Смекни!
smekni.com

Методические указания для студентов Iкурса очной формы обучения по направлению (стр. 2 из 8)

Кельтский архаический эпос: картина мира и образ человека; героические песни «Эдды». Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Испанский героический эпос: «Песнь о моем Сиде».

Рыцарская литература, ее историко-социальные основы. Рыцарский роман: основные черты поэтики, национальные формы. Картина мира и образ человека.

Рыцарская лирика и ее национальные разновидности (провансальская, северофранцузская, немецкая). Поэзия трубадуров, труверов, вагантов, миннезингеров.

Пародический животный эпос: «Роман о лисе» и его национальные варианты (немецкий, голландский, французский). «Изенгрим» Нирварда Гентского.

Творчество Ф. Вийона – первого лирика позднего Средневековья.

Литература Возрождения

Культура Возрождения – культура «нового времени»: исторические предпосылки возникновения. Картина мира и образ человека в культуре Возрождения. Человек как основа нового художественного языка эпохи. Структурно-математическое понимание красоты. Открытие линейной перспективы.

Итальянская литература эпохи Возрождения. Творчество Данте Алигьери – последнего поэта Средневековья и первого поэта Нового времени. «Божественная комедия»: сочетание средневекового и возрожденческого сознания в композиции и образном строе произведения. Творчество Ф. Петрарки: «Книга песен». «Декамерон» Дж. Бокаччо: особенности композиции, картина мира и образ человека в произведении.

Литература и культура Возрождения во Франции. Творчество Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: особый смеховой мир романа, народные истоки поэтики. Деятельность поэтического объединения «Плеяда». Гуманизм лирики П. Ронсара. Кризис французского гуманизма в творчестве М. Монтеня.

Предшественник английского Возрождения Дж. Чосер. «Утопия» Т. Мора: основные идеи и художественные особенности. Развитие английского театра в конце XVI в. Творчество К. Марло. Творчество У. Шекспира: периодизация, основные черты поэтики, картина мира и образ человека; исторические хроники, «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир».

Испанская литература Возрождения. Особенности испанского гуманизма. Творчество М. Сервантеса. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: проблема жанра романа, образы главных героев, отличие первого тома романа от второго.

Плутовской роман. Картина мира и образ человека в плутовском романе. «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения»: структура сюжета.

Литература XVII века

XVII век – самостоятельный период истории зарубежной литературы. Основные направления в литературе XVII века: классицизм, маньеризм, барокко. Концепция гуманизма XVII века. Роль науки в изменении мировоззрения европейцев.

Барочное направление в испанской литературе XVII века. Испанский театр XVII века и драматургия П. Кальдерона. Художественной своеобразие испанской барочной драмы. Л. Гонгора и испанская поэзия XVII века.

Театр французского классицизма. Характеристика литературы XVII века во Франции. Классицистическая трагедия, особенности жанра. Творчество П. Корнеля; трагическая коллизия в пьесе «Сид». Отражение нового этапа развития классицизма в творчестве Ж. Расина: «Федра», «Андромаха». Жанровое своеобразие комедий Ж. Б. Мольера; идейно-художественное своеобразие комедии «Тартюф»; сатирическое мастерство драматурга.

Характеристика литературного процесса в Англии XVII века. Поэзия Дж. Донна. Художественное своеобразие поэмы «Потерянный рай» Дж. Мильтона; проблема положительного героя поэмы.

Литература Просвещения

Историческое значение западноевропейского Просвещения и развитие литературного процесса XVIII века. Исторические и экономические причины возникновения и развития Просвещения. Характеристика литературных направлений XVIII века: классицизм, рококо, сентиментализм, споры о реализме.

Английская роман XVIII века: типология, эволюция. Художественное своеобразие «Робинзона Крузо» Д. Дефо. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта как обобщенная сатирическая картина общества. Психологические романы С. Ричардсона. Художественное новаторство Г. Филдинга. Особенности композиции и стиля романов Л. Стерна: «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Изображение внутренней жизни человека, человеческого сознания и психологии.

Просвещение во Франции. Характеристика основных литературных направлений, их синтез в творчестве представителей французской литературы. Религиозно-философские, социально-политические и эстетические взгляды Вольтера. Повести Вольтера: основные мотивы и общие черты художественной организации. Характеристика мировоззрения и художественных взглядов Д. Дидро. Проза Д. Дидро: «Монахиня», «Племянник Рамо». Идейное содержание трактатов Ж.-Ж. Руссо. Роман «Юлия, или Новая Элоиза»: жанровое своеобразие, психологизм. Творчество А.-Д.-Ф. де Сада как апогей эпохи Просвещения: «Жюстина, или Несчастья добродетели», «120 дней Содома, или Школа разврата».

Немецкая литература XVIII века. Творчество И.-В. Гете. «Страдания молодого Вертера» как произведение немецкого сентиментализма. Проблема «веймарского классицизма». Трагедия «Фауст»: философская проблематика, идейный смысл сопоставления образов Фауста и Мефистофеля.

Творчество Ф. Шиллера: особенности художественного метода. Тираноборческий пафос драмы «Разбойники». Антифеодальная направленность драмы «Коварство и любовь». Тема национально-освободительной борьбы в драме «Вильгельм Телль».

Литература XIX века

Романтическая концепция мира и личности.

Великая французская революция как веха в развитии культуры нового времени. «Романтическая эпоха» и романтическая культура: аспекты романтического и просветительского типов мышления. Художественный метод романтиков и особенности романтической поэтики.

«Иенская школа» романтиков. Теория и практика искусства романа Ф. Шлегеля. Своеобразие романтической этики и проблема личности. Концепция искусства и художника. Теория романтической иронии. Романтическая ирония в комедиях Л. Тика. Духовные истоки романтизма Новалиса: «Фрагменты»; романтическая концепция «Гимнов к ночи»; жанровые особенности, творческие задачи и поэтика романа «Генрих фон Офтердинген».

«Гейдельбергская школа» романтиков. Критика романтического индивидуализма и поиск сверхличных ценностей. Проповедь национальной исключительности и интерес к фольклору. Творчество А. Арнима. Эволюция взглядов в творчестве К. Брентано. Просвещение, классицизм и романтизм в творчестве Г. Клейста.

Творчество Э.-Т.-А. Гофмана: основной конфликт в художественном мире и поэтике повествования; поэтика романтической новеллы-сказки («Золотой горшок», «Крошка Цахес»). Природа двоемирия и романтическая ирония у Гофмана. Рациональное и иррациональное в человеке. Тема двойника. Роман «Житейские воззрения кота Мурра»: романтическое понимание биографии, соотношение двух биографий в романе; сатирический план романа.

«Озерная» школа»: философско-социальная и эстетическая программа. Место У. Блейка в английской литературе: основные черты творческой индивидуальности; особенность образности, стиля, проблематики в сборнике «Песни невинности и опыта», книге «Бракосочетание Рая и Ада». Основные черты поэзии С. Колриджа: концепция поэтической речи, теория символа; символика, образная система и проблематика поэмы «Сказание старого морехода». Творческая индивидуальность П. Б. Шелли. Место Дж. Китса в поэзии английского романтизма, специфические особенности его романтического видения мира. Творчество Дж. Байрона: просветительская позиция, классицизм и романтизм в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» (проблема романтического героя, образ автора, концепция истории, мотив мировой скорби); трагедия крушения просветительских иллюзий и мировая скорбь в драматической поэме «Манфред»; нравственные проблемы драмы-мистерии «Каин»; жанровые особенности поэмы «Дон Жуан».

Исторический роман В. Скотта: диалектика исторической правды и художественного вымысла. Художественное новаторство В. Скотта в создании жанра исторического романа.

Место романтизма в американской литературе, исторические условия его возникновения и черты национальной специфики. Творчество В. Ирвинга, Романтическая сущность романов Ф. Купера: эстетический идеал, особенности поэтики. Творчество Э. По.

Ф.-Р. Шатобриан – «отец романтизма» во французской литературе; особенности романтического стиля писателя. Поэтика романтического психологического романа «Адольф» Б. Констана: романтическая диалектика свободы и зависимости, создание модели «байронического героя». Творчество В. Гюго: «Предисловие к “Кромвелю”» как манифест романтического искусства. Теория и практика романтической драмы.

Реалистическая концепция мира и человека.

Эпичность творчества О. де Бальзака. Основные черты реалистической эстетики в замысле «Человеческой комедии»: концепция мира и человека. «Красное и черное» Стендаля как роман судьбы и роман эпохи. Поэтика реалистической новеллы П. Мериме. Новаторство Ш. Бодлера во французской поэзии: трагизм человеческой судьбы, двойственность натуры, специфика образности. Эстетическая теория Г. Флобера: отождествление красоты и истины, творчества и познания; реализация эстетических принципов в особенностях поэтики романа «Госпожа Бовари».

Творчество Ч. Диккенса: новое понимание связей в буржуазном мире и применение новых художественных форм изображения; творческий метод в романах «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Домби и сын». Особенности творческого метода У. Теккерея: связь мироощущения и творческого принципа изображения мира со взглядами и принципами просветителей; «Ярмарка тщеславия» и сатирическое изображение английской буржуазно-аристократической действительности.