Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь классному руководителю (стр. 8 из 10)

1) показ театрального представления, который носит проблемный характер, действие спектакля останавливается в самый кульминационный момент,

2) в детских объединениях идет обсуждение увиденного,

3) разработка сценария, репетиция,

4) показ вариантов окончания спектакля детскими объединениями.

При помощи незаконченного спектакля можно решать задачи нравственного воспитания подростков, старшеклассников. Одним из кульминационных моментов подготовки к представлению является генеральная репетиция, основными задачами которой являются

- отметить продолжительность (время) представления и каждого элемента в отдельности,

- выстроить окончательно последовательность эпизодов программы,

- выверить акустические возможности зала, сопоставив акустику инструментов. Отредактировать звуковую режиссуру через акустическую аппаратуру (пульт и звуковые колонки) и баланс звучания в оркестре (оркестровые нюансы, звучание соло и групп),

- наметить расположение участников на сцене (станки, пульты, микрофоны,

- режиссерская отработка поведения артистов на концертной сцене (выход и уход исполнителей и т. п.)

- световое оформление концерта и каждого эпизода в отдельности (работа с режиссерами по свету).

15. Ситуационно-ролевая игра как форма организации совместной деятельности - это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Ситуационно-ролевая игра характеризуется тем, что все участники деятельности делятся на игроков и организаторов, чаще называемых «мастерами игры», функция зрителей для данной формы не предусмотрена. С помощью ситуационно-ролевой игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия, стимулировать интерес к познавательной деятельности в сфере истории, литературы, культурологии и т.д.

Существуют несколько разновидностей ситуационно-ролевой игры: малая игра (МИГ), большая ролевая игра (БРИГ), игра-эпопея.

В малой ситуационно-ролевой игре (МИГе) традиционно участвует от 12 до 30 человек. Игра проходит от 3 до 6 часов. Другое название этого вида игр – «кабинетки», поскольку игровое взаимодействие организовывается в каком-либо помещении. Особенностью является то, что каждый игрок участвует в малой ролевой игре индивидуально. Исходя из ролевого предписания, он устанавливает с другими игроками различные отношения – от сотрудничества до конфронтации. Модель игрового ролевого взаимодействия в данном случае предстает в виде нескольких игровых конфликтов, называемых «завязками». Каждый игрок изначально является участником одного или нескольких конфликтов, имеет определенные ролевым предписанием задачи и игровые средства. Иными словами, перед участием в игре каждый игрок получает описание своей роли, называемое «индивидуальная вводная». Игроку предлагается определенный разработчиком игры игровой образ (игровое имя, возраст, профессия, основные события жизни и т.д.), игровые задачи (собственные интересы в игровых конфликтах), игровые средства, с помощью которых можно решить задачи. Модель игрового взаимодействия предусматривает несколько вариантов развития и завершения игровых событий.

Особо выделяется военизированная игра на местности, называемая «рейнджерка» (американская внучка «Зарницы»). Оптимальное количество участников от 50 до 70 человек. Время проведения – от 3 до 7 часов. Данный вид игр предполагает групповое участие. В основе «рейнджерки» обычно лежит простая фабула. Это может быть двусторонний конфликт, например, конфликт между разбойниками Робин Гуда и войсками шерифа Шервудского леса. Другой вариант состоит в организации соревнования, например, в обнаружении и захвате важного объекта между десантными отрядами нескольких государств. Третий вариант состоит в сочетании двух первых. Основными игровыми средствами в данном случае является игровое оружие, а также особый вид условных воздействий на игрока, называемый «магия». «Рейнджерка» может содержать моменты, предполагающие применение туристических и спортивных навыков: полоса препятствий, «веревочный» курс, ориентирование на местности, переправа через реку и т.д. Классический вариант проведения данной формы предполагает ознакомление участников с правилами игры, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры. Ситуационно-ролевая игра может проводиться как отдельное мероприятие или выстраиваться серией игр. Также она может использоваться в рамках социально-педагогического тренинга.

16. Продуктивная (инновационная) игра - совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Воспитательными возможностями продуктивных игр являются: развитие таких групп умений, как: анализировать различные проблемы, разрабатывать способы решения этих проблем, кратко формулировать основное содержание проекта, отстаивать собственные разработки в дискуссии и т.п. Продуктивная игра может использоваться при планировании деятельности класса в начале учебного года: выработка интересных идей, усиление креативности детей, выделение новых лидеров, формирование резерва детского самоуправления; детальная разработка плана с учетом специфики детского объединения.

Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:

- наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

- разделение участников на небольшие (8 - 12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

- прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

- наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (первое пленарное заседание), работа по группам, общий сбор-финиш (последнее пленарное заседание). На первой встрече осуществляются постановка проблемы и объяснение правил игры, на заключительной – группы демонстрируют созданные информационные продукты, подводятся итоги. Более сложный вариант проведения продуктивной игры включает промежуточные сборы участников, которые призваны подвести итоги промежуточного этапа работы и наметить задачи следующего шага. Поэтому для успешного проведения продуктивной игры требуется одно помещение, способное вместить всех участников совместной деятельности и несколько помещений (по количеству рабочих групп).

Продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов».

Близкой к продуктивной игре можно считать позиционные (организационно-деятельностные игры – ОДИ). Задачами, которые решают ОДИ принято считать помощь участникам в организации собственной деятельности (осознание собственной позиции – самоопределение и проектирование собственной деятельности). По структуре организации пространства и времени ОДИ мало отличается от продуктивной игры: пленарные заседания и групповая работа. В организационно-деятельностной игре большая роль принадлежит игротехнической команде – организаторам совместной деятельности. Эту роль могут играть только специально подготовленные взрослые. ОДИ и продуктивная игра могут продолжаться несколько дней. В этом случае каждому дню, как правило, формулируются задача и тема.

Формы воспитательной работы типа «путешествие» в работе классного руководителя

Третьей выступает такая разновидность форм воспитательной работы, как «путешествие», динамико-статичный тип форм совместной деятельности. В типе «путешествия» можно обнаружить шесть классов: прогулка (путешествие-развлечение), экспедиция (путешествие-исследование-преодоление), экскурсия (путешествие-коммуникация и путешествие со специально организованным восприятием), ритуальное шествие (путешествие-ритуал), поход (путешествие преодоление).

Схема № 3

Динамичные формы воспитательной работы

(тип «путешествие»)

Преобладающий способ взаимодействия Примеры
Демонстрация «Найди клад», «Тропа мужества»
Развлечение Прогулка
Коммуникация Организация восприятия Пешеходная экскурсия, экскурсия в музей
Исследования Преодоление Разведка, экспедиция, рейд
Марш бросок, поход, пробег
Ритуал Парад, карнавальное шествие, факельное шествие

17. Экскурсия - специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е.Сейненский предлагает понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках». Автор указывает, что для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробной план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для учащихся. Конечно, сегодня, благодаря широкому применению электронных образовательных средств распространены виртуальные экскурсии. Такого рода мероприятие следует рассматривать в качестве «организации просмотра».