2. Обостренно-драматическое восприятие жизни, религиозно-мистические мотивы.
3. Поэтика «тяжелого стиля»: усложненный синтаксис, ритмика, метафоризм, силлогизм, парадоксы, аллюзии.
4. Тема смерти и бессмертия. Философичность поэтических рассуждений лирического героя.
Коллоквиум 6. ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ
· А.-Ф. Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско»
1. Специфика повествования.
2. Система образов. Образ Манон Леско.
3. Концепция любовного чувства в романе.
4. Роман А.-Ф.Прево как «трактат о воспитании». Морально-нравственный подтекст произведения.
· И.-В.Гете. «Страдания молодого Вертера»
1. Эпистолярная форма романа, ее смысл.
2. Пространство и время в романе. Время события и время изложения. Пространство изображенное и пространство изображения.
3. Этапы развития конфликта в произведении.
4. Интимная и социальная драма в истории Вертера.
5. Система персонажей и образов. «Силуэтность» Лотты. Образ природы и образ Вертера.
· Ф.Шиллер. «Коварство и любовь»
1. Поэтика сюжета. Социальный и этический аспекты конфликта.
2. Любовь «поверх барьеров» как центральная тема штюрмерской драмы.
3. Пространство двора и пространство частной жизни.
4. Система персонажей и образов.
Коллоквиум 7. ЛИТЕРАТУРА РОМАНТИЗМА
· Э.-Т.-А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
1. Двоемирие в новелле. Структура идеального и реального миров.
2. Соотношение фантастического и реального в новелле.
3. Система персонажей и образов. Роль образов-двойников. Образ Цахеса, его происхождение. Функции Цахеса в реальном мире. Специфика образа Кандиды.
4. Исторический и социальный фон новеллы.
Коллоквиум 8. ЛИТЕРАТУРА РЕАЛИЗМА
· П. Мериме. «Кармен». «Голубая комната»
1. Эллипс-структура («удвоенность», «двуцентровость») в новелле Мериме. Эллипсная новелла как синтетическая форма.
2. Система образов и характеров в «Кармен». Хосе и Кармен. Приемы создания характеров.
3. Реализм Мериме. Роль обстоятельств. Психология и сознание героев.
· У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
1. Смысл названия романа и его подзаголовка («роман без героя»).
2. Особенности композиции и сюжета (значение вступления и концовки, авторские вставки, комментарии и отступления).
3. Система персонажей и образов. Беки Шарп и Эмилия Седли.
4. Особенности повествования. Роль Кукольника в романе. Традиции просветительского романа.
5. Юмор, сатира, ирония и пародия в романе. Говорящие фамилии как прием сатиры и иронии.
Коллоквиум 9. ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ. НЕОРОМАНТИЗМ
· О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея»
1. Идея эстетизма о превосходстве искусства над реальной жизнью.
2. Нравственный аспект красоты в произведении.
3. Система персонажей и образов. Дориан и лорд Генри.
Коллоквиум 10. ЛИТЕРАТУРА МОДЕРНИЗМА
· У.Фолкнер. Шум и ярость
1. Фабульный материал и его организация в романе. Смысл этой организации.
2. Система персонажей. Повествовательная позиция каждой части романа.
3. Проблема и образ времени в романе.
· А.Камю. «Чума»
1. Жанровая специфика и стиль романа. Жанровые структуры романа-хроники, романа-притчи, философского романа, идеологического романа, романа-мифа. Содержательность художественной формы романа.
2. Социально-исторический и метафизический смысл образа чумы.
3. Экзистенциалистское решение проблемы человека.
4. Сущность экзистенциалистского действия, понятия абсурда и бунта, соотношение рационального и иррационального, индивидуального и социального в поведении человека.
5. Спор доктора Рие и Панлу.
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ
Гомер. «Илиада». «Одиссея»
Гесиод. «Труды и дни»
Эзоп. Басни
Эсхил. «Прикованный Прометей»
Софокл. «Царь Эдип»
Еврипид. «Медея»
Аристофан. «Лисистрата»
Плавт. «Менехмы» (в др. пер.: «Близнецы»)
Катулл. Стихотворения
Вергилий. «Энеида»
Гораций. Стихотворения
Тибулл. Стихотворения
Проперций. Стихотворения
Овидий. «Метаморфозы»
Петроний. «Сатирикон»
Лонг. «Дафнис и Хлоя»
Федр. Басни
Марциал. Эпиграммы
Ювенал. Сатиры
«Старшая Эдда»
«Беовульф»
«Песнь о Нибелунгах»
Данте (Алигьери). «Божественная комедия»
Ф. Петрарка. «Канцоньере» («Книга песен»)
Дж. Боккаччо. «Декамерон»
Ф. Вийон. Лирика. Баллады
«Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения»
Т. Мор. «Утопия»
Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
М. де Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
У. Шекспир. «Гамлет, принц датский». «Ромео и Джульетта». «Король Лир»
Л. де Гонгора. Лирика
Дж. Донн. Элегии
П. Кальдерон. «Дама-невидимка»
Л. де Вега. «Собака на сене»
Ж. Б. Мольер. «Тартюф, или Обманщик»
А. Ф. Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско»
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»
Вольтер. «Кандид, или Оптимизм»
Ж.-Ж. Руссо. «Юлия, или Новая Элоиза»
Л. Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»
Р. Бернс. Стихотворения
И.-В.Гете. «Страдания молодого Вертера»
Ф. Шиллер. «Коварство и любовь»
Д. А. Ф. (маркиз) де Сад. «Жюстина, или Несчастная судьба добродетели».
Х. Уолпол. «Замок Отранто»
М. Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
Э. А. По. «Убийство на улице Морг». «Падение дома Ашеров»
Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес»
В. Скотт. «Айвенго»
В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери» («Notre Dame de Paris»)
(А. М.) Стендаль. «Красное и черное»
П. Мериме. «Кармен». «Голубая комната»
Ч. Диккенс. «Оливер Твист». «Тайна Эдвина Друда»
У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
Г. Флобер. «Госпожа Бовари»
Ш. Бодлер. «Цветы зла»
О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея»
Г.Ибсен. «Пер Гюнт»
П.Верлен. Стихотворения
А.Рембо. Стихотворения
Б. Стокер. «Вампир» (в др. пер.: «Граф Дракула»)
Б. Брехт. «Трехгрошовая опера»
Э. Ионеско. «Лысая певица»
Ф. Кафка. «Процесс»
М. Пруст. «В поисках утраченного времени» (один из романов цикла)
У. Фолкнер. «Шум и ярость»
Т. Уильямс. «Трамвай “Желание”»
Э. М. Ремарк. «На западном фронте без перемен»
А. Камю. «Чума»
Э. Хемингуэй. «Старик и море»
Х. Л. Борхес. «Три версии предательства Иуды». «Сад расходящихся тропок (в др. пер.: «Сад, где ветвятся дорожки»).
У. Эко. «Имя розы»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Фольклор и литература. Долитературные формы словесного искусства. Представление о человеке и мире в долитературную эпоху. Понятие мифа.
2. Литература Древнего Востока: общая характеристика литературных процессов и проблем их изучения.
3. Античная литература: понятие, периодизация, родовые и жанровые формы.
4. Греческая литература архаического периода. Героический эпос. Гомеровский вопрос.
5. Дидактическая литература эпохи античности.
6. Античная трагедия и комедия: структура, тематика, персонажи.
7. Древнегреческая лирика: общая характеристика поэтической системы (элегическая и ямбическая поэзия, монодийная и хоровая лирика).
8. Древнеримская поэзия: жанры, темы, персоналии.
9. Сатирическая литература Древнего Рима.
10. Литература Средневековья: периодизация, родовые и жанровые формы. Концепция человека и мира в литературе Средневековья.
11. Героический эпос Средневековья: сюжеты, мотивы, герои.
12. Лирическая поэзия Средневековья: жанры, темы, мотивы. Рыцарский роман: циклизация, топосы, мотивы, герои.
13. Литература Возрождения: общая характеристика литературного процесса. Концепция человека в эпоху Возрождения. Плутовской роман: композиционная структура, система персонажей.
14. Художественные стили и эстетические направления в европейской литературе XVII века: классицизм и барокко.
15. Литература эпохи Просвещения: общая характеристика литературного процесса. Концепция мира и личности, идея исторического оптимизма в литературе Просвещения. Руссоизм как идейный комплекс в литературе Просвещения.
16. Сентиментализм как литературное направление: концепция мира и личности, субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ нравственной чистоты.
17. Предромантизм и литературная готика. Романтизм как художественный метод: общая характеристика литературы романтизма (концепция мира и личности, иррационализм, тема безумия, смешение реальности и вымысла в историческом повествовании, принцип «местного колорита»).
18. Реализм как художественный метод: общая характеристика литературы реализма. Реалистическая новелла: сюжетосложение, способы создания характеров, фигура повествователя.
19. Литература рубежа XIX–XX вв.: общая характеристика художественных направлений (натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм). Идеи декадентства: субъективизм, индивидуализм, аморализм.
20. Литература модернизма: общая характеристика направлений (экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, кубизм, футуризм, сюрреализм).
21. Постмодернизм как главное явление европейской литературы второй половины XX века: философия и поэтика.
ВАРИАНТ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ
1. Определите, какие признаки относятся к мифу:
а) рассказ о строении земли и неба, происхождения явлений природы;
б) произведение народного творчества;
в) произведение, героями которого являются боги и герои;
г) произведение, в котором объясняется происхождение человека.
2. Какие вселенские силы, по представлениям древних греков, породили жизнь на Земле?
а) солнце;
б) огонь;
в) вода;
г) хаос;
д) тартар.
3. Кто в Древней Греции считался самым могущественным богом на Олимпе?
а) Крон;