Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов вуза всех специальностей и форм обучения Бийск (стр. 6 из 20)

Тема 2. Культура: сущность, структура, функции

План

1. Понятие «культура». Проблема культуры.

2. Основные культурологические школы и направления.

3. Фундаментальные характеристики культуры.

4. Культура как система: ее структура и функции.

Данная тема предполагает рассмотрение разнообразных представлений о культуре в историческом аспекте. Сложность понятия «культура» определяется тем, что человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в состоянии видеть ее целиком. Каковы представления о культуре в работах Э.Б. Тайлора, Л. Уайта, К. Клакхона? Для английского этнографа Э.Б. Тайлора, пытавшегося вскрыть закономерности развития культуры, культура была основным субъектом эволюции. В чем состоит сущность культуры у Тайлора? Какие методы проникновения в прошлое применял он? Понять сущность культуры помогает философия культуры, работы И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля и других философов. Для ответов на эти вопросы можно использовать материалы разных изданий, например: 1) А.И. Кравченко. Культурология: хрестоматия для высшей школы; 2) Л.Д. Столяренко. Культурология; 3) Культурология: учебник под редакцией Н.Г. Багдасарьян; 3) Введение в культурологию: учебное пособие под редакцией Е.В. Попова; 4) Культурология: учебник под редакцией Ю.Н. Солонина; 5) культурологические словари и дополнительная литература, указанные к данной теме.

Интегративный характер культурологии проявляется в изучении культуры разными школами и направлениями, общую характеристику которых можно найти в учебнике под редакцией Н.Г. Багдасарьян.


При конспектировании этой темы следует обратить внимание на фундаментальные характеристики культуры, данные американским антропологом Д.П. Мёрдоком. Интерес к проблеме объясняется тем, что предшественники Д.П. Мёрдока особое внимание уделяли исследованию культурных различий, которые объяснялись разнообразными причинами, а всеобщее сходство культур не привлекало их. Какие основные положения в концепции универсальной модели культуры сформулировал антрополог? Сущностные характеристики культуры выделены и в учебнике Н.Г. Багдасарьян.

Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии, обеспечивая стабильность системы, возможность трансляции культурного опыта. В чем сущность морфологической модели культуры Э.А. Орловой? Что включает организационный блок в рамках специализированной культуры у Э.А. Орловой? О каких уровнях культуры говорит А.А. Флиер?

Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. Какие универсальные функции имеет культура? На какие нормативные системы опирается регулятивная функция культуры? На вопрос о структуре и функциях культуры поможет учебное пособие под редакцией Н.Г. Багдасарьян.

Тема 3. Формы духовной культуры: миф, религия, искусство, наука

План

1. Сущность мифа, характерные черты, функции.

2. Современная мифология.

3. Религия как феномен культуры.

4. Искусство, функции.

5. Наука как феномен культуры.

Вопрос о духовной культуре предполагает понимание того, что входит в это понятие? В каких двух неразрывно связанных формах существует духовная культура и в каких основных сферах выступает духовная культура? При рассмотрении данной темы необходимо обратить внимание на возможность проявления в духовной культуре свободы творчества. Свобода творчества обнаруживается в древних
мифах.


Что же представляет собой миф, который продолжает жить в культуре на протяжении всей истории, вплоть до нашего времени? Каковы характерные черты мифа? Чем миф отличается от сказки? Какова задача мифа? Как проявляется связь магии с мифом? Что лежит в основе современной мифологии?

Ответы на эти вопросы дает французский семиотик Ролан Барт. Анализируя понятие «миф», рекомендуется обратиться к учебному пособию «Введение в культурологию» под редакцией Е.В. Попова, к культурологическим словарям, к материалам хрестоматии под редакцией А. Радугина, учебным пособиям таких авторов, как Э.Е. Платонова, П.А. Сапронов.

Истоки культуры связаны и с религией. Что такое религия, по мнению философа И.И. Гарина? Почему религия, вырастая из мифологии, оказывает большое влияние на жизнь общества? Каковы ее истоки? Раскройте особенности мировых религий. В чем проявляется позитивная роль религии? Для ответов необходимо обратиться к первоисточникам, учебнику «Культурология» под редакцией Н.Г. Багдасарьян.

Искусство – древнейшая область человеческой деятельности. Но что составляет специфику этой деятельности, зачем и для чего она нужна? Назовите функции, которые выполняет искусство. Волшебная сила искусства – художественный образ. Выявить сущность художественного образа, значит раскрыть его характерные черты: эмоциональность, условность, символичность, многозначность.

Познание истины связывается с наукой. Что включает в себя понятие «наука», каковы ее основные черты?

Углубить представления о духовной культуре помогут указанные первоисточники, учебные пособия, словари.

Тема 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ

КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культура и цивилизация

План

1. Смысл понятия «цивилизация».

2. Культура и цивилизация: сходство и различие.

3. Типология цивилизаций.

4. Цивилизации в современном мире.

При подготовке к занятию по данной теме следует найти характерные признаки, позволяющие определить сходство и различие понятий «культура» и «цивилизация». Для этого необходимо рассмотреть становление понятия «цивилизация» в историческом аспекте. О. Шпен-глер, М. Вебер, Н. Бердяев на рубеже XIX–XX столетий противопоставляли культуру и цивилизацию, при этом связывали развитие цивилизации с вырождением культуры, господством техники, урбанизацией, упадком нравственности, духовности. В марксизме – это ступень общественного развития. Какое противоречие лежит в основе как культуры, так и цивилизации? В статье Н. Бердяева «Философия неравенства» показаны различия культуры и цивилизации. Как характеризует Н. Бердяев цивилизацию и культуру? В чем их различие? Как харак-теризует эти понятия другой автор, Д. Гарсия? Каково, на взгляд
Н. Рериха, различие понятий «Культура», «цивилилизация»? Почему одно из них он пишет с заглавной буквы?

Каким образом можно типологизировать цивилизации, по мнению авторов учебника под редакцией Н.Г. Багдасарьян?

В наше время цивилизация связана с понятиями государство, право, города, деньги, письменность. Если культура определяет меру развития человека, его внутреннего мира, то цивилизация воплощается в организации общественной жизни, в формах присвоения культурных ценностей, характеризует внешнее, социальное бытие культуры, создает условия развития культуры. Духовные потребности человека удовлетворяет культура или цивилизация? Почему? Как характеризуют цивилизацию философы И.Ф. Кефели, И.И. Гарин?

По мнению американского исследователя цивилизаций С. Хантингтона, сложится ли в обозримом будущем единая универсальная цивилизация? Почему? Что будет основным источником конфликтов? Какие два типа цивилизаций выделены в концепции В.С. Степина?
О каких ценностях он пишет?

Какие признаки современной цивилизации приводит К. Лоренц в работе «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»?

Почему в последние годы получает распространение представления отказа от формулы: «цивилизация–культура»? Обратите внимание на важное положение: в культурологии цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура.

Темы 5–6. Культурные ценности и нормы

План

1. Понятие «ценность». Роль ценностного компонента в жизни людей.

2. Классификация, функции ценностей.

3. Ценности в разных культурах.

4. Функции и классификация культурных норм.

При работе над данной темой необходимо особо обратить внимание на понятия: «ценность», «норма», а также их классификацию, функции.

На что обращает внимание, рассматривая понятие «ценность» философ А.К. Абишева?

Проблема ценностей состоит в том, что ценности предполагают выбор того или иного объекта. Решающим фактором в определении ценности выступает отношение человека к значимым для него вещам. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п.

Обратите внимание на раздел «Мир человека как культура» в учебнике «Культурология» под редакцией Н.Г. Багдасарьян, где дан текст о ценностях Г. Риккерта. Он дает ответы на вопросы: 1) В чем состоит сущность ценности? 2) Как ценности связаны с действительностью? 3) Как соотносятся понятия ценности и оценки? Какова роль ценностей в повседневной жизни?

Актуальным является знание и представление о ценностях культуры будущего. Каковы, по Вашему мнению, ценности будущего?

Таким образом, в результате работы с текстами представление о культурных ценностях будет включать три аспекта: 1) культурные ценности – это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом; 2) социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, красота и т.п. 3) общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.

Вместе с тем ценность характеризуется тем, что имеет духовную природу, отличается от полезности, отличается от истины. Эти аспекты освещает учебник «Культурология» под редакцией Ю.Н. Солонина.

О классификации ценностей пишет культуролог Б.С. Ерасов, особо выделяя витальные ценности. Что он относит к этому типу ценностей?

Американский философ Джеймс Керн Фейблман поставил перед собой задачу в общих чертах обрисовать область изучения человеческой культуры, показать каким образом связаны друг с другом дисциплины, исследующие разные аспекты культуры. Как характеризует культуру этот философ?