Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения Бийск (стр. 15 из 20)

В составе УМК для повышения качества усвоения содержания учебного материала по культурологии разработаны: 1) «Культурология. Программа курса», 2) «Культурология. Конспект лекций» 3) «Культурология. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов»; 4) «Культурология. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов».

Приступая к изучению курса «Культурология», студенту необходимо будет ознакомиться с данными изданиями.

1) «Культурология. Программа курса» дает общее представление о предмете изучения, цели и включает основные культурологические темы, разделенные на модули, список основной и дополнительной литературы.

2) «Культурология. Конспект лекций», содержащий тексты лекций, литературу, проблемные вопросы, словарь основных терминов и понятий, поможет в подготовке к семинарским занятиям, к контрольным опросам и контрольным работам, а также зачету.

Лекции – краткая, концентрированная научная информация по разделам конкретных тем курса, соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта. Стандартом дисциплины «Культурология» предусмотрено 17 (34) часов лекционных занятий.

Материал конспекта лекций структурирован на три модуля и обеспечивает возможность регулярного самоконтроля студентов.

Текст конспекта лекций позволяет студенту ознакомиться с главными культурологическими теориями, идеями и трудами выдающихся ученых-культурологов, проникнуть в мир основных явлений мировой и отечественной культуры. Наряду с этим студентам предлагаются вопросы для закрепления материала, справочный материал.

Методика обучения в вузе не включает опрос студентов на лекции для проверки усвоения изложенного материала. Однако это не означает, что к лекции не надо готовиться. Данное издание окажет помощь в изучении теоретического материала.

3) «Культурология. Методические рекомендации по изучению дисциплины» дают ответы на вопросы, возникающие при изучении курса «Культурология» (необходимости посещения лекций, правильного конспектирования лекционного материала, первоисточников, выступления с докладом и т.д.). Кроме того, в них дается тематическое описание материала курса, рекомендации по использованию литературы, учебных пособий к каждому практическому занятию, советы по подготовке к зачету. При этом особо уделяется внимание рекомендациям по подготовке к каждому семинарскому занятию, предлагаются вопросы для самопроверки. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины представляют собой комплекс разъяснений и указаний, позволяющих студенту наилучшим образом организовать процесс изучения учебной дисциплины.

4) «Культурология. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов» позволяют иметь представление о содержании самостоятельной работы по культурологии, включая подготовку к семинарским (практическим занятиям), планы занятий, списки литературы (основной и дополнительной). В методическом пособии указаны сроки сдачи внеаудиторных контрольных работ, выполняемых самостоятельно; приводятся критерии оценки, примерные нормы времени на выполнение работ, приводятся требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы, дается характеристика и описание заданий, рекомендуемая литература (основная и дополнительная) и т.д.

С данными изданиями студент может ознакомиться в читальных залах нашей библиотеки и на сайте нашего вуза.

3.3.7 Рекомендации по работе с литературой

Приступая к изучению культурологии, студенты должны не только ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке нашего вуза, но и получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести две тетради для конспектирования лекций и работы с первоисточниками. Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования у студента научного способа познания.

Учитывая, что работа студентов с литературой, в частности, с первоисточниками, вызывает определенные трудности, методическиерекомендации указывают на методы работы с ней.

Во-первых, следует ознакомиться с планом и методическими
рекомендациями, данными к каждому практическому занятию (см. раздел «Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям».

Во-вторых, необходимо проработать конспект лекций, основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях (в журналах «Вопросы культурологии», «Вопросы философии», «Социально-политическом журнале»), а также дополнительно использовать интернет-ресурсы. Список обязательной и дополнительной литературы, включающий первоисточники, научные статьи, учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии, предлагаются к каждому учебному занятию.

В-третьих, все прочитанные статьи, первоисточники, указанные в списке основной литературы, следует законспектировать. Вместе с тем это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц и источника). Сложные тексты необходимо научиться «читать медленно» для того, чтобы понять каждое прочитанное слово и выявить сущность изучаемого вопроса. Законспектированный материал поможет проанализировать различные точки зрения по спорным вопросам и аргументировать собственную позицию, будет способствовать выработке собственного мнения по данной проблеме.

3.3.8 Методические рекомендации по конспектированию

самостоятельно изучаемых тем

Самостоятельная работа студента включает конспектирование тем, не изучаемых на лекциях, практических занятиях: 1) «Социальные институты культуры»; 2) «Техника как социокультурное явление».

1) Рекомендации по конспектированию самостоятельно
изучаемой темы «Социальные институты культуры»

Социальные институты культуры (культурные институты, учреждения культуры) – это организации, учреждения, осуществляющие функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений. К ним относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, школы, университеты, творческие союзы, общества по охране культурного наследия. Они поддерживают преемственность в культуре, способствуют сохранению культурных ценностей, распространению и функционированию в обществе. Вместе с тем понятие института культуры охватывает не только коллектив людей, занятых тем или иным видом культуротворческой деятельности, но и сам процесс создания культурных ценностей и процедуры исполнения культурных норм.

Конспект содержит, как правило, название темы, освещаемые вопросы, список использованной литературы.

Конспект по данной теме должен включать ответы на поставленные вопросы (см. учебное издание «Культурология. Методические рекомендации по самостоятельной работе»).

Литература

Обязательная

1. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учебник / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 304–329.

2. Королева, К. Что такое праздник? / К. Королева // История. – 2002. – № 48. – С. 1–9.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 183–192.

4. Теория культуры: учебное пособие / под ред. С.Н. Иконни-
ковой, В.П. Большакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/cultur2.htm. – Загл. с экрана.

Дополнительная

1. Культурология. XX век: словарь. – СПБ.: Университетская книга, 1997. – С. 355 – 356.

2. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 215 – 224, 407– 424.

3. Хоруженко, К.М. Культурология: структурно-логические схемы / К.М. Хоруженко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 184–187, 193, 196.

2) Рекомендации по конспектированию самостоятельно изучаемой темы «Техника как социокультурное явление»

Самостоятельно изучая работы философов XX века, необходимо глубоко осмыслить сущность техники в современном мире.

Для понимания сущности техники и выполнения задания необходимо:

1) прочесть теоретический материал учебника «Культурология»: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2004 (2005);

2) прочесть отрывки текстов философов по данной теме (во второй части учебника в разделе «Культурология через тексты»); материал статей в энциклопедиях;

3) с помощью поставленных вопросов составить конспект. При составлении конспекта обратиться к учебному изданию «Культурология. Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов».

Техника пронизывает практически все сферы жизни современного человека, современную культуру. Техника – это не только орудия труда и изобретения. Понятие «техника» включает в себя и определенного рода знания, виды человеческой деятельности. Конкретизируйте эти знания и действия. Приведите известные Вам определения техники. Объясните, что такое узкий и широкий смысл употребления слова «техника». Каковы социокультурные смыслы техники?

Как возникает техника? На основе знакомства с текстами
О. Шпенглера, Н. Бердяева, Х. Ортеги-и-Гассета дайте характе-ристику основных этапов становления и развития техники.

О. Шпенглер сущность техники сводит к биологическим основаниям. Какие отличия обнаруживает немецкий мыслитель между техникой, присущей животным, и человеческой техникой? Какую судьбу машинной технике пророчит О. Шпенглер?

В работах М. Хайдеггера акцент делается на том, что техника – это не просто ступень человеческого развития или инструмент; техника есть способ мышления современного человека, переустройство человека изнутри с помощью искусства, образования. Философ показывает не связь техники с материальным производством, а социальные последствия развития техники в современном мире. Представление о том, что современная техника возникает как результат практического применения математического естествознания Нового времени, Хайдеггер кардинальным образом пересматривает. Машинную технику он трактует как самостоятельное изменение практики; и именно эта из-менившаяся практика потребовала разработки и применения мате-матического естествознания. Техника, по Хайдеггеру, есть «бытийно-историческая судьба покоящейся в забвении истины бытия». Техника – это ценность планетарного масштаба, это вызов человеку со стороны истины бытия. Как понимать тезис философии техники Хайдеггера: будто не техника служит человеку, а наоборот, человек востребован техникой? Немецкий философ противопоставляет технику и сущность техники. В каком смысле техника угрожает человеку, а продумывание сущности техники эту угрозу устраняет. Почему техника опасна для самой сущности человека, по мнению М. Хайдеггера?