Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения Бийск (стр. 10 из 20)

Основная установка человека Нового времени (XVII–XIX вв.) интерес к земным ценностям, к науке, обращение к разуму человека.

Для понимания культурных черт XVII века, «века контрастов», «века гениев» необходимо понять роль философов, ученых в изменении общества, понять причины кризиса гуманизма, нашедшего отражение в искусстве (стили барокко, классицизм, направление реализм).

Обратите внимание на то, что именно характеризует культуру Просвещения – стремление человеческого разума проникнуть в тайны
бытия; вера в прогресс науки и просвещения; представление о человеке как части и творца природы; выработка убеждения ненужности Бога.

XIX век называют веком «переоценки ценностей». В чем причина мировоззренческих изменений?

Вопросы для самопроверки

1. Что послужило началом зарождения (истоком) средневековой культуры?

2. Какие главные черты духовной культуры Средневековья определили картину мира?

3. В каких сферах культуры реализовывалось средневековое мировоззрение? Какой вид искусства, как средство приобщения человека к Богу, рассматривался как Библия для неграмотных?

4. Какие характерные особенности эпохи проявляются в средневековом искусстве?

5. Какими чертами характеризуется романская архитектура?

6. В чем своеобразие готического стиля?

7. Почему самым распространенным жанром светской литературы стал героический эпос (поэмы)? Перечислить поэмы.

8. Какие семь чудес света вошли в окончательный список, сформированный в средние века?

9. Каковы временные рамки эпохи Возрождения? Какие две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость?

10. Какие новые идеи выдвинула эпоха?

11. Что такое гуманизм? Кого поставили гуманисты в центр мироздания вместо Бога?

12. Чем были вызваны естественно-научные открытия Г. Галилея, Джордано Бруно, философские искания Н. Кузанского?

13. Каково значение культуры Возрождения?

14. Почему XVII век называют «веком гениев»?

15. В XVII веке европейцы усвоили тезис «знание – сила». Какой смысл вкладывался в него?

16. Девизом эпохи XVII века могут быть слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». О какой главной задаче этого столетия идет речь? Перечислить крупных мыслителей, чьи труды помогли создать базу для технического прогресса и его осмысления.

17. Каким образом проявилось стилевое многообразие в искусстве? Перечислить и охарактеризовать три художественных стиля, отразивших социальные и научные изменения в обществе.


18. Какие характерные черты эпохи Просвещения? В чем выражается значение эпохи Просвещения?

19. Стремление человеческого разума в XVIII веке проникнуть в тайну бытия связывалась с поиском гармонии индивидуальной и общественной жизни. Какой художественный стиль отражал этот поиск в искусстве?

20. Каким образом можно охарактеризовать XIX век? Почему XIX столетие называют «золотым веком» науки?

21. Каковы особенности художественного освоения действительности? Вместе с тем к концу XIX века пошатнулась вера в разум, вера в человека, обрушилась система традиционных ценностей, ушла вера в прогресс, разрушена вера в Бога. Чем это обусловлено? Каковы причины вырождения нравственных ценностей?

Тема 15. Арабо-мусульманская культура

План

1. Монотеистическая религиозная система – ислам (вероучение ислама, символ веры ислама, обряды и праздники).

2. Философия, литература, наука, архитектура, искусство исламского мира.

3. Влияние исламской цивилизации на Европу.

Понять культурное многообразие позволяет типологическая конструкция Запад–Восток. Ближний Восток ассоциируется с культурой арабского мира.

Этот тип культуры подробно освещается в книге В. С. Поликарпова «Лекции по культурологии», учебнике «Культурология для технических вузов» под редакцией М.В. Булановой-Топорковой.

Понимание арабского мира основывается на знании главной особенности исламской духовной традиции – нераздельности религиозного и светского начал. Вследствие этого важно иметь представление о монотеистической религии – исламе, о священной книге мусульман – Коране, в котором содержится мировоззренческое ядро исламского мира. Вместе с тем Коран для мусульманина – это свод религиозно-нравственных предписаний, законов, выражающих волю Аллаха. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Вторая по значимости книга мусульман – Сунна (предание), состоящая из шести сборников, включающих различные нормы, обычаи, правила поведения, эталоном которых выступал пророк.


Арабо-мусульманская культура – ценностно-нормативный мир, в основе которого монотеистическая религия. Для понимания основ культуры необходимо иметь представление о мусульманских обрядах. Ислам насчитывает пять обязанностей мусульманина – исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. Одно из основных предписаний ислама – джихад (война за веру, согласно которой необходимо распространять ислам, даже ведя «священную войну» против сторонников других верований).

В изучении культуры несомненный интерес представляет шариат. Исламский шариат разрабатывается на основе Корана и хадисов (речей Пророка) и представляет собой ряд постановлений, касающихся действий и поступков людей. Шариат не оставляет возможности для совершения какого-либо недостойного поступка. С основами этих предписаний можно ознакомиться в Интернете (см. электронный адрес в списке литературы к занятию).

Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет неразделенность духовной и светской власти, политики и государства.

На основе религиозных идей ислама возникла великая философия и великолепная поэзия, составляющие единство (Авиценна, Авэрроэс).

Характерной особенностью арабо-мусульманской культуры был культ знания: считалось, что если сердце не получает его в течение трех дней, оно непременно умирает. Благодаря знанию человек приобретает бессмертие. Энциклопедически образованные ученые арабского мира внесли вклад в развитие точных и естественных наук (см. «Очерки по истории мировой культуры»). Художественный гений арабов проявился в поэзии, в восточных сказках.

Глубокому пониманию культуры этого типа в процессе подготовки к занятию помогут книги В.В. Бартольда, Л.С. Васильева, статьи указанные в списке литературы, учебные пособия, словари.

Вопросы для самопроверки

1. В каких странах сегодня распространен ислам?

2. Каким образом предстает мир согласно Корану?

3. На что ориентирует социальная этика ислама?

4. Каковы основные обязанности мусульманина?

5. Почему так важно для мусульманина исполнение пяти обязательств: 1) исповедание веры – шахада (повторение, символы веры), 2) моление – салат (пять раз в день), 3) соблюдение поста (30 дней) – аль-сиям, в месяц рамадан, 4) раздача милостыни – закат, 5) паломничество в Мекку – хадж? Охарактеризуйте эти «пять столпов ислама».


6. Что требовалось от человека, чтобы стать мусульманином?

7. Каким образом связан арабский язык с Кораном? Какова роль арабского языка в этом типе культуры?

8. Какие шедевры мировой литературы были созданы на мусульманском Востоке?

9. В чем выражался мусульманский культ знания и как он отразился на культуре мусульманского средневековья?

10. Какими именами представлена философия арабского мира?

11. Какие области знания развивались на Арабском Востоке?
Какими достижениями обязана европейская наука средневековым
учёным-мусульманам?

12. Какая роль в мусульманской культуре отводится мечетям?

13. Почему мусульманские ортодоксы запрещают реалистическое творчество (изображать животных, людей)?

14. Что можно сказать об искусстве каллиграфии в арабском мире? Что для мусульманина означает арабеска?

15. Какое влияние оказала исламская цивилизации на Европу, по мнению автора статьи Рене Генона? В чем это проявилось?

16. Прокомментируйте высказывание: ислам - это всеохватывающий образ жизни.

Тема 16. Восточно-христианская цивилизация

План

1. Культура Византии. Храмовое искусство. Художественная культура. Иконография.

2. Русская культура. Периодизация, истоки, становление, развитие русской культуры.

Целостному пониманию особенностей восточно-христианской цивилизации окажут помощь, в первую очередь, книга Л.С. Васильева, учебное пособие Н.А. Моисеевой, работа Н. Бердяева, а также указанные в списке литературы статьи разных авторов.

Византийская культура – разновидность христианской культуры, образованной на основе отделившейся от Римской империи Восточной части. Христианство стало духовным связующим звеном между античным миром и Средневековьем. Вследствие этого для понимания причин утверждения христианства, становления его государственной религией в Византии необходимо рассмотреть особенности формирования византийской цивилизации.

Особо обратите внимание на особенности храмового искусства и единства с другими формами, отражавшими подчиненность материального духовно-возвышенному, земного – небесному. Византия – родина крестово-купольного храма, который стал позднее главной архитектурной формой православных соборов на Руси.

Выявление сущности данного типа культуры невозможно без анализа системы ценностей. Постижение христианской культуры требует выявление специфики художественной культуры Византии. Византия – родина иконописи, поэтому важно знание иконографических канонов. Иконопись – храмовая живопись, изображающая сакральную (священную) реальность, сцены Священного Писания. Существенное значение имеет понимание вклада в развитие мировой культуры Византии и ее влияния на русскую культуру.