Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по этике для студентов заочного отделения исторического и филологического факультетов (стр. 1 из 6)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОГО И ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

Уважаемые студенты!

Методические рекомендации включают следующие разделы:

- Тематический план учебного курса;

- Содержание учебной дисциплины;

- Текст установочной лекции;

- Список литературы по курсу «Этика»;

- Перечень оригинальных этических текстов, предлагаемых для конспектирования, а также иной (несколько более сложный) вариант задания по истории этики – сравнение этического и художественного текста для филологов и анализ какого-либо исторического документа с помощью определенного этического текста – для историков;

- Методические рекомендации для подготовки конспекта;

- Образцы контрольных работ с элементами тестирования по истории этики;

- Примерный перечень вопросов по материалам лекций, предлагаемых для письменной домашней работы и интерактива на лекциях;

- Вопросы к зачету по этике;

- Тематика индивидуальных творческих работ по этике (выполняются сугубо по желанию студента)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если целью изучения учебного курса этики в целом является системное освоение основ фундаментального и прикладного этического знания в его историческом развитии и современном состоянии, то на лекциях в период экзаменационной сессии предстоит сосредоточиться на следующих задачах:

- систематизировать учебный материал;

- акцентировать важнейшие проблемы, понятия и концепции этического знания;

- выявить, сформулировать коллизии, актуальные вопросы морально-этической практики.

Для успешного решения этих задач требуется предварительно, до сессии ознакомиться с учебным материалом (список учебной литературы прилагается). В результате возможно успешное участие в интерактиве на занятиях. Кроме того, по итогам каждой лекции будут предложены вопросы (на выбор студента) для краткой домашней письменной работы.

Раздел по истории этики предстоит изучать самостоятельно в процессе подготовки к экзаменационной сессии. Формами контроля этой самостоятельной работы являются:

- конспект оригинального этического текста (фрагмента) или реферат второго варианта письменного задания (в него также включается конспект этического текста). Конспект сдается до сессии (не позднее последнего дня заочника перед сессией);

- контрольная работа с элементами тестирования (проводится на 1-м занятии по этике в течение 30 мин.).

Зачет будет проводиться в форме устного ответа на зачетные вопросы.

Чтобы учесть и оценить все виды выполненной студентом учебной работы, используется краткий вариант рейтинга. В случае успешного выполнения всех заданий, отмеченных *, зачет выставляется автоматически; результатом удовлетворительной работы по всем заданиям является бонус к зачету.

Задания и баллы

№№

Задания

Успешно

Удовл.

1.

Конспект этического текста* или

6 – 10 б.

4 – 5 б.

2.

Сравнительный анализ этического и художественного текстов*

8 – 12 б.

6 – 7 б.

3.

Работа с элементами тестирования*

6 – 10 б.

4 – 5 б.

4.

Письменный ответ на вопрос по теме лекции*

2 – 3 б.

1 б.

5.

Участие в интерактиве

2 – 3 б.

6.

Посещение занятий* - (1 занятие)

0,5 б.

0,5 б.

7.

Индивидуальная творческая работа

20 б.

Бонус - освобождение от вопроса по истории этики на зачете.

(Важна не сумма баллов, а успешное или удовлетворительное выполнение основных заданий).

Если представляются письменные работы-копии (конспекты этических текстов, письменные ответы на вопросы по материалам лекций), то каждая такая копия оценивается только 1 (одним) баллом!

Индивидуальная творческая работа по теме, самостоятельно, по желанию избранной или предложенной студентом, выходит за пределы подготовки к экзаменационной сессии, может быть представлена на весенней студенческой конференции БГУ. Консультации для подготовки такой работы проводятся по индивидуальному расписанию.

Ж е л а ю у с п е х о в !

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Лекции

Семинары

КСР

1

Этика, ее предмет и значение

2

2

Специфика и структурно-функциональный анализ морали

2

3

Проблема свободы в этике

2

4

Основные моральные ценности

2

5

Проблемы генезиса и исторического развития нравственности

2

Всего

10


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭТИКИ

Тема 1. Этика, ее предмет и значение

Введение: задачи учебного курса этики; организационные и методические вопросы изучения этики.

Понятие морали. Мораль как объект этики. «Этика», «мораль», «нравственность», «нравы». Многообразие подходов к определению понятия морали в этическом знании.

Этика – философское учение о морали. Предмет этики. Структура этического знания: эмпирический (дескриптивный), теоретический, нормативный уровни этики. Метаэтика. Прикладная этика в системе этического знания. Основные типы прикладной этики.

Методологические проблемы этического исследования. Классификация основных направлений этики.

Этика – «практическая философия». Этика как философская рефлексия над основаниями нравственной культуры. Значение этики в мире человека.

Тема 2. Этическая мысль Древнего Востока

Особенности генезиса этического знания Древней Индии. Социокультурные предпосылки становления этики. Веды как литературный источник культуры Древней Индии.

Философско-этические воззрения в культуре Древней Индии, их специфика. Основные понятия философской культуры Древней Индии. Этические учения астики и настики.

Этика буддизма: теоретические положения и морально практическое значение. Этические учения джайнизма и йоги.

Социокультурные предпосылки формирования этики Древнего Китая. Традиционный характер древнекитайской культуры, ее основные понятия. Философско-этические представления в культуре Древнего Китая, их специфика.

Социально-этическое учение Конфуция: проблемы, понятия, значение. Даосизм как философско-этическое учение, принцип «недеяния». Этико-правовое учение легизма.

Тема 3. Этика античности

Античная этика: космоцентризм и рационализм. Социокультурные особенности формирования античной этики. Характерные черты философско-этического знания античности. Морально-этический аспект античной натурфилософии.

Этический субъективизм и релятивизм школы софистов. Сократ и сократические школы. Философско-этические взгляды Платона.

Этика Аристотеля – вершина античной этики.

Индивидуалистическая тенденция в позднеантичной этике. Учения Эпикура и школы стоиков.

Тема 4. Этические воззрения средневековья

Теоцентризм этических учений средневековья.

Христианская моральная доктрина (тема любви, интерпретация морали).

Специфика средневековой этической мысли. Патристика и схоластика.

Проблемы теодицеи, свободы воли, спасения души в контексте средневековой этики. Аврелий Августин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский.

Тема 5. Этика эпохи Возрождения и Нового времени

Антропоцентризм этических взглядов эпохи Возрождения. Гуманистический скептицизм М.Монтеня.

Рационалистический характер этики Нового времени. Идеи гуманизма и индивидуализма. Особенности этики Нового времени. Проблема всеобщего и индивидуального в нравственном бытии.

Теория «разумного эгоизма» в натуралистической этике французских просветителей 18 в. (К.А.Гельвеций, П.А.Гольбах, Д.Дидро).

Моральная философия И.Канта. Принцип историзма в этике Г.В.Ф.Гегеля.

Этические идеи Возрождения и Просвещения в Беларуси: Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий, др.

Тема 6. Этическая мысль XIX и XX вв.

Особенности развития постклассической этики. Антинормативный поворот.

Этические воззрения XIX в. Диалектико-материалистическая трактовка морали в марксистской этике. Этический пессимизм А.Шопенгауэра. Морально-этический смысл «философии жизни» Ф.Ницше.