Смекни!
smekni.com

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению (специальности) (стр. 10 из 14)

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. составление, соединение, связь). Построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Композиция как содержательная форма обуславливается как закономерностями изображаемой действительности, так и мировоззрением, художественным методом и конкретными идейно-эстетическими, в частности жанровыми, задачами, поставленными автором в данном произведении. То или иное видение мира и вместе с тем понимание его реальных отношений и связей определяют принципы и способы по­строения поэтического произведения.

Художественное произведение всегда представляет собой целостную совокупность органически связанных между собой характеров, событий, проблем, идей.

К. амебейная (от греч. попеременный, чередующийся). Художественная композиция, при которой на протяжении всего поэтического произведения чередуются отрывки (полустишия, стихи, строфы), связанные между собой параллелизмом. Восходит к попеременному пению двух певцов или хоров в народном творчестве. Примеры: народная песня «А мы просо сеяли, сеяли», стихотворение В. Я. Брюсова «Каменщик».

КОНФЛИКТ. Столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматургического действия и основным средством раскрытия характеров. Раскрываясь в конфликте, характеры являются вместе с тем его первоисточником «организатором»: «Если только имеются твердо-очерченные характеры – их столкновения неизбежны» (М. Горький).

МАТЕРИАЛИЗОВАННАЯ ИДЕЯ. Она живет в характерах и языке персонажей в конструкции пьесы, в особым образом отобранных обстоятельствах.

КОНЦЕПЦИЯ. 1. То или иное понимание явления, система взглядов. 2. Основная мысль произведения.

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. вершина). Высокая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

КУЛЬТУРА. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни; уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа; уровень развития какой-либо отрасли производственной или умственной деятельности. 2. Образованность. 3. Сельскохозяйственное разведение, воз­делывание.

ЛЕЙТМОТИВ (от нем. руководящий, ведущий мотив). Термин, заимствованный литературоведением из музыки. В XIX веке его ввел Р. Вагнер. Употребляется в различных значениях. Наиболее распространенное: конкретный образ, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение, настойчиво повторяемый, многократно употребляемая отдельная деталь или даже слово, служащее ключевым для раскрытия замысла писателя («Как хороши, как свежи были розы» И. С. Тургенев, «А был ли мальчик?» A. M. Горький и др.).

ЛИРИКА. Один из трех родов литературно-художественных произведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются закон­ченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон ли­рических произведений безграничен, поскольку все явления жизни – природы и общества – могут вызвать переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание. Повышенная эмоциональность содержания лирических произведений связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую нагрузку. Лирика тяготеет к стихотворной речи. В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой. В лирическом произведении через личное поэт передает типическое.

МАКЕТ. Модель, образец чего-либо в уменьшенных размерах, например, макет театральной постановки.

МАНЕЖ. 1. Крытое помещение, специально построенное или приспособленное для занятий по легкой атлетике, гимнастике, конному спорту; специальная площадка или помещение для выездки (тренировки) лошадей. 2. В цирке – арена.

МЕЛОДРАМА. 1. Музыкально-драматическое произведение, в котором диалоги и монологи персонажей сопровождаются музыкой. 2. Разновидность литературной драмы XIX века, для которой характерны острая занимательная интрига, преувеличенная патетика в изображении чувств («слезливость»), прямолинейное деление героев на «добрых» и «злых». Как и водевиль, мелодрама приобрела популярность во времена Великой французской революции 1789-1794 годов, противоречиво отразив собой тягу масс к искусству и их идейную и эстетическую незрелость.

В России мелодрама была распространена в 30-40 годах XIX века.

МЕТАФОРА (от греч. перенос). Вид тропа – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением («С гор побежали ручьи» – Н. Некрасов), предмету – овеществлением («Гвозди бы делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей» – Н. Тихонов).

МЕТОД. 1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2. Прием или система приемов в какой-нибудь деятельности.

М. действенного анализа. Сущность этого метода заключается в том, чтобы найти в самой пьесе точный событийный ряд. Режиссер вместе с коллективом должен попробовать разбить пьесу на цепь событий, начиная с наиболее крупных и докапываясь до самых мелких, найти, что называется, молекулу сценического действия, дальше которой действие не дробится.

Построив цепочку событий, надо обнаружить в них ту последовательную цепь конфликтов, из которых возникает уже вычерченное, точно построенное действие. Причем обнаружить точный конфликт, который изнутри раскрывает авторский текст, не так-то просто. Должен быть найден не конфликт вообще, а тот единственный конфликт, который в результате и вскроет логику, заложенную в авторском тексте.

М. физических действий. Богатство жизни человеческого духа, весь комплекс сложнейших психологических переживаний, огромное напряжение мысли в конечном счете, оказывается возможным воспроизвести на сцене через простейшую партитуру физических действий, реализовать в процессе элементарных физических проявлений.

Этюдный М. репетиций. Этюд лишь способ приблизиться к пониманию действия и его существу, это лишь вспомогательный педагогический прием. Работая над этюдами, актеры отвлекаются от пьесы, находят аналогичные предлагаемые обстоятельства данного куска и действуют в этих обстоятельствах. Они делают это на сходном, близком, но все же отвлеченном от пьесы материале.

МИЗАНСЦЕНА. Размещение актеров на сцене в отдельные моменты исполнения пьесы.

Что такое мизансцена? В моей личной режиссерской работе мизансцена всегда органически вытекает из предыдущей работы с актером. Планировка отличается от мизансцены так, как фотография от картины. Планировка – это фотография; мизансцена – это картина, созданная на тот же сюжет. Фотограф запечатлевает случайное положение фигур, случайное выражение лиц. Художник обязан сделать из этого мизансцену, то есть отбросить все случайное, рассчитать каждый поворот, найти интересные сочетания. Цель мизансцены – выявить духовный мир находящихся в этой мизансцене людей, наглядно обнаружить отношения между действующими лицами пьесы.

Движение актера, мизансцена, не есть только простое психологически или бытовое оправданное перемещение действующих лиц на сцене. Мизансцена есть смысловое, действенное решение сценического об­раза. Одновременно с этим мизансцена является пластическим образным выражением мысли отдельного куска. Все средства сценической выразительности помогают действенному раскрытию образа.

Мизансцена, несомненно, одно из могущественнейших средств выражения замысла режиссера, его чувств и мыслей, порожденных пьесой и отраженной в пьесе жизнью. Это искусство полностью определяется особыми качествами композиционного дарования режиссера. Без этого дара вообще нельзя из множества деталей и частностей построить целое художественное произведение, то есть спектакль.

Наиболее верно, хотя несколько громоздко, суть термина «мизансцена» определил С. М. Эйзенштейн: «Мизансцена в самом узком смысле слова – сочетание пространственных и временных элементов во взаимо­действиях людей на сцене... Сплетение самостоятельных линий действия со своими обособленными закономерностями тонов своих ритмических рисунков и пространственных перемещений в единое гармоническое целое».

Мизансцена, как всякий художественный образ, есть сплав мысли, воображения и жизненной правды, соединение подлинного с вымышленным во имя некой идеи, единство содержания и формы.

МИСТЕРИИ. 1. В Древней Греции, Древнем Риме и странах Древнего Востока – тайные обряды в честь богов, таинства, в которых могли участвовать только посвященные. 2. Представление религиозного содержания в Западной Европе в Средние века.

МОНТАЖ (от фр. подборка, сборка). Соединение в одно целое (по тематическому или сюжетному принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них, а также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров.