Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации. Музыкальное оформление вальс

Музыкальные игры
и музыкально–двигательные упражнения

«Всадники»


Образ коня — это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков, мощь веры и одухотворенности. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает посылки всадника, почувствовать их помогает музыка, здесь же оттачивается техника галопа.

Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.
И.п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой.
Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод».
Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

«Цветы»


Цветы — отражение черт характера человека. Предложить детям описать свое видение состояния природы человека в нежности форм, цвета, строгости линий, веянии ароматов. Подобрать грациозную танцевальную музыку, которая бы помогала оттачивать движения, выполнять перестроения, творить! Жить в прекрасном!

Ход игры: И.п. — дети стоят в кругу, в обеих руках держат по цветку или листику.
Такты 1–8: дети плавно покачивают руками вправо и влево, приподняв их вперед (по 1 движению на такт).
Такты 1–8: повторение — продолжают то же движение, держа руки над головой. Такты 9–16: повторение.
Затем дети, подняв руки в стороны, танцуют по всей комнате, заполняя её пространство.
С окончанием музыки останавливаются, повернувшись лицом в одну сторону с поднятыми вверх руками.
Упражнение помогает развивать пластику движений рук, мышцы плечевого пояса.
Методические рекомендации. Музыкальное оформление — вальс.
Цветы или листики должны быть легкие, с мягким стебельком, чтобы дети излишне не напрягали пальцы.
Педагог помогает детям самим войти в ритм музыки, предоставляя возможность двигаться по–своему.
Следует обратить внимание детей на различный характер музыки, подсказывать, чтобы руки были мягкие, с округлыми расслабленными локтями.


«Гори–гори ясно»


Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота — с 25 грудня (декабря).
В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году, с которыми они пойдут ввысь — в Гору с одухотворением, даруемым Небесами. Внутри Души поют колокола.

«Хоровод»


«Хоровод» — от хоро, коло — годовое коло Хорса (Солнца) — хорошего, как объединенных деяний людей, а не как светила. К личному сиянию нужно стремиться через вклад для сияния всего общества — это наши условия!

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке — «огневушка».
Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком.
Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга, с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на Небо — птички летят, колокольчики звенят!

На слова дети «колокольчики звенят» — 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком.
Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.
Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.
Методические рекомендации. Обращать внимание детей на характер игры.

«Хоровод с подснежниками»


Ладины весенне–летние хороводы, связанные с ладом и любовью на Земле, почитаемы народом. Хороводные песни — это заклики сил на труды у Живы Весны, а так же дождей и вёдра — погожих деньков.
Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение, и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»:

Стало ясно Солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать.
Журавли — к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели —
Много цвету вешнего у Земли, у Земли.
Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, Земля–Ладушка, уроди, уроди!

Описание. Дети танцуют парами плавным хороводным шагом.

«Кувшинчик»


Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей.
Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.
Ход игры: Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.
Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!



Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят:
Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.


Хороводы и музыкальные композиции

Русская хороводная песня рассказывает об объединении усилий.
Состояние хореографа, самих детей подскажут танцевальные движения, отражающие понимание, внутреннее видение слов песни.
Детям доставляет несказанную радость снова и снова проживать в хороводе жизнью образов: движения, голоса становятся ладнее.
Задача педагога тактично подсказывать о технике выполнения движений, пения, чтобы не нарушить интерес к самому действу.
Главная задача не техническая, а дать возможность душе открыться.

«Ходила младешенька по борочку»


Подобные хороводы вводят детей в алгоритм непреходящих ценностей взаимоотношений детей и взрослых, на подсознании развивают здравость поведенческой саморегуляции.
Учат быть терпеливыми и самостоятельными на выбранных путях, что усиливается в душе через образы исконной культуры и совместные движения.
Сила коллективной мысли создает единое энергетическое поле, которое защищает, оберегает, даёт возможность для культурного саморазвития.

Ходила младёшенька по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку.
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
Наколола ноженьку на былинку,
Болит, болит ноженька, да не больно.
Болит, болит ноженька, да не больно.
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
«Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати».



«Как по морю»

Море–Окиян — это Вселенная, как Дух, которым дышит Земля–Лада, разум и любовь, которому нет предела. В этой игре предвосхищение добрых славных перемен в жизни народа, одухотворенных силами Природы. В песнях, сказках, молитвах образ Лебеди — стремление человека к совершенству,
к реальному воплощению его силы во множестве людей, победе красоты ненаглядной на Земле.

Как по морю, как по морю, морю синему,
Плыла лебедь, плыла лебедь с лебедятами,
Со малыми, со малыми со ребятами.
Плывши лебедь, плывши лебедь окуналася,
Окунувшись, окунувшись встрепенулася
Под ней вода, под ней вода всколыхнулася.