должно быть посвящено одной теме. Большую роль в эффективности торжественного собрания играют речи выступающих, имеющие свои особенности, как в информационном, так и аффективном планах. Коммуникация, разворачивающаяся на торжественном собрании, воздействует за счет ассоциативности предъявляемой информации ( новом ракурсе рассматриваемого явления), следовательно, при подготовке необходимо найти свежие, эксклюзивные сведения, интересные повороты в интерпретации произошедшего. Для обеспечения эмоциональной составляющей выступлений на торжественном собрании важно, чтобы речи были короткими, яркими, доходчивыми, рассчитанными на мгновенный эффект, продолжались не более 5минут. Педагог при проведении данной формы должен быть готов выступить оратором и продемонстрировать яркость речи и индивидуальность мысли. С другой стороны торжественное собрание – «одноразовая форма», ее не следует проводить чаще одного – двух раз в году.
2. Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь) - представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации. В ходе лекции школьниками формулируются сложные вопросы человеческого бытия, проблемы нравственного выбора. Анализируя правила устного выступления, И.М.Юсупов называет принципы, лежащие в основе речевого воздействия на сознание: доступность информации, аргументированность доводов, интенсивность, ассоциативность, наглядность, экспрессивность, ясность выражений. Лекция дает возможность слушателю концентрировать свое внимание на основных моментах представляемого материала. Непосредственное общение позволяет по ходу процесса сориентировать изложение для более доходчивого восприятия именно данной аудиторией; сама методика чтения лекции допускает элементы диалога (встречные вопросы и дополнительные разъяснения лектора, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции), при доминанте монолога. Лекция должна быть для слушателя прозрачна в информационном смысле. С самого начала определяются тема разговора, задача предлагаемого монолога; заявляемый оратором тезис снабжается аргументами, примерами, поддержками (высказываниями известных мыслителей или авторитетов в этой области знания); окончание лекции связано с повторением задачи, всех основных тезисов. Большие возможности создает использование проблемного подхода, лекция в этом случае может строиться как последовательное продвижение к ответу на заданный вопрос. Как известно, хорошая лекция соответствует формуле: «завлечь, увлечь и развлечь». Поэтому немаловажно уделить внимание динамике изложения (ритму лекции), узнаваемости примеров и ассоциаций. В этом смысле лектор обязан быть адекватен аудитории, разговаривать на языке, принятом в этом обществе. Здесь значительного успеха добиваются те ораторы, которые сочетают высокие образцы речевой культуры с элементами молодежного и подросткового сленга. Лекция производит большее впечатление и лучше усваивается, если лектор обладает хорошей дикцией, последовательно и сжато излагает материал, акцентирует внимание слушателей на его главнейших положениях и формулировках. Лекция не что иное, как демонстрация информации, отсюда первостепенное значение имеет использование различных видов наглядности. В качестве средств управления вниманием слушателя могут использоваться: работа над планом, запись материала, работа над обобщениями, составление синхронистических таблиц. В наше время хорошую лекцию трудно себе представить без мульти-медийной презентации.