· «Я поэт в жизни, потому что жизнь – это поэзия».
· «Да цель всей вашей беготни: страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая».
Сформулируйте, почему фигура «Мыслителя» может быть символическим выражением «жизненного кредо» Обломова? В чем заключается это «жизненное кредо»? Как бы Обломов, на ваш взгляд, расшифровал этот образ? Групповая дискуссия.
6. Написание диаманты «Мой Обломов».
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных, демонстрирующие переход от «+» к «–»)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение(2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Образец:
Обломов
Ранимый, добрый,
Скучает, мечтает, ленится.
Бездействие, пассивность, решимость, труд.
Действует, считает, зарабатывает,
Деловой, настойчивый
Штольц.
Домашнее задание:
· Обязательное: Прочитайте «Сон Обломова». Сформулируйте основные черты мифологического пространства Обломовки (оформите схему). Что определяет «философию жизни» обломовцев (подготовьте развернутый ответ)?
· Творческое: Напишите размышление на тему «Мой современник Илья Обломов».
Реконструкция системы заданий (конспект урока) даёт только общие представления о том, как разворачивался образовательный процесс, указывает на отдельные приёмы, используемые учителем. Очевидно, что мы только можем догадываться, насколько данный урок был результативен, смогли ли обучающиеся (каждый в отдельности) освоить умение анализа образа литературного героя. Без понимания замысла автора, фиксации логики разворачивания действий учителя и ребёнка (всего класса, групп обучающихся) на занятии материал трудно переносим в деятельность другого педагога.
Вместе с тем обобщение данного опыта может стать основой для конструирования любого урока с подобной целевой установкой. «Личный рецепт» урока «Поэт жизни Илья Обломов» – его композиционная схема, заданная системой деятельности обучающихся, ответы старшеклассников (при условии видеозаписи), временные и темповые ограничения и риски, – порождают впечатление о ситуационной природе двухчасового занятия. Как зафиксировать трудоёмкость того или иного задания, какие линии обсуждения возникнут у детей, как обеспечить учёт индивидуальных возможностей обучающихся? Представленный материал (равно как «реальный опыт» проведения занятия, видеозапись урока) оказывается только «заготовкой», в изложенной выше метафоре «корзиной с грибами», требующей специальных процедур обобщения.
На наш взгляд, урок «Поэт жизни Илья Обломов» может быть генерализирован по трём основаниям:
во-первых, как методическая система, позволяющая решать задачу организации урока «объяснения нового материала»;
во-вторых, как набор результативных приёмов активизации деятельности обучающихся при работе с художественным произведением;
в-третьих, как концептуальный подход к анализу образа литературного героя с привлечением жизненного опыта обучающихся.
Под методической системой мы понимаем взаимосвязанные структуры совместной деятельности учителя и каждого обучающегося. Эти структуры включают: цели взрослого и ребёнка, педагогическое кредо учителя (принципы, стиль, основания практики) и организационные формы[6], необходимые для создания целенаправленного воздействия, освоения обучающимся способов интерпретации материала (перекодировки воздействий учителя), включения нового знания в исходные представления и др.
Таким образом, обобщение 1-го уровня представленного материала урока «Поэт жизни Илья Обломов» описывается следующей схемой:
Ситуации, обозначенные в схеме, конструируются через:
· отбор педагогом материалов, провоцирующих обучающегося соотносить исходное знание (личный опыт) с новым знанием;
· отбор педагогом средств, позволяющих обучающемуся самостоятельно освоить материал (индивидуально, в паре, в группе);
· организацию самостоятельной работы (планирование действий – осуществление – самоконтроль – взаимоконтроль);
· проектирование следующего шага.
Цель методической системы: формирование умения самостоятельно осваивать новый материал.
Принципы методической системы.
· Гибкость способов взаимодействия. Формы работы с детьми предстают не столько алгоритмом, сколько «палитрой». Задача педагога не в том, чтобы провести урок, а в том, чтобы создать условия для самостоятельного действия каждого ребенка.
· Максимально возможный выбор. Расширение сферы выбора – как в выборе видов деятельности, так и в определении содержания и характера предложенной (и предлагаемой самим ребёнком) деятельности.
· Контекстуальность деятельности. Любая образовательная деятельность должна быть воспитывающей, стимулирующей развитие субъектности обучающегося. Обязательны – самоанализ, рефлексия, закрепление успешного опыта самопроявления личности.
· Многовариантность деятельности. Для каждого участника деятельности планируется индивидуальный сценарий-маршрут или своя роль в коллективном проекте. Обязательны – отслеживание «шагов» деятельности, осмысление проектировочных цепочек, рефлексия участия. Каждый ребенок на уроке – субъект деятельности.
· Гибкое планирование; самоуправление. Совместное планирование деятельности. Движение «за ребёнком», а не «за педагогом».
· Принцип «не навреди». Приоритет практического опыта над теоретическими представлениями (постепенности, проверки и самопроверки), адаптации к жизни.
Обобщение урока «Поэт жизни Илья Обломов» 2-го уровня фиксирует и обосновывает в системе «результат – целесообразность» функционирование конкретного средства обучения (формы, приёма, метода взаимодействия учителя и обучающегося) в определённой учебной ситуации.
Например, учитель, обобщающий опыт, раскрывает особенности использования приёма «Сравнительная таблица» на этапе «Ситуации взаимодействия с другими обучающимися, взаимоконтроля», гарантирующего освоение учащимся нового материала (закрепление).
Планируемый | Целесообразность | Алгоритм | Требования |
· Актуализированы умения: сравнения, выделения ключевых слов, составления связного текста на основе ключевых слов, взаимодействия в парах. · Выделены типологические характеристики образа литературного героя. · Подготовлен связный рассказ об одном образе литературного героя | Сравнительная таблица обеспечивает осмысление образа литературного персонажа (Обломов) в сравнении с проанализированным на предыдущем занятии образом (Штольц); позволяет выделить типологические черты образа литературного героя, освоить один из способов его характеристики (на основе цитатного материала) | 1. Самостоятельное чтение (каждым ребёнком) цитатного материала. 2. Обсуждение в парах параметров сравнения, выдвижение гипотез (например, «жизненное кредо», «внешность» и т.д.) 3. Фронтальная беседа: обсуждение параметров сравнения 4. Фиксация в 1 колонке таблицы «единых» параметров. 5. Индивидуальная работа по выделению ключевых слов в каждой цитате (например, «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги… Он беспрестанно в движении…»). 6. Парный взаимоконтроль (по ключевым словам). 7. Заполнение таблицы (2 и 3 колонки). 8. Подготовка каждым обучающимся связного рассказа об одном из образов литературного героя (Обломов или Штольц). 9. Взаимоконтроль в парах | · Готовность к работе в парах, взаимному контролю · Включение педагога в работу (поддержка темпа) · Связь с изученным ранее · Фиксация процедур сравнения |
Третий уровень обобщения урока «Поэт жизни Илья Обломов» раскрывает концептуальные представления педагога о необходимости использования личных переживаний, эмоционального опыта обучающегося в работе над текстом. Таким образом, любой текст функционирует в качестве фильтра, проявляющего ценностные установки ребёнка, вынуждающего его занять позицию со-автора, создать текст-интерпретацию:
Подобная концепция обосновывает, во-первых, необходимость отдельной работы учителя и обучающихся с материалами, проявляющими жизненную позицию автора (биография, воспоминания современников и т.д.), преломляющими её в конкретном произведении. Так возникает первая группа текстов, которую условно можно назвать «исследовательской». Во-вторых, концепция требует столкновения авторской жизненной позиции и позиции читателя (приятие – неприятие, актуальность – историческое свидетельство, событие – необходимость и др.). Так возникает вторая группа текстов, которую условно можно назвать «рефлексивной». Обобщение урока третьего уровня может быть зафиксировано в форме пояснительной записки к конспекту урока, содержащей разъяснения о его ключевой идее, назначении, месте в логике разворачивания знаний по данной предметной области, системе целеполагания и т.д.
Безусловно, за изложенным вариантом обобщения опыта стоит большее, чем фиксация «авторского взгляда» на тот или иной аспект педагогической практики. Учитель, представляя свой замысел урока, осмысливая в рабочей программе программу авторскую, нарабатывая дидактический материал к федеральному учебно-методическому комплексу, создаёт определённый «портрет мастера», автопортрет педагога на фоне его педагогического творчества. Идея таких портретов, обобщающих методическую лабораторию педагога, хорошо раскрывается в методике портфолио.