Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по этике для студентов заочного отделения исторического и филологического факультетов (стр. 4 из 6)

3 вопрос.

Происхождение этики.

Этические идеи впервые возникают во II-I тыс. до н.э. в цивилизациях Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) и в Древней Греции. Этико-философские системы складываются в сер. I тыс. до н.э. В Древней Греции классической эпохи (V-IV вв. до н.э.) этические системы постепенно приобретают характеристики научного знания. Этика возникает и первоначально развивается в русле единого философского знания.

Формирование этики обусловлено сложным комплексом причин и предпосылок.

Объективные, в том числе материально-практические, факторы:

· социально-классовая дифференциация древнего общества, специфика социальной структуры и политической системы древних цивилизаций Востока и Запада;

· процессы культурно-цивилизационных трансформаций, интенсификация взаимодействия различных цивилизаций, народов и культур; изменения нравов, конфликтность межгруппового и межличностного общения.

Мировоззренческие основания:

- развитая мифология – синкретическое мировоззрение, в котором в единое целое слиты элементы знания (о человеке, его месте в мире, о добре и зле и др.) и верования, художественные образы и табу, обычаи, традиции, содержащие в себе, в том числе, и нравственный потенциал;

- религиозное мировоззрение – утверждает существование высшего божественного мира как средоточия абсолютного совершенства; актуализирует вопросы совершенствования человека, значимые в этическом знании;

- формирование начал естествознания и математики - способствует развитию абстрактного мышления как средства развития этики; - наконец, философия как мировоззрение, мыслящее об основании взаимодействия человека и мира, о смысле бытия человека в мире и мире человека, мире, воспринимаемом и творимом человеком, изначально включает в себя духовно-нравственные, этические проблемы.

Все указанные факторы своеобразно проявляются в историческом развитии Западной и Восточной цивилизаций, конкретных национальных культурах, что реализуется в формирующемся этическом знании. Уже на ранних стадиях развития этика весьма многообразна, представлена многочисленными учениями и направлениями.

Многообразие этического знания нуждается в классификации.

Проблема классификации основных этических направлений.

Возможны различные варианты классификации направлений этики. Одним из основных критериев классификации является понимание сущности морали, ее источника. С этой точки зрения в истории этики можно наметить три основные направления:

· натуралистическое, в котором суть морали, ее идеалы, а также нравственные качества личности объясняются универсальными закономерностями природы в целом, космоса (космоцентризм) или закономерностями естественной (биопсихической) природы человека (антропоцентризм);

· социально-историческое, выводящее содержание нравственных отношений и императивов из закономерностей исторического развития общества;

· идеалистическое, трактующее мораль как проявление, реализацию в человеческом сообществе какого-либо духовного начала: - божественного (религиозно-идеалистическая этика); - объективного духовного начала, т.е. идей, понятий духовной культуры (объективно-идеалистическая этика); - субъективного духа, духовного творчества субъекта (субъективно-идеалистическая этика);

Другие варианты классификации, связанные с иными основаниями (пониманием смысложизненных ориентаций, нравственного творчества человека и т.д.), уместно рассмотреть в соответствующих темах по этике.

Хотя ни один из способов классификации не может полностью охватить живое движение этической мысли или достаточно прояснить отдельное этическое учение, они необходимы, так как очерчивают пространство морально-этического бытия, выявляют направления развития этики.

4 вопрос.

Этика – «практическая философия» (Аристотель).

Со времен Аристотеля и по наше время этика считается «практической философией», завершает систему философского знания. Аристотель считает, что цель этики – не знания, а поступки; человек изучает этику не для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. Поясним: говоря о том, что такое благо, добро, добродетель, мы подразумеваем и вопрос «как достичь блага, стать добродетельным?» В каждой этической проблеме знание обращено к практике, «внедряется» в нее (и исходит из общественного опыта).

Можно сказать, что этика непосредственно обращена к мировоззренческим проблемам человеческого бытия (проблемам смысла жизни, свободы, добродетели и порока, счастья и страдания, др.), по сути, насущным вопросам индивидуально-личностного существования. Но

Этика – это философское учение, философская рефлексия по поводу нравственности, нравственной культуры. Т.е. это теоретическое осмысление и выражение основ, сути нравственной культуры, духовно-нравственных ориентиров, но, таким образом, этика включается в само существование, бытие нравственности. Этика возникает и существует в единстве с философией, как философское нравственное мышление, используя философские концепции, понятийно-категориальный аппарат, методологические достижения, при этом реализуется в практике.

Каким ожиданиям личности отвечает этика? Изучение этики помогает обогатить свой жизненный опыт, «заглянуть в самого себя», познать себя и Другого, развить собственную моральную рефлексию, интуицию, утвердить привычку к ней; в конце концов – проникать в смысл жизни. Для этого, конечно, нужны серьезные самостоятельные усилия.

ПРАКТИКУМ по теме

Сравните понятия «этика», «мораль», «нравственность».

Дайте интерпретацию понятия «закон человечности»; согласны ли Вы с таким определением морали? Попробуйте определить мораль самостоятельно.

Конкретизируйте систему факторов, определявших возникновение этики.

Как Вы считаете, какое значение имеет этика для личности?

Охарактеризуйте значение этики в Вашей профессиональной деятельности.


Обязательные тексты (фрагменты текстов) для письменного анализа

1 часть

· * Платон. Федон. С. 41-42.

· * Аристотель. Никомахова этика. С. 52-57.

· * Эпикур. Эпикур приветствует Менекея. С. 64-68.

· Августин. Исповедь. М., 1992. Кн.7, п.3-5, 11-16; Кн.13, п.1.

· * Гельвеций К.А. Об уме. С. 110-112.

· * Кант И. Основы метафизики нравственности. С. 112-119.

2 часть

· * Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. С. 215-216, 219-222.

· Соловьев В.С. Оправдание добра. Предисловие к первому изданию. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Соловьев В.С. Соч. в двух томах. Т.1. М., 1990. С. 94-97.

· * Энгельс Ф. Анти-Дюринг. С. 233-234.

· * Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. С. 245-248.

· * Фромм Э. Человек для себя. С. 269-273.

· * Швейцер А. Культура и этика. С. 314-316.

· Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию // Этическая мысль. М., 1991. С. 173-181.

· Роулс Д. Теория справедливости. (Фрагмент из книги) // Этическая мысль. М., 1990. С. 236-239.

· * Войтыла К. Основания этики (отрывок). С. 282-292.

· * Эко У. Когда на сцену приходит другой. С. 292-299.

· * Бахтин М.М. Из статей 1940-1960-х гг. (отрывок). С. 326-327;

· * Дробницкий О.Г. Научная истина и моральное добро. С. 343-346.

Тексты, отмеченные *, помещены в книге: Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001; страницы даются по этому изданию.

Из предложенного списка необходимо выбрать для письменного анализа (конспектирования)2 текста (из 1-й и 2-й части).

Список и объем текстов может быть расширен по желанию студента.

Рекомендации по работе с текстами - на следующей странице.

Рекомендации для подготовки конспекта

обязательных текстов (фрагментов)

Предварительно следует точно указать название каждого текста, библиографическое описание книги, в которой текст помещен. (Например: Соловьев В.С. Оправдание добра. Предисловие к первому изданию. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Соловьев В.С. Соч. в двух томах. Т.1. М., 1990. С. 94-97.)

Главная задача интерпретации текста – выявить морально-этический смысл, вкладываемый автором в данное произведение, прояснить этическое учение в целом.

В конспекте необходимо решить следующие вопросы и задания:

1. Какие этические проблемы рассматривает автор в тексте?

2. Выделите структуру текста – его основные части, логически связанные между собой; в каждой из частей определите основное понятие.

3. Покажите, как автор обосновывает решение поставленных проблем, какие доказательства приводит; разъясните основные тезисы автора.

4. Сформулируйте вывод - решение, к которому приходит автор; определите, к какому философско-этическому направлению, школе принадлежит авторская концепция.

5. Оцените теоретическую и моральную значимость аргументов и выводов автора.

6. Желательно обосновать, почему Вы выбрали именно этот текст.

7. Сделайте собственный вывод об актуальности концепции автора; возможна собственная интерпретация проблем, рассмотренных в тексте.

Форма конспекта требует обязательного правильного цитирования.

Самостоятельное решение поставленных вопросов и задач – основание для оценки конспекта.

Объем конспекта: 4 – 8 стр.

Срок выполнения письменной работы – последний «день заочника» накануне сессии (по расписанию).


Можно избрать другой, несколько более сложный вариант работы с оригинальным этическим текстом.