ЦЕЛЬ → какой результат, работающий над темой, намерен получить, каким он его видит?
ЗАДАЧИ → что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ → что не очевидно в объекте, что докладчик видит в нем такого, чего не замечают другие?
Отличительной чертой доклада является научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.
Этапы работы над докладом:
· подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 4–10 источников);
· составление библиографии;
· обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений;
· разработка плана доклада;
· написание;
· публичное выступление с результатами исследования.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
1) формулировка темы выступления;
2) актуальность темы (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам уделялось недостаточное внимание в данной теме, почему выбрана именно эта тема для изучения);
3) цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы выступления и может уточнять ее);
4) задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие);
5) методика проведения сбора материала (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов);
6) результаты. Краткое изложение новой информации, которую получил докладчик в процессе изучения темы. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым мыслям. Желательно продемонстрировать иллюстрированные книги, копии иллюстраций, схемы;
7) выводы. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. В заключении выводы должны быть пронумерованы, обычно их не более четырех.
При подготовке к сообщению (выступлению на семинаре по
какой-либо проблеме) необходимо самостоятельно подобрать литературу, важно использовать и рекомендуемую литературу, внимательно прочитать ее, обратив внимание на ключевые слова, выписав основные понятия, их определения, характеристики тех или иных явлений культуры. Следует самостоятельно составить план своего выступления, а при необходимости и записать весь текст доклада.
Если конспект будущего выступления оказывается слишком объемным, материала слишком много и сокращение его, казалось бы, невозможно, то необходимо, тренируясь, пересказать в устной форме отобранный материал. Неоценимую помощь в работе над докладом оказывают написанные на отдельных листах бумаги записи краткого плана ответа, а также записи имен, дат, названий произведений, которыми можно воспользоваться во время выступления. В то же время недопустимым является безотрывное чтение текста доклада, поэтому необходимо к нему тщательно готовиться.
В конце выступления обычно подводят итог, делают выводы.
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
Рекомендуемое время для выступления с сообщением на семинарском занятии по культурологии составляет 7–12 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов работы.
Для успешного выступления с докладом необходимо выучить значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
При соблюдении этих правил получится интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен однокурсниками и преподавателем (Приложения А, Б).
Способы заинтересовать слушателей доклада:
1. Начать выступление:
– с проблемного или оригинального вопроса по теме выступления;
– с интересной цитаты по теме выступления;
– с конкретного примера из жизни, необычного факта;
– с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью;
– начать с истории, интересного случая;
2. Основное изложение:
– после неординарного начала должны следовать обоснование темы, её актуальность, а также научное положение – тезис;
– доклад допускает определенный экспромт (может полностью не совпадать с научной статьей), что привлекает слушателей;
– используйте образные сравнения, контрасты;
– помните об уместности приводимых образов, контрастов, сравнений и мере их использования;
– рассказывая, будьте конкретны;
3. Окончание выступления:
– кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в речи;
– процитировать что-нибудь по теме доклада;
– создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.
Советы тем, кто выступает с докладом:
· Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
· Говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.
· Помните о теме своего выступления, акцентируя на главном.
· Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
· Приводите в тексте доклада больше фактов, избегая общих фраз.
· Не забывайте о регламенте.
· Следите за своими слушателями: если Вас перестали слушать, приведите интересный факт, пример, задайте риторический вопрос.
· Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.
ПОМНИТЕ: по Вашей речи судят о Вас, о Вашей культуре!
Тема доклада выбирается самостоятельно, по согласованию с преподавателем возможно формулирование новой темы.
Основаниями для оценки доклада (реферата) являются следующие критерии:
· актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;
· самостоятельность в отборе материала;
· проявление творческого подхода при решении поставленных задач;
· способность кратко и грамотно изложить суть работы,
· умение вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения;
· уровень культурологической подготовки, проявленный во время ответов на устные вопросы,
· культура оформления представленных материалов.
Темы докладов (рефератов)
1. Культурология в системе социогуманитарного знания.
2. Взаимосвязь и взаимотношение культурологии с другими науками, изучающими культуру.
3. Проблема методов культурологических исследований.
4. Культура и наука о культуре.
5. Специфика прикладной культурологии и ее познавательные возможности.
6. Материальная культура.
7. Фундаментальные характеристики культуры.
8. Развитие представлений о культуре.
9. Л. Уайт о культуре.
10. И. Кант, И. Гердер и Гегель о культуре.
11. Культура как игра.
12. Миф и мифологическое мироотношение.
13. Культура и религия.
14. Культура и искусство.
15. Культура и цивилизация
16. Культура и искусство.
17. Диалог культур или столкновение цивилизаций? (С. Хантингтон).
18. О современной цивилизации (В.С. Степин).
19. Библия как источник мировой и отечественной культуры.
20. Проблемы управления культурой.
21. Роль обычаев и традиций в формировании культуры.
22. Культура как система ценностей.
23. Типология культурных ценностей, их характеристика.
24. Образование как механизм трансляции ценностей культуры.
25. Символы древних культур.
26. К.Г. Юнг о символах.
27. Знаки и символы.
28. Человек и символы.
29. Символическая Вселенная (концепция Э. Кассирера).
30. Ю. Лотман: семиотические типы культур.
31. Ритуалы и мифы.
32. М. Бахтин о проблеме текста.
33. Механизмы межкультурного восприятия.
34. «Свой – чужой» в системах культуры.
35. Диалог культур.
36. Шок будущего (Э. Тоффлер).
37. Идентификация как глубинная человеческая потребность.
38. Проблема типологии культур.
39. Теория локальных цивилизаций.
40. Русская культурологическая мысль ХIХ в. (Н.Я. Данилевс-кий).
41. Зарубежная культурологическая мысль XX в. (Ф. Ницше, Й. Хейзинга, П. Сорокин, Х. Ортега-и-Гассет – по выбору).
42. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я. Да-нилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.
43. Дж. Фейблман и М. Мид о типах культуры.
44. Концепция «осевых» культур К. Ясперса.
45. Проблема типологии культур в трудах отечественных (зарубежных) авторов.
46. Молодежная субкультура.
47. Массовая и элитарная культура.
48. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева.
49. Ранние формы религиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм.
50. Синкретизм первобытной культуры.
51. Магия: старое зло или новое богатство?
52. Гипотезы о происхождении культуры.
53. Первобытные табу и суеверия.
54. Своеобразие и особенности культуры древневосточных цивилизаций (по выбору).
55. Древнешумерская культура.
56. Особенности «речных» цивилизаций древности.
57. Древнеегипетская культура.
58. Древнеиндийская культура.
59. Древнекитайская культура.
60. Японская культура.
61. Классическая арабо-мусульманская культура.
62. Достижения арабской науки.
63. Архитектура: мечети, минареты.
64. Быт и нравы мусульманского мира.
65. Античность и ее наследие.
66. Античная культура как колыбель европейского гуманизма.
67. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.
68. Феномен «греческого чуда».
69. Греческая мифология.
70. Романский и готический стили в архитектуре.
71. Средневековье как тип культуры.
72. Иконопись как язык христианства.
73. Художественная культура средневековой Европы.