Для филологического факультета -
Сравнительный анализ этического и художественного текстов
Этический текст из указанного перечня сопоставляется с каким-либо литературным произведением, самостоятельно выбранным по критерию сходства или контраста морально-этических позиций авторов. Например, можно сравнить, как решается проблема совести Э.Фроммом («Человек для себя») и Ф.М.Достоевским («Преступление и наказание», другие произведения). План анализа текстов – тот же. Важно достаточно полно показать морально-этическую позицию автора художественного произведения. Для сравнения можно взять этический и художественный тексты какого-либо мыслителя из предложенного перечня (например, Ж.-П.Сартра).
Студенты исторического факультета могут попробовать сопоставить оригинальный этический текст (из обязательного перечня) и исторический документ, в котором реализуется обоснованная в философском тексте моральная позиция
или проанализировать какое-либо историческое событие на основании идейно-теоретической позиции, представленной в избранном этическом тексте.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ЭТИКИ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Задания включают наиболее значимые факты и основные концептуальные положения из истории этики. Ответ на каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов в зависимости от его степени сложности. Последний (9) вопрос каждого варианта требует самостоятельного обоснованного ответа. Попробуйте подойти к этому вопросу творчески.
При составлении заданий использованы следующие источники:
- Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2008.
- Беляева Е.В. Этика и эстетика: Практикум. Мн., 2004
- Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. М., 2007.
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ
- Эвдемонизм благополучие, польза
- Гедонизм счастье
- Утилитаризм удовольствие
2. Кто противопоставил идеал «благородного мужа» образу «низкого человека»? 0,5 б.
- Будда
- Платон
- Конфуций
3. Могли ли нарушать нравственные заповеди: 0,5 б.
- древнегреческие боги
- Иисус Христос
- Будда
4. Соответствует ли категорическому императиву защита человеком собственных интересов, стремление к независимости в личной жизни и т.п.? 1,5 б.
- да, так как необходимо относиться и к себе как к цели, а не как к средству
- нет, так как человек следует долгу, прежде всего, перед окружающими
5. Определите авторов следующих высказываний: 1 б.
- «Благородный муж любезен, но не льстив, маленький человек льстив, но не любезен».
- «Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением».
6. Назовите представителей современной этической мысли. 0,5 б.
7. Как называется основной литературный источник в культуре Древней Индии? 0,5 б.
8. Определите понятие «жэнь» школы конфуцианства. 2 б.
9. Каково предназначение сверхчеловека и предназначение христианина (в концепции Ф.Ницше)? 3б.
1. В какой этической системе Древнего Востока ключевыми понятиями являются: «жэнь», «ли», «благородный муж»?
- конфуцианство,
- даосизм,
- буддизм,
- джайнизм.
Что означают эти понятия? 1 б.
2. Гедонизм можно понимать как: 0,5 б.
- этику счастья
- этику долга
- этику наслаждения
3. В христианскую моральную доктрину входят заповеди Ветхого Завета (Декалог) и Нового Завета (Нагорная проповедь). Как определяют их отношение друг к другу? 1 б.
- они противоречат друг другу
- Нагорная проповедь дополняет Декалог
- заповеди Нагорной проповеди радикально преобразуют положения Декалога.
4. Какое из следующих положений соответствует идее индивидуализма? 0,5 б.
- признание ценности индивида и индивидуального
- вседозволенность
- подавление общественного индивидуальным
5. Определите авторов следующих высказываний: 1 б.
- «Нравственная добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий серединой между двумя пороками, один из которых состоит в недостатке, а другой - в избытке качества».
- «Рождение – это страдание, старение – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание».
- «Лучше сойти с ума, чем наслаждаться»
6. Назовите представителей этики экзистенциализма. 0,5 б.
7. Назовите основные труды Ф.Ницше. 0,5 б.
8. Сформулируйте главный принцип этики А.Швейцера. 2 б.
9. В чем заключается антинормативный поворот в современной этике? 3 б.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО МАТЕРИАЛАМ ЛЕКЦИЙ
- Определите сходство и различие моральной и правовой регуляций.
- Определите сходство и различие обычая и моральной нормы.
- Может ли мораль быть принудительной?
- Какая ошибка содержится в утверждении «у каждого своя мораль»?
- Объясните смысл какой-либо функции морали.
- От каких факторов зависит адекватная оценка поступка?
- Полезна ли мораль для человека и общества?
- Как развить в себе моральную интуицию?
- В чем отличие идолов и нравственных идеалов?
- В чем Вы видите главное отличие классической и постклассической концепций нравственной свободы?
- Что такое моральная вменяемость?
- Почему нельзя отождествлять независимость и нравственную свободу?
- Почему ответственность вменяется личности?
- Что такое безответственность?
- Может ли человек отвечать за все?
- Сравните понятия нравственного долга и социальной обязанности.
- По И.Канту, «сознание внутреннего судилища в человеке есть совесть». Объясните это определение совести.
- Что значит быть справедливым по отношению к самому себе?
- Уравнивающая справедливость и «уравниловка» - это одно и то же?
- В чем проявляется персонификация добра и зла, какое нравственное значение она имеет?
- Покажите противоречивость правила «меньшего зла».
- Объясните понятие ненасилия.
- Сравните имманентную и трансцендентную концепции смысла жизни.
- Опишите условия счастья.
Ответы на вопросы должны быть теоретически обоснованными и достаточно лаконичными (объем – не более 1 стр.).
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ЭТИКЕ
1. Этика – философское учение о морали. Предмет и структура этического знания [что изучает этика? уровни этического знания; философский характер этики; проблема классификации этических учений; натуралистическое, социально-историческое, идеалистическое направления в этике, другие направления].
2. Этическая мысль Древней Индии. Этическое учение буддизма [социокультурные предпосылки, особенности этической мысли; Веды; основные понятия философско-этического мировоззрения; главный смысл и «четыре благородные истины» этики буддизма].
3. Этические воззрения Древнего Китая. Этические учения конфуцианства, даосизма, легизма [социокультурные предпосылки и особенности этики; этика Конфуция: понятия жэнь, шу; идеал «благородного мужа»; этика даосизма: понятие Дао, принцип у-вэй, нравственный идеал; этика легизма: понятие фа].
4. Античная этика. Софисты и Сократ. Сократические школы [социокультурные предпосылки и особенности античной этики; этический релятивизм и субъективизм школы софистов, эвдемонизм и рационализм этики Сократа, значение; Платон о сущности морали и социальной этике; школа киников о внутренней свободе и аскетизме; гедонизм школы киренаиков].
5. Этика Аристотеля [критика этического рационализма; учение о благе; учение о добродетели, понятие «золотой середины»; философско-этические произведения Аристотеля; значение творчества Аристотеля в истории этики].
6. Христианская моральная доктрина [Библия: Декалог Моисея и Нагорная проповедь И.Христа; заповедь любви; христианские добродетели].
7. Этические учения средневековья; Августин, Фома Аквинский [социокультурные предпосылки, периодизация этики средневековья; основные этические проблемы; понимание морали].
8. Этика Нового времени [социокультурные предпосылки, идеи гуманизма, индивидуализма, рационализма в Новое время; особенности этики; концептуальные подходы к проблеме индивидуального и общественного в морали; «теория разумного эгоизма» (Гельвеций, Гольбах, Дидро)].
9. Моральная философия И.Канта. Принцип историзма в этике Г.Гегеля [И.Кант о специфике морали; категорический императив, его формулировки; статус морали; значение этики И.Канта; диалектический метод в этике Г.Гегеля, реализация принципа историзма; понятия морали и нравственности].
10. Неклассическая этика 19 в. Диалектико-материалистическая трактовка морали в этике марксизма. Этический иррационализм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше [особенности неклассической этики; специфика социологического обоснования морали в марксизме; иррационалистическое обоснование морали в этике А.Шопенгауэра и Ф.Ницше; понятия воли, страдания и сострадания у Шопенгауэра; идеи воли к власти, двух типов морали, сверхчеловека, переоценки всех ценностей в «философии жизни» Ф.Ницше].
11. Этическая мысль в 20 в. (этика экзистенциализма, прагматизма; «универсалистские ориентиры» в этике) [особенности этики 20 в.; представители и проблематика в направлениях экзистенциализма, прагматизма и «универсалистской этики»; понятия экзистенции, свободы и ответственности, экзистенциальных переживаний; идеи «инструментализма» и «ситуационности» в прагматизме; понятие «благоговения перед жизнью» А.Швейцера].
12. Понятие и свойства морали [понятие морали; должное и сущее в морали, моральные императивы; специфика нравственной деятельности; другие свойства морали].