Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения Бийск (стр. 13 из 20)

74. Городская средневековая культура Западной Европы.

75. Гуманизм как основа культуры эпохи Возрождения.

76. Гуманистический идеал культуры Возрождения и Нового времени.

77. Европейский мир XIV–XVI вв.

78. Европейская культура эпохи Просвещения.

79. Критика новоевропейской культуры (Р. Гвардини).

80. Европейская культура XIX века.

81. Византийская культура.

82. Языческая мифология славян.

83. Язычество в древнерусской культуре.

84. Крещение Руси как явление культуры.

85. Русская культура между Востоком и Западом.

86. Особенности русской культуры и менталитета.

87. Вклад России в мировую культуру.

88. Н. Бердяев о русской культуре.

89. Проблема периодизации формирования и развития русской культуры.

90. Культура и природа.

91. Глобализация культуры.

92. Культура и общество.

93. Культура и личность.

94. Проблема насилия и ненасилия в контексте культуры.

95. Постмодернизм как культурная эпоха.

96. Виртуальная реальность: сущность, особенности.


97. Концепция «глобальной деревни» М. Маклюэна.

98. Глобализация: социокультурные аспекты.

99. Техника–культура–человек.

100. Человек как творение и творец культуры.

101. Судьбы культуры XX века.

102. Информационное общество и традиционная культура.

Без тщательной подготовки к практическим (семинарским) занятиям невозможно ответить на проблемно-поисковые вопросы, требующие вдумчивого осмысления культурологических идей.

Для успешного освоения курса следует чаще обращаться к культурологическим словарям, справочникам, в которых даны определения сложных понятий, терминов, а также биографический материал. Именно словари в краткой, сжатой форме раскрывают сущность предмета изучения, позволяют сэкономить время в подготовке к занятиям. Наличие большого количества культурологических словарей отражает сложность феномена культуры, поэтому в раскрытии непростых явлений культуры необходимо освоить категориальный аппарат. Важность работы со словарем показывает работа над докладом (рефератом). Для того чтобы понять проблему, освещаемую в докладе, в целостности, первоначально обращаются к словарю, где нередко указывается и литература по данному вопросу, ставится ударение.

В процессе подготовки к практическим, лекционным, контрольным занятиям, к зачету необходимо постоянно обращаться к словарю основных понятий и терминов, составленному в течение семестра и оформленному в рабочей тетради.

3.3.5 Рекомендации по подготовке и оформлению реферата

Понятие «реферат»

При организации самостоятельной работы по культурологии, в ходе подготовки к семинарам, конференциям, лекциям, а также при проведении итоговой аттестации, применяется форма деятельности – написание реферата (от лат. referre – докладывать, сообщать).

Реферат – краткое точное изложение содержания первоисточников, научных статей, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Написание реферата развивает самостоятельность мышления, вырабатывает умение анализировать явления действительности. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

Реферат – это творческая работа, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.

Рациональная организация реферирования предполагает несколько этапов работы.

По теме реферата студенты выступают на семинарских занятиях и теоретических конференциях. Авторы лучших рефератов участвуют в конкурсах студенческих работ.

Выбор темы реферата

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Выбор темы реферата осуществляется по последней цифре зачетной книжки студента. Например, если зачетная книжка имеет № 234980, то студент выбирает из предлагаемого списка «Тем контрольных работ» тему по последней цифре зачетной книжки (10, 20, 30, 40, 50); если № 666782, то темы контрольных работ следующие: 2, 22, 32, 42, 52.

Безусловно, первоначально сформулированная тема может уточняться, корректироваться в ходе сбора материала. Например, недостаточно назвать реферат «Русская культура», а следует уточнить: «Особенности русской культуры XVIII века».

О. Бальзак остроумно заметил, что ключом ко всякой научной деятельности является вопросительный знак. Вопросу «почему?» человечество обязано большинством открытий.

При выборе темы по культурологии следует обязательно учитывать значимость, актуальность проблемы и наличие круга источников. Желательно, чтобы проблема содержала элементы новизны, ориентировала на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса.

Формулировка темы должна ориентировать на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным предметом исследования, хронологические рамки изучаемого исторического периода, круг рассматриваемых проблем.

Процесс отбора литературы по теме – фундамент для написания реферата. Это не механический, а сложный, творческий процесс. Кроме того, следует руководствоваться качественной стороной используемых источников, а не пытаться найти большое количество. Полезно научиться «бегло» просматривать книги, чтобы установить, какие из них требуют вдумчивого и глубокого изучения.


Начинать изучать проблему лучше с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы. В первую очередь изучаются работы, вышедшие в последние годы: в них дается обзор источников по проблеме, имеется библиография. Затем просматриваются материалы, вышедшие в более раннее время. Необходимо обратиться к справочно-библиографическим каталогам, картотекам в читальных залах и библиотеках. В случае затруднений полезно проконсультироваться с библиографом или с преподавателем.

Широкие возможности открывает Интернет: источники информации пользователь находит по электронным адресам.

Затем составляется список необходимой (или имеющейся) литературы или оформляются карточки с обязательным указанием данных об авторе (если есть автор), полном названии, месте и времени издания и количестве страниц книги.

Составление содержания (плана) реферата

Предварительный обзор культурологической литературы по проблеме дает общее представление относительно объема предстоящей работы в целом. После решения, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в процессе работы, составляется (в произвольной форме на черновике) рабочий план. В ходе написания реферата он уточняется.

План может составляться на основе хронологического или проблемного подхода к рассмотрению того или иного явления, процесса. Возможно и сочетание обоих принципов раскрытия темы.

На основании плана ведется накопление и целенаправленный отбор необходимого материала, определяется деление текста на логические соподчиненные элементы и даются названия частям реферата, составляется его содержание.

Сбор фактического материала

Реферат не является простым конспектом нескольких книг, а предполагает самостоятельное изложение проблемы. Как правило, реферат составляется на основе двух и более первоисточников. При этом рекомендуется использовать как уточняющий материал культурологические словари, хрестоматии, учебники.

Привлечение первоисточников по проблемам культуры является очень ценным. Изучение широкого круга разнообразных источников по исследуемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использования непроверенных или недостоверных фактов, что подчас зависит от исторических условий, в которых трудился ученый, от его индивидуального видения проблемы. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречивая информация, то логично изложить разные сведения, признать одни мнения спорными, правоту других попытаться аргументировать, обосновать более приемлемую позицию.

Самым многочисленным видом вторичных источников, то есть тех, которые созданы уже после изучаемого исторического периода, являются письменные источники (научная и художественная литература, энциклопедии, словари и т. д.). При их прочтении можно использовать пронумерованные или цветные закладки: это поможет легче ориентироваться в тексте. Например, каждому пункту плана будет соответствовать свой номер или цвет закладки. Удобно применять широкие закладки, на которых можно что-либо отмечать в ходе работы.

Ни в коем случае нельзя делать пометки или вести записи прямо в книге, загибать страницы!

Полезно составлять таблицы, схемы. Написание и значение терминов, фамилии и инициалы культурологов, философов, деятелей культуры уточняются по справочникам, энциклопедиям.

Выписки лучше делать на отдельных листках, карточках, удобных для последующей систематизации материала. Можно группировать их в любом порядке, раскладывать в папки или конверты, подчиняя логике изложения и структуре работы. Наиболее часто на карточках помещаются цитаты. Для каждой цитаты удобно иметь отдельную карточку.

В цитате сохраняются все особенности языка, орфографии и синтаксиса, пропуски обязательно отмечаются многоточием. Все выписки сопровождаются указанием страниц цитируемых (воспроизводимых дословно) отрывков. Как правило, цитируют основные идеи произведения, имеющие значение для раскрытия темы. Цитаты воспроизводятся точно по тексту, они заключаются в кавычки.

Ссылки на литературу, с которой автор реферата сам не работал, не допускаются. В случае вторичного (двойного) цитирования необходимо давать ссылку на то издание, откуда взята цитата.

При изучении печатных источников не следует механически копировать целые фразы, абзацы, т.к. важен анализ самих идей.