Смекни!
smekni.com

Методические указания для студентов Iкурса очной формы обучения по направлению (стр. 6 из 8)

Плавскин З. И. Испанская литература XVII – середины XIX века. М., 1978.

Силюнас В. Испанский театр XVI- XVII веков. М., 1995.

Семинар 11. Поэтика романа «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо.

План

1. Антитеза «естественного» человека и «противоестественного» общества как основа взглядов Ж. Ж. Руссо.

2. Роман «Юлия, или Новая Элоиза»: смысл заглавия, проблематика, социально-психологический смысл основного конфликта.

3. Образы главных героев.

4. Духовная драма героев. Этапы любовно-психологического и этического конфликта.

5. Художественное новаторство Ж. Ж. Руссо. Оправданность и необходимость эпистолярной формы. Специфика сентименталистского психологизма.

Литература

Занадворова Т. Л. Сентиментализм Ж. Ж. Руссо. Челябинск, 1983.

Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм ). Ростов н/Д, 1992.

Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.

Семинар 12. Трагедия И.-В. Гете «Фауст» – художественный итог и синтез немецкого Просвещения.

План

1. Эволюция замысла пpоизведения. Изменение взглядов Гете на фигуру Фауст.

2. «Споp о человеке» в тpагедии. Пролог на небе, его художественный смысл. Пролог как символико-философский «ключ» трагедии.

3. Обpаз Фауста, его эволюция в сюжете произведения. Идейно-философская наполненность этого обpаза.

4. Фауст и Мефистофель. Смысл обpаза Мефистофеля.

5. Идейно-художественное своеобpазие «Фауста». Споpы о методе, жанpе «Фауста». Синтетичность пpоизведения. Соотношение первой и второй частей произведения.

Литеpатуpа

Аникст А. Гете и «Фауст». М., 1983.

Волков И. Ф. «Фауст» Гете и пpоблема художественного метода. М., 1970.

Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987.

Верцман И. Эстетика Гете // Он же. Проблемы художественнго познания. М., 1967.

Семинар 13 . Романтизм Ж. Г. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда»).

План

1. Жизнь и поэзия Байрона.

2. Выражение мироощущения поэта в лирике.

3. Новаторство поэмы в сфере поэтической речи XIX века.

4. История создания поэмы.

5. «Паломничество Чайльд Гарольда» – энциклопедия английской жизни эпохи Байрона.

6. «Байронический герой» романтический герой-мечтатель

Литература

Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. М., 1978.

Зверев А. М. Звезды падучей пламень: жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.

Марчанд Л. А. Лорд Байрон: заложник страстей. М., 2002.

Семинар 14. Натурализм Э. Золя («Жерминаль»).

План

1. Место эпопеи «Ругон-Маккары» в творчестве Э. Золя.

2. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Э. Золя.

3. Эволюция образа Этьена Лантье

4. Вторичные персонажи романа

5. Своеобразие творческого метода Э. Золя. Сочетание документалистики с символистской литературой

Литература

Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: художественное и идейно-философское единство. Саратов, 1984.

Кучборская Е. П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. М., 1973.

Михальская Н. П. Роман Э. Золя «Жерминаль» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. С. 156–163.

Семинар 15. Гротеск и ужас Ф. Кафки («Превращение»).

План

1. Реализм повествования в новелле «Превращение».

2. Проблема «маленького человека» в контексте трагической вселенной Кафки.

3. Грегор и его семья. Что обнаруживает превращение Грегора в его родителях и сестре? Реакция каждого на происходящее. Сужение жизненного пространства семьи. Тема дверей. Распад семьи.

Литература

Адорно Т. Заметки о Кафке // Звезда. 1996. № 12. С. 120–139.

Беньямин В. Франц Кафка // Звезда. 2000. № 8. С. 121–136.

Брод М. Франц Кафка // Звезда. 1997. № 6. С. 118–151.

Кацева Е. Описание другой борьбы: история появления произведений Ф. Кафки в бывшем Советском союзе // Знамя. 1993. № 2. С. 194–200.

Карельский А. Лекции о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. 1995. №8. С. 241–248.

Набоков В. Две лекции по литературе // Иностранная литература. 2007. № 11. С. 185–233.

Семинар 16. Новаторство драмы «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта и её влияние на мировой театр.

План

1. Основные принципы «эпического театра».

2. Антивоенная направленность драмы «Мамаша Кураж и её дети».

3. Трагическая вина Мамаши Кураж – политическая и духовная слепота. Роль зонгов в раскрытии жизненной позиции мамаши Кураж.

4. Брехт и развитие драматургии XX века.

Литература

1. Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

2. Фрадкин И. М. Брехт: путь и метод. М., 1985.

3. Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.

Семинар 17. Литература «потерянного поколения» («Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя).

План

1. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!». Семантика названия. Иронический подтекст.

2. Образ Фредерика Генри и морально-этический кодекс автора.

3. Война – способ самопознания и экзистенциональное событие внутреннего мира.

4. Концепция любви в контексте современного трагического мира.

5. Особенности поэтики Хемингуэя. Принцип «айсберга».

Литература

Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.

Грибанов Б. Т. Эрнест Хемингуэй: герой и время. М., 1980.

Петрушкин А. И. В поисках идеала и героя: творчество Эрнеста Хемингуэя в 20-30-е годы. Саратов, 1986.

Финкелштейн И. Л. Хемингуэй-романист: Годы 20-е и 30-е. Горький, 1974.

Чертанов М. Хемингуэй. М., 2010 (сер. «ЖЗЛ»).

Семинар 18. Поэтика суггестивности Кавабаты Ясунари (роман «Стон горы»).

План

1. Проблема жизни и искусства в романе. Живопись как отражение души человека. Роль картины Вотанабэ Кадзанан в раскрытии основной иди романа.

2. Образ природы как символ человеческих отношений. Образы подсолнуха, дерева гинго, образ сосны. Природа как проявление совершенной красоты. Поэтика пейзажей.

3. Особенности организации романного времени. Сезонные приметы. Дискретность времени. Миг и вечность. Тишина и звук в романе

4. «Очарование вещей» в романе, их самостоятельное композиционное и смысловое значение. Многоплановость осмысления вещи.

5. Метод «ассоциативной структуры» и предметная связь в романе. Система ассоциаций в создании ассоциативного подтекста.

6. «Красота печали» – её роль в мироощущении японцев.

Литература

Герасимова М. П. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Кавабата Ясунари. М., 1990.

Федоренко Н. Т. Кавабата Ясунари. Краски времени: Очерки. М., 1982.

ТЕМЫ КОЛЛОКВИУМОВ

Коллоквиум 1. САТИРА ДРЕВНЕГО РИМА

· Петроний. «Сатирикон».

· К занятию необходимо также посмотреть х/ф «Сатирикон Феллини» (реж. Федерико Феллини, Италия-Франция, 1969).

1. Повествовательная структура романа Петрония.
2. Пародийность романа «Сатирикон».
3. «Сатирикон» как отражение социальной действительности. Пир у Тримальхиона.
4. Проблема натуралистической откровенности у Петрония и Феллини.

Коллоквиум 2. ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

· «Песнь о Роланде» (Франция).

· «Песнь о моем Сиде» (Испания).

· «Песнь о Нибелунгах» (Германия).

1. Героический эпос и его воплощение в контексте различных национальных традиций.

2. Теории возникновения произведений и проблема авторства.

3. Эпические идеи произведений как отражение общественного идеала.

4. Художественные принципы изображения в поэме (симметричность фабульных линий, вариативные повторы, гиберболизация; специфика «чудесного»; хронотоп произведения).

5. Образы эпических героев и средства их художественного воплощения.

Коллоквиум 3. ПЛУТОВСКОЙ РОМАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

· Жизнь Ласарильо с Тормеса.

1. Жанровая специфика произведения (плутовской роман).

2. Образ Ласарильо. Биография героя.

3. Общественная среда в произведении.

4. Морально-философские суждения героя о судьбе.

5. Образ реки в произведении. Река как символ жизни и судьбы героя.

Коллоквиум 4. ДРАМАТУРГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

· У. Шекспир. «Гамлет, принц датский».

1. Специфика жанра трагедии.

2. Своеобразие конфликта в трагедии.

3. Проблема мести в трагедии.

4. Система образов. Образ Гамлета, его трактовки. Специфика женских образов.

5. Идейный смысл трагедии.

Коллоквиум 5. ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА: КЛАССИЦИЗМ, БАРОККО

· Л. де Вега. «Собака на сене»

1. Смысл названия пьесы («El perro del hortelano»).

2. Трактовка любви как социальной силы (противоречие между чувством и сословными предрассудками). Конфликт пьесы, его разрешение.

3. Система персонажей и образов. Приемы создания характеров. Образ Тристана.

4. Фоновое оформление истории. Язык произведения.

· Ж.-Б. Мольер. «Тартюф, или Обманщик»

1. Правило трех единств (действия, времени и места) в пьесе.

2. Композиция пьесы. Неразрешимость конфликта.

3. Система персонажей. Комические маски и образы. Образ Тартюфа, своеобразие его построения.

4. Комическое и драматически-серьезное в пьесе.

5. Финал комедии, ее развязка ("deus ex machina").

· Дж. Донн. Элегии

1. Барочная трактовка человека и мира в творчестве Дж. Донна.