Смекни!
smekni.com

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению (специальности) (стр. 7 из 14)

Словарь-справочник поможет ответить на вопросы, связанные с пониманием самых разных явлений, проблем, процессов современного театра, расширить диапазон творческих знаний в сфере искусства.

Работая над постановкой дипломного спектакля, режиссер и актеры вынуждены обращаться к самой разнообразной справочной литературе, поэтому соединение наиболее употребляемых театральных терминов воедино кажется авторам целесообразным.

Основными источниками для отбора театральных терминов послужили теоретические труды известных деятелей театра: К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Д. Попова, М. О. Кнебель, А. А. Гончарова, Г. А. Товстоногова и др. Авторы сочли уместным включить в словарь-справочник статьи из литературоведческого, психологического словарей, а также из словаря русского языка С. И. Ожегова и краткого словаря иностранных слов.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. отвлечение). Одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином «абстракция».

АБСУРД. Нелепость, бессмыслица. Театр (драма) абсурда – течение в драматургии, изображающее мир как хаос и поступки людей как алогичные, бессмысленные.

АВАНГАРДИЗМ. Термин, которым обозначают так называемые «левые» течения в искусстве и литературе, возникшие главным образом на западе во втором десятилетии XX века и проявившиеся преимущественно в поэзии и драматургии.

Авангардизм отразил стихийный бунт поэтов против современного им буржуазного уклада. Ясной политической программы у представителей авангардизма не было. Они бунтовали против «сытых», против контрастов города, против несправедливой войны, развязанной империалистами в 1914 году. Они считали устарелыми привычные формы литературы и искусства, в том числе и строгие нормы стихосложения (даже синтаксиса), выступали против реализма, который казался им недостаточным для выражения их бунтарских настроений. Русскому читателю может дать представление об авангардизме (как по содержанию, так и по форме) поэзия раннего В. В. Маяковского. В театре последователи авангардизма отказывались от внешнего правдоподобия в оформлении спектакля, режиссеры стремились как можно больше подчеркнуть условность действия, заменяя реалистические декорации абстрактными конструкциями. Позднее эта условность получила широкое распространение и в реалистическом театре. В ряде литератур авангардизм выступает как ранний этап революционного искусства. Среди будущих поэтов-реалистов можно назвать многих начавших свой путь в русле авангардизма (И. Бехер, П. Элюар, Н. Хикмет и др.). Неоднозначность термина «авангардизм» состоит в том, что в наше время некоторые буржуазные художники и поэты причисляют себя к авангарду только потому, что они отвергают реализм и стремятся поразить воображение читателя разными экспериментами в области формы, хотя по содержанию их творчество носит чаще всего реакционный характер. Ясно, что они имеют мало общего с теми художниками, которые стояли у истоков авангардизма и с большой убежденностью звали к революционным переменам.

Опыт XX века учит, что бунт и эксперимент не всегда означает новаторство, – подлинное новаторство прежде всего означает художественное открытие нового содержания (новый поворот темы, новый подход к изображению человека, новые окраски изменяющегося мира).

АЛЛЕГОРИЯ. Иносказание; конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д. Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер. Многие аллегорические об­разы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках (богини Фемиды) – аллегория правосудия; изображение змеи и чаши – аллегория медицины.

Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

АНАЛИЗ (от греч. разложение, расчленение). Процесс расчленения целого на части. Анализ включен во все акты практического и позна­вательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять анализ на уровне оперирования понятиями. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления.

А. пьесы. Анализ – вещь относительная. А в жизни все – мгновение. И на сцене, в конечном счете, все должно быть мгновенно, без лишних задержек, но после анализа и на основе его.

АНОНС. Предварительное объявление (о спектакле, концерте, каком-нибудь зрелище).

АНСАМБЛЬ. 1. Согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое. 2. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов и т. п.), а также состав исполнителей.

АНТРАКТ. 1. Перерыв между отдельными актами спектакля. 2. Небольшая сценка чаще всего комического характера, разыгрываемая в перерыве между действиями пьесы.

АРХИТЕКТОНИКА. Построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь основных составляющих его частей и элементов.

АССОЦИАЦИЯ. Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое (по сходству, по смежности).

АТМОСФЕРА. 1. Это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков, красок и всевозможных вещей. Атмосфера – понятие динамическое, а не статистическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий. 2. Нужно найти точное сочетание происходящего с жизнью, идущей до, после развивающегося действия, параллельно с ним, либо в контрасте с тем, что происходит, либо в унисон. Это сочетание, сознательно организованное, и создает атмосферу. Вне атмосферы не может быть образного решения. Атмосфера – это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента спектакля. 3. Атмосфера – понятие конкретное, она складывается из реальных предлагаемых обстоятельств. Второй план – из эмоциональных оттенков, на основе которых должна строиться реальная бытовая атмосфера на сцене.

А. сценическая. Сценическая атмосфера всего спектакля помогает добиться его стилевого единства и наряду с другими элементами способствует созданию целостного образа спектакля.

АТТРАКЦИОН. Эффектный цирковой или эстрадный номер.

АФОРИЗМ. Обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме (обычно с помощью антитезы, гипербо­лы, параллелизма и пр.).

В фольклоре к афоризмам относятся поговорки и пословицы, в литературе – гномы или сентенции (афоризмы без имени автора), апофтегмы (афоризмы, приписанные определенному лицу), хрии (афоризмы определенного лица в определенных обстоятельствах); афоризм морального содержания называется также максима. Афоризмы часто извлекались из литературных произведений (античные и средневековые сборники), но бытовали и как самостоятельный жанр.

БАЛАГАН. 1. Старинное народное театральное зрелище комиче­ского характера с примитивным сценическим оформлением. 2. Временная легкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ. 3. Нечто грубое, шутовское, пошло-несерьезное.

БАЛЛАДА. Хоровая песня в средневековой западно-европейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями (баллада о Робине Гуде, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина), с фантастическими таинственны­ми происшествиями («Светлана», «Людмила» В. Жуковского). В советской поэзии баллада рассказывает о мужестве и героизме советского человека. Таковы баллады В. Луговского, Н. Тихонова, К. Симонова и др.

БАСНЯ. Краткий рассказ, более всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеивание человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери.

Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; его басни написаны в прозе. Большой популярно­стью пользовались басни французского поэта XVII века Лафонтена. В России XVIII века к басенному жанру охотно обращались В. Тредиаковский, А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков и многие др., но наибольшим мастерством отличаются басни И. Крылова. В советской поэзии заслужили известность басни Д. Бедного, С. Михалкова.

БУРЛЕСКА, (от фр. шутка). Жанр комической пародийной поэзии, в которой возвышенная тема обычно излагается в нарочито юмористической форме или «низкая» тема воплощается с помощью «высокого штиля». Известный украинский поэт И. П. Котляревский, использовав сюжет поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия, написанной высоким стилем, создал свою знаменитую одноименную пародийную поэму. Вот ее начало:

Эней был парубок бедовый и хлопец хоть куда казак, // На шашни прыткий, непутевый, // Затмил он записных гуляк. // Когда же Трою в битве грозной. // Сравняли с кучею навозной, // Котомку сгреб и тягу дал; // С собою прихватил троянцев, // Бритоголовых голодранцев, // И грекам пятки показал.