Смекни!
smekni.com

Методические указания для студентов Iкурса очной формы обучения по направлению (стр. 1 из 8)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (СГАУ)

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

САМАРА

2012

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (СГАУ)

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методические указания для студентов I курса

очной формы обучения по направлению

035000 – «Издательское дело»

САМАРА

Издательство СГАУ

2012

Составители: Н. А. Березина, А. А. Косицин

УДК 82 И

История зарубежной литературы: метод. указания / сост.: Н. А. Березина, А. А. Косицин. – Самара: Изд-во СГАУ, 2012. – 38 с.

Методические указания отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 035000 – «Издательское дело»; раскрывают содержание теоретической части дисциплины «История зарубежной литературы», а также содержат планы семинарских занятий, темы коллоквиумов, вопросы для подготовки к экзамену и тесты для студентов.

Рецензент: д-р филол. наук, доц. М. А. Перепёлкин

© Самарский государственный

аэрокосмический университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения……………………………………………………….

4

Содержание курса……………………………………………………

5
Список рекомендуемой литературы по курсу……………………… 14
Интернет-ресурсы…………………………………………………….. 18
Планы семинарских занятий…………………………………………. 19
Темы коллоквиумов…………………………………………………... 28
Список художественных текстов для обязательного прочтения….. 32
Вопросы для подготовки к экзамену………………………………… 34
Вариант тестового задания…………………………………………… 35

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

«История зарубежной литературы» – одна из ключевых дисциплин, составляющих основу гуманитарного образования. Этот курс позволяет студентам-первокурсникам овладеть знаниями, которые занимают особое место при подготовке будущих работников в области издательского дела и книгораспространения.

Задачами курса являются:

· получить представление о роли художественной литературы в развитии общественного сознания;

· выработать четкое понимание взаимосвязи художественного произведения и историко-культурного контекста сопутствующей ему эпохи;

· изучить основные памятники мировой литературы;

· осмыслить произведения мировой литературы как памятники, имеющие научную, эстетическую и воспитательную ценности;

· выработать у студентов навыки реферирования изучаемого материала.

Курс истории зарубежной литературы тесно связан с всеобщей историей и культурологией.

В результате изучения дисциплины студент должен научиться:

· ориентироваться в историческом процессе развития зарубежной литературы;

· анализировать творчество писателей разных эпох и народов;

· самостоятельно работать с исследованиями и художественными текстами по истории зарубежной литературы;

· конспектировать и анализировать изучаемый материал;

· готовить доклады и сообщения для семинарских занятий и коллоквиумов.

При подготовке к занятиям студенты должны разбирать указанные в списке произведения художественной литературы, ознакомиться с соответствующими учебными пособиями и научной литературой.

Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» продолжается в течение двух семестров и завершается экзаменом в конце первого года обучения; в первую сессию по дисциплине сдается зачет. Условием допуска к экзамену и зачету является посещение лекционных занятий, активная работа на семинарских занятиях и коллоквиумах, выполнение тестов, своевременная подготовка и представление плана-конспекта (читательского дневника) по прочитанной литературе из списка художественных текстов.

План-конспект должен отражать понимание студентом каждого прочитанного им произведения и конспективно, в тезисах, излагать основные черты художественного текста. В плане-конспекте необходимо высказать соображения о конкретных прочитанных произведениях по трем направлениям: историко-культурное (т.е. объяснить, чем было порождено данное произведение, какие исторические факторы претворили его в жизнь), поэтологическое (т.е. показать, как сделано произведение: каков его язык, стиль, художественные и др. особенности) и личное (т.е. обозначить характер своего – читательского – отношения к данному произведению, указав на наиболее интересную его сторону: достойную внимания художественную деталь, своеобразие сюжета или проблематику).

При подготовке к семинарским занятиям и коллоквиумам основой должны служить прочитанные тексты изучаемых произведений и конспекты рекомендуемой литературы. Лекции не должны быть единственным источником знаний по изучаемому предмету. На семинарских занятиях и коллоквиумах студент должен раскрыть реализацию творческих принципов писателя на уровне анализа отдельного произведения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Фольклор и литература

Долитературные формы словесного искусства: сказка, считалка, загадка, предание, притча, легенда. Мифическое сознание. Миф как синтез религии, философии, науки и искусства. Представление о человеке и мире. Представление о природе вещей. Понятие всеобщей персонификации. Тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени в долитературную эпоху. Представление о времени и пространстве. Феномен предсказания и пророчества.

Литература Древнего Востока

Проблема периодизации древних литератур. Древнеегипетская литература: тексты пирамид, гимны, сказки, пророчества. Шумерская и вавилонская литература: проблема заимствований. Хеттская литература и литература хурритов: анналы, хроники; «Молитвы во время чумы». Литература Древнего Китая: «Книга перемен» («Ицзину»), «Книга истории» («Щуценчу»), «Книга песен» («Щицзину»). Древнеиндийская литература: веды, гимны, наставления, философские диалоги, басни, притчи, жизнеописания; «Рамаяна», «Махабхарата». Древнеиранская литература: зороастризм; «Авеста». Древнееврейская литература: исторические книги, псалмы, Танах (Ветхий Завет).

Античная литература (Греция, Рим)

Историческое значение античной литературы, ее хронологические границы. Сохранность наследия античности.

Древнегреческий фольклор и мифология. Фетишизм, анимализм, зооморфизм, антропоморфизм, олимпийская мифология. Основные виды греческого фольклора: сказка, песня, басня.

Эпические жанры в древнегреческой литературе. Роль мифологии в развитии античной литературы. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: роль богов в развитии повествования, художественные особенности, композиционная структура поэм. Важнейшие особенности эпического стиля – масштабность, ретардация, повторы, типические места, «закон хронологической несовместимости».

Дидактический эпос. Творчество Гесиода: «Труды и дни», «Теогония». Отличие дидактической эпической традиции от героического эпоса.

Гомеровские гимны и пародии на героический эпос («Батрахомиомахия» / «Война мышей и лягушек»).

Древнегреческая лирика, ее жанровые разновидности и представители. Монодийная и хоровая лирика. Ямбическая поэзия: Архилох, Гиппонакт. Элегическое творчество: Тиртей, Мимнерм, Каллин Эфесский, Солон. Мелическая поэзия: Пиндар, Вакхилид, Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Возникновение и устройство театра в Древней Греции. Творчество Феспида. Основная проблема античной драмы – проблема должного поведения человека. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Оценка театрального и драматургического новаторства трагиков. Древнеаттическая комедия и творчество Аристофана. Пацифизм Аристофана, социально-политическая направленность его творчества. Тема неодобрения Пелопонесской войны в комедиях Аристофана: «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата».

Литература эпохи эллинизма и римского владычества. Жанр новоаттической комедии и ее литературные достижения. Творчество Менандра: «Брюзга», «Третейский суд». Александрийская поэзия: Каллимах, Феокрит. Проблема происхождения жанра романа в Древней Греции: «Дафнис и Хлоя» Лонга.

Значение римской литературы, основные этапы ее развития и периодизация. Римский фольклор и специфика римской мифологии. Римский эпос. Творчество Вергилия; художественный мир поэмы «Энеида». Становление римского театра. Первые римские поэты: Ливий Андроник, Гней Невий. Творчество представителей жанра «комедии плаща»: Плавт, Теренций. Римская поэзия и проза: Гораций, Овидий, Катулл, Тибулл, Проперций, Ювенал, Марциал, Петроний.

Литература Средневековья

Периодизация средневековой литературы: основные черты, направления, жанровая система. Проблема единства средневековой литературы: античность и христианство, фольклор и литература. Роль христианства в формировании специфического типа сознания. Библия как основа средневекового мировоззрения. Пространственно-временные представления средневековья. Своеобразие средневековой культуры и сознания, их отличие от Нового времени.