Смекни!
smekni.com

Методические указания для студентов Iкурса очной формы обучения по направлению (стр. 5 из 8)

- «Либрусек» (http://lib.rus.ec), известная библиотека, позиционирующая себя как «сообщество пиратов» и имеющая в открытом доступе значительное собрание текстов произведений классиков и современных авторов.

- «Альдебаран» (http://aldebaran.ru), представляет широкий выбор художественной, документальной, учебной литературы;

- «Университетская библиотека on-line» (http://www.biblioclub.ru), художественная, научная, учебная, справочная и методическая литература по различным дисциплинам;

- Библиотека сайта кафедры истории зарубежной литературы МГУ (Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова) (http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka.htm), содержит множество теоретических и историко-литературных статей по проблемам зарубежной литературы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как энциклопедия жизни и верований древних греков.

· К занятию необходимо также посмотреть х/ф «Одиссея» (реж.: Андрей Кончаловский, США-Германия-Великобритания-Италия-Греция, 1997).

План

1. Время и место создания гомеровских поэм.

2. Гомеровский вопрос.

3. Проблема целостности сюжета.

4. Жанровые особенности: историческое, сказочное, мифологическое в гомеровском эпосе.

5. Стиховой размер гомеровских поэм.

6. Трактовка поэм Гомера у А. Кончаловского.

Литература

Аверинцев С. С. Образ античности. СПб.: Азбука-Классика, 2004.

Лосев А. Ф. Гомер / предисл. А. А. Тахо-Годи. М., 2006 (сер. «ЖЗЛ»).

Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

Полонская К. П. Поэмы Гомера. М., 1961.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа «Илиады». М., 1975.

Семинар 2. Фольклорная основа литературного сюжета аттической трагедии: «Царь Эдип» Софокла.

План

1. Структура аттической трагедии.

2. Фольклорная основа трагедии «Царь Эдип».

3. Понятие об «эдиповом комплексе».

4. Ограниченность человеческого знания. Страх «знать будущее».

5. Преступление и наказание в интерпретации Софокла.

Литература

Софокл. Драмы / пер. Ф.Ф.Зелинского; под ред. М.Л.Гаспарова и В. Н. Ярхо. М.: Наука, 1990 (сер. «Литературные памятники»).

Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора // Он же. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 260–295.

Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. М., 2000.

Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

Семинар 3. Художественный мир комедии Аристофана.

План

1. Происхождение древнеаттической комедии. Её специфика и структура.

2. Условно-фантастическая форма воплощения проблем войны и мира («Ахарняне», «Лисистрата»).

3. Народная смеховая форма в трактовке темы взаимоотношений власти и народа («Всадники»).

4. Буффонада, гротеск, пародия, карикатура в комедии «Лягушки». Спор о природе искусства, его роли и назначении в произведении. Функции агона, хора.

5. Социально-политическая направленность комедий Аристофана. Своеобразие комедийной коллизии в «Лисистрате».

Литература

Аристофан. Комедии: в 2 т. / общ. ред. Ф. А. Петровского и В. Н. Ярхо. М., 1954.

Головня В. В. Аристофан. М., 1955.

Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003.

Ярхо В. Н. Древнегреческая литература / под ред. И.В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2002.

Семинар 4. Композиция романа «Парцифаль» В. фон Эшенбаха.

План

1. Время и пространство в романе. Исходный пункт и цель странствий героя. Значение истории Гамурета для понимания смысла романа.

2. Мотив пути. Многообразие толкований образа пути. «Парцифаль» как роман воспитания.

3. Рыцарский мир и община Грааля. Образ Грааля.

4. Интерпретация идеала куртуазности. Характер изображения любви.

5. Автор и герой. Рефлексия автора по поводу литературной традиции, своего места в ней, осмысления процесса создания романа.

Литература

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Он же. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 447–484.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

Мелетинский Е. М. Средневековый роман. М., 1983.

Семинар 5. Поэтика «Божественной Комедии» Данте.

План

1. «Божественная комедия»: смысл и история названия. Проблема жанра. «Божественная комедия» и жанр видения.

2. Композиция «Божественной комедии». Строение Вселенной в произведении Данте.

3. Уровень числовой символики, аллегории, символы, мистические образы в «Божественной комедии». Образ света и зеркала.

4. Образ Беатриче и его смысл.

5. Данте – «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени». Значение «Божественной комедии» для мировой культуры.

Литература

Баткин Л. М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.

Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая куль­тура. М., 1971.

Елина Н. Г. Данте: критико-биографический очерк. М., 1965.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Семинар 6. «Книга песен» («Канцоньере») Ф. Петрарки – поэзия Нового времени.

План

1. Композиция и структура «Книги песен» («Канцоньере», далее – «К.п.»).

2. Поэтические формы (канцона, сонет, секстина, баллада, мадригал) «К.п.».

3. Ритмический и рифмический строй стихотворений «К.п.».

4. Метафоричность, образность языка «К.п.». Система сравнений.

5. Лаура как поэтический образ «К.п.». Эволюция образа Лауры.

6. Лирический герой «К.п.».

7. Традиции куртуазной лирики в «К.п.».

Литература

Петрарка в русской литературе / сост. В. Т. Данченко; авт. вступ. ст. И. А. Пильщиков; отв. ред. Ю. Г. Фридштейн. М., 2006.

Франческо Петрарка и европейская культура. М., 2007.

Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974.

Семинар 7. Жанровое своеобразие «Декамерона» Дж. Боккаччо.

План

1. Голос автора в «Декамероне» (название и подзаголовок, их смысл; авторское вступление и заключение; другие проявления авторского голоса).

2. Жанровое своеобразие. Основные жанровые источники (фаблио, шестоднев) и их трансформация.

3. Особенности «Декамерона» как сборника новелл.

4. «Рамка» как элемент композиции: план рассказчиков и план новелл, их взаимодействие и роль в произведении; мир чумного города и мир виллы – описание, смысл противопоставления.

5. Связь «Декамерона» с гуманистической концепцией мира и человека: отношение к Слову, утопизм, диалогизм.

Литература

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1985.

Хлодовский Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

Семинар 8. Драматургическая манера У. Шекспира (трагедия «Гамлет, принц датский»).

План

1. Отличие сюжета трагедии от сюжета хроники Саксона Грамматика.

3. Особенности композиции. События, произошедшие до начала драматического действия, их смысл.

4. Трагический конфликт «Гамлета» и отражение в нем основного конфликта эпохи.

5. Мотив мести. Повторение мотива мести в линиях второстепенных персонажей, смысл этого приема.

6. Метафоры и их функция в пьесе. Метафора «разливающегося яда», ее развитие; метафора «мир – тюрьма»; метафора «мир – театр».

Литература

Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

Выготский Л. С. Трагедия о Гамлете, принце Датском // Он же. Психология искусства. М., 1965. С. 209–246, 339–498.

Комарова В. П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989.

Семинар 9. Сюжетно-композиционные особенности романа «Дон Кихот» М. Сервантеса

План

1. История создания романа.

2. Жанровое своеобразие романа. Жанровые источники (рыцарский, пасторальный, плутовской роман).

3. Особенности композиции романа. Роль мотива дороги. Система образов романа.

4. Дон Кихот. Дон Кихот и рыцарский идеал.

5. Санчо Панса. Смысл образа.

6. Смысл вставных новелл.

7. Роль романа Сервантеса в дальнейшем развитии жанра романа.

Литература

Багно В. Е. Дорогами «Дон Кихота»: судьба романа Сервантеса. М.: Книга, 1988.

Бочаров С. Г. О композиции «Дон Кихота» // Он же. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. М., 1985.

Державин К. Н. Сервантес. М., 1958.

Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.

Пискунова С. Н. Истоки и смысл смеха Сервантеса // Вопросы литературы. 1995. № 2. С. 143–169.

Светлова О. А. «Дон Кихот» Сервантеса: проблема поэтики. Л., 1966.

Семинар 10. Драма «Жизнь есть сон» П. Кальдерона как произведение барокко.

План

1. Своеобразие сюжетного развития в драме.

2. Роль первого монолога Сехизмундо в структуре пьесы. Идейно-художественная функция рефрена.

3. Символико-метафорический смысл системы персонажей и основных этапов развития конфликта.

4. Значение женских образов.

5. Смысл заключительной сцены. Как в развязке реализуется вывод героя о зыбкости границ между сном и жизнью?

Литература

Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературных и текстологических аспектах. М., 1975.

Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Он же. Творческие судьбы и история. М., 1990.