Смекни!
smekni.com

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению (специальности) (стр. 11 из 14)

Литературный монтаж – подборка отрывков из художественных текстов, мемуаров, официальных документов, научной литературы на определенную тему с целью наиболее достоверного, объективного на основании фактов изображения какого-либо исторического события или реального лица. Таковы монтажы биографий В. В. Вересаева «Пушкин в жизни» (1926-1927), «Гоголь в жизни» (1933), в которых автор пытался воссоздать сложный облик великих писателей.

МЮЗИКЛ. Музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера, построенное на использовании элементов оперетты, балета, оперы и эстрады; кинофильм такого рода.

ОБРАЗ. Основное понятие теории литературы и вообще эстетики, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. В центре образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угадывать за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа.

Что такое образ? Когда вы прочитаете то или иное произведение, у вас непременно складывается какое-то внутреннее видение и чувствование прочитанного, причем тут сказываются ваши индивидуальные склонности, может быть, враждебные данной авторской идее, а может быть, и удачно совпадающие с ней. То, что складывается таким образом в вашем сознании, – это и есть образ. Возникает он по двум линиям: внутренней и внешней.

Образ определяется его действенными сценическими поступками.

О. ассоциативный. Образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий, обладающий повышенной метафоричностью и субъективностью. Ассоциативность лежит в основе всякого художественного образа, особенно тропа, но ассоциативный образ построен на интенсивном выявлении дополнительных, как бы необязательных, непреднамеренных связей; это намек, который должен быть уловлен читателем и требует напряженного читательского восприятия. Именно такие дополнительные связи (нередко их целая цепочка) сообщают ассоциативному образу оригинальную авторскую неповторимость (а иногда и метафорическую перенасыщенность).

Давно ль под сенью орденских капитулов,

Служивших в полном облаченье хвои,

Мирянин-март украдкою пропитывал

Тропинки парка терпкой синевой?

Так, используя возникающие у читателя ассоциации (капитуя и аскетическую католическую церковность), говорит Б. Л. Пастернак о невидимом «греховном» наступлении весны.

Поэтические ассоциации могут быть эмоционально-психологическими, предметно-смысловыми и культурно-символическими. Последние возникают при обращении автора к реалиям, обладающим устойчивым семантическим ореолом (например, такими реалиями насыщены поэма А. А. Ахматовой «Без героя»; многие стихи раннего В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама). Ассоциативная образность свойственна преимущественно поэзии XX века, восточной поэзии, культивирующей поэтику намеков, она присуща с древнейших времен.

О. декоративный и музыкальный. Декоративный образ и музыкальный образ спектакля, выражая основную идею постановки, в то же время всемерно должны помогать действенному раскрытию актерских образов.

О. целостный сценический. Конкретное воплощение сверхзадачи драматурга и актера в образной форме актерского искусства.

ПАРОДИЯ (от греч. перепев, противопеснь). Произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», «серьезного» образного языка в низкий, смешной план.

ПЕРСПЕКТИВА. Условимся называть словом «перспектива» расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого пьесы и роли.

ПИРОТЕХНИКА. Отрасль техники, занимающаяся изготовлением горючих смесей, сигнальных огней, ракет и пр.

ПОДТЕКСТ. Это невысказанные мысли, связанные с произносимым текстом. Но чтобы органически прийти к подтексту, необходимо наметить мысли, предшествующие этим невысказанным мыслям.

Наша обязанность – всемерно развивать мыслительный процесс, внутренний монолог во время диалога. Путь таков от мысли к действию, от действия к чувству.

Подтекст – это не выраженная в словах мысль. Мы же никогда не говорим всего, что думаем... Процесс мышления не идентичен произносимым словам. Мысль всегда более объемна, чем слово. Человек может говорить об одном, а думать сразу о многих вещах.

Подтекст возникает из предлагаемых обстоятельств их из ритма поведения человека.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Без поэтического импульса мир силь­но бы упростился и выровнялся... Я думаю, что подлинный театр -– это всегда поэзия... Театр в моем представлении – всегда поэтическая фантазия, при самых смелых прозаических допусках и скрупулезных бытовых деталях.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Предлагаемые обстоятельства ... это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве.

«Предлагаемые обстоятельства», как и само «если бы», являются предположением, «вымыслом воображения».

ПРОБЛЕМА. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

ПРОЛОГ. Вступление к чему-либо, начало чего-либо; вступительная часть литературного или музыкального произведения.

ПСИХОГИГИЕНА ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА. Режиссеры и актеры имеют дело в искусстве с очень тонким инструментом. Режиссеры и актеры играют. Как говорит Гамлет, «на душе»; они должны поэтому относиться к своему инструменту с очень большой заботой, принимая все меры к тому, чтобы репетиционная, творческая обстановка была абсолютно здоровой, а если обстановка будет здоровой, можно с успехом строить текущий спектакль, с успехом растить коллектив театра.

РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ. Это прежде всего отбор выразительных средств, поиск художественного единства во имя раскрытия «сверхзадачи» произведения. Ведущим в этом процессе является режиссер.

РАЗВЯЗКА. Заключительный момент в развитии действия худо­жественного произведения.

РЕЖИССЕР. Художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, эстрадного представления.

Режиссер является творческим руководителем театрального коллектива, конденсатором его творческой энергии. Для этого он должен знать свой коллектив, изучать его, быть авторитетным педагогом и учителем.

РЕЖИССЕРСКИЕ ЭКСПЛИКАЦИИ. Творческая программа постановщика, с которой он выходит на коллектив. В зависимости от творческого метода театра существуют два вида режиссерской экспликации: а) абстрактно-теоретическая; б) конкретно-практическая. Приме­ром абстрактно-теоретической экспликации служит некое импрессионистское ощущение спектакля, сложившееся у режиссера после прочтения пьесы, когда конкретное сценическое решение постановки еще не выра­ботано и лишь смутно представляется режиссеру. Поэтому, излагая свои представления о будущей постановке, режиссер часто не представляет себе их сценической реализации.

Приступая к работе с актерами над спектаклем, режиссер должен иметь у себя конкретный план постановки, т. е. начинать с конкретно-практической режиссерской экспликации.

РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ. Реализовать замысел – значит найти, открыть, придумать решение. «Замысел, – говорил Г. Товстоногов, – неосуществленное решение. Решение - овеществленный замысел».

РЕЖИССУРА. Режиссура сегодня есть синтез человеческих и общечеловеческих проявлений. Мизансценические навыки сами по себе мало что стоят. Только смелые и глубокие вторжения в смежные искусства превращают режиссера в мастера.

РЕКВИЗИТ. 1. Предметы быта, вещи, используемые в театраль­ном представлении или в киносъемках. 2. Обязательные данные, которые в соответствии с установленными требованиями должны содержаться в правильно составленном и оформленном документе.

РЕЦЕНЗИЯ. Критическая оценка научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма; статья в газете, журнале, содержащая такую оценку.

СВЕРХЗАДАЧА. Это не умозрительная, только умом раскрытая цель, а прежде всего плешивая, взволновавшая актера мысль автора, мысль, вызвавшая живой, горячий отклик в сердце актера.

Это цель, на которую направлен темперамент спектакля.

Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля. Условимся называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель. Притягивающую к себе без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психологической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверх­задачей произведения писателя.

СИМВОЛ. 1. Предмет, действие и т. п., служащие условным обо­значением какого-либо понятия, идеи, явления. 2. Условное обозначение какой-либо величины, принятое в той или иной науке.

СИМВОЛИКА. 1. Условное, символическое значение, приписываемое чему-либо. 2. Совокупность каких-либо символов.

СИНТЕЗ. 1. Метод исследования какого-либо явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. 2. Единство, целостность каких-либо связанных между собой предметов, явлений.

СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО. Результатами исканий всей моей жизни является так называемая моя «система», нащупанный мною метод актерской работы, позволяющий актеру создавать образ роли, раскрывать в ней жизнь человеческого дух и естественно воплощать ее на сцене в красивой художественной форме.