Смекни!
smekni.com

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (стр. 7 из 11)

5. Принцип гуманизма. В идеале отн-ния на уроке д/ны строится след-им образом: ученик – это человек и следовательно имеет право на ошибку, учитель – это человек и тоже имеет право на ошибку. Не знать и не уметь не стыдно. Стыдно повторять одну и ту же ошибку много раз. Как бы сильно не провинился ученик, всегда найдется то, за что его м/но похвалить.

6. Принцип игровой деятельности. Ведущим видом деятельности для младшего школьника является игра. Поэтому необходимо как можно более активнее включать её в различные этапы урока. Особенно популярны ролевые игры.

7. Принцип сохранения информации. Является одной из характеристик учителя. Учителю важно вести записи не только до урока, но и после него (как прошёл урок, какие моменты вызвали вопросы, на сколько была достигнута цель урока и т.д.), т. к. бывает, что события на уроке развивались гораздо интереснее и эффективнее, чем это было запланировано. При этом возможны вопросы: возможно ли осуществить тоже самое с др. классом, с уч-ся др. возраста, в чем причина того, что урок прошел лучше, чем было запланировано?

8. Организация творческой работы учащихся. Например, когда учащиеся знакомятся с понятиями мышь и клавиатура можно предложить написать короткий рассказ или стихотворение на тему как встретились мышиный и текстовый курсоры. Так же можно провести выставку комп. рисунков и т.п.

Тема 7. Линия формализации и моделирования. Подходы к раскрытию понятий «информационная модель», «информационное моделирование». Элементы системного анализа в курсе информатики. Линия моделирования и базы данных. Информационное моделирование и электронные таблицы. Моделирование знаний в курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования.

Методическая система состоит из 5 компонентов: цели обучения, содержание, методы, орг-ые. формы , средства обучения.

Цели обучения:

1. Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (что умеет делать компьютер? рисовать, вычислять,…), хранение информации (запоминает текст, графику,…), передача информации (от человека к комп., от комп. к комп., от комп. к человеку)

2. Знакомство с осн. понятиями, как общими (алгоритм, информация, знание, структура), так и частными (данные, имя объекта, значение, т/б).

3. Привитие навыков работы с клавиатурой и мышкой

4. Освоение способов деятельности, отражающих освоение, специфических методов информатики:

 формализация (описание условий и решение задач с ориентацией на их компьютерное исполнение)

 алгоритмизация (запись решения задачи с использованием структур типа условие, выбор и т.п.)

 решение практических задач с использованием компьютера (решение задач по математики, упражнения по русскому языку, использование программ раскрасок, ведение дневника погоды)

 решение задач предлагаемых компьютером, рисование и конструирование на компьютерах

5. формирование культуры работы с компьютером при активном развитии личности и мышления школьников.

Содержание обучения: При выборе содержания обучения необходимо руководствоваться принципом цикличности в обучении (из класса в класс повышается сложность решения задач, а формируемые способы деятельности остаётся неизменным).

Пример: (1 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь имя или за ним можно закрепить имя (монитор). Для каждого объекта они дают имя и, наоборот, отыскивают по имени этот объект; указывают объекты в задачах, дают им свои имена; (2 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может иметь несколько имен (монитор, экран, дисплей), а каждому имени может соответствовать несколько объектов. Для каждого предлагаемого объекта они подбирают имя, выделяют, что в задаче дано, а что нужно получить. Решают задачи на компьютере. (3 класс) Учащиеся усваивают: каждый рассматриваемый объект может быть по-разному описан (словесно, рисунком и т.д.), причем в жизненных ситуациях выбор имен всегда связывается со смысловым значение слов. Учащиеся самостоятельно выбирают объекты. Дают им имена, создают их компьютерные. модели (изображение). (4 класс) Учащиеся знакомятся с основными базовыми структурами (алгоритмы) и назначением основных узлов ЭВМ, производят вычисления по блок – схемам, записывают решение задачи в виде процедуры.

Содержание обучения зависит от следующих условий:

1. наличие аппаратных и программных средств обучения

2. квалификация учителя

3. количество часов, выделяемых учебным планом

4. наличие учебной и методической литературы

5. подготовленность учащихся к изучению информатики

Средства обучения: Основными средствами обучения являются компьютерные программы различных назначений:

 музыкальные и графические редакторы

 программы для решения задач на ПК

 составители кроссвордов

 различные тренажеры

В настоящее время практически не существует комплекса ППС, ориентированных на младших школьников, которые были бы доступны любому учителю информатики.

Методы обучения: (в наст. время единой классификации методов нет)

1. Информационно-рецептивный метод предполагает создание для ученика ситуации, когда возникает необходимость после внимательного прослушивания (прочтения или просмотра) инструкции,выполнить практическую деятельность с использованием ЭВМ.

2. Репродуктивный (воспроизведение продемонстрированных способов действий). При этом предполагается наличие у учащихся достаточно исходных знаний, умений и навыков. Чаще всего этот метод применяется при показе решения задачи на ЭВМ.

3. Проблемный метод направлен на обучение творческой деятельности. Пример: необх-мо найти нужный инструмент в графическом редакторе для того, чтобы составить изображение, предложенное в кач-ве образца.

4. Исследовательский метод. Явл-ся более сложным, чем (3) и для данного возраста он скорее не заключается в реш-ии некоторой проблемы, а связан с исследованием некоторого процесса. Однако использование таких методов требует большей подготовки от учителя и учеников, а процесс получения новых знаний занимает больше времени, чем использование традиционных методов.

Организационные формы: Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы в нём постоянно совмещались как индивидуальные, так и групповые (при создании кроссвордов: 1. Слова; 2. Вопросы; 3. Сетка; 4. Организует взаимодействие между группами), так и коллективные формы деятельности, основным из которых д/б игра, во время которой уч-ся пробуют себя в различных ролях.

Деятельность школьников: 3 типа

1. Деятельность развивающая мышление и речь:

- овладение простейшими схемами рассуждений аналогичного типа (Пр. схемой полного ветвления);

- овладение простейшими схемами умозаключения и схемами алгоритма вывода: а) понимание применения структуры “если, то…иначе”; б) понимание применения структуры “если…то”; в) понимание применения структуры “если усл.1 или усл.2, то… иначе”

2. Учебно – информационная деятельность

- обращение к тексту учебника или комп. для нахождения и овладения нового материала.

- Контроль своих решений. Ответы на вопросы учебника или работой комп. программы.

3. Организационно – учебная деятельность

- Индивидуальная работа при решении задачи в тетради лил на компьютере, усвоение образцов задаваемых способов деятельности и осуществление элементов самоконтроля.

- Коллективная деятельность учащихся в комп. среде, раскрытие начальных действий и операций. Обмен действиями, взаимопонимание, координация, взаимоконтроль.

Программно-педагогические средства (ППС).

В методике ППС понимается в двух смыслах:

1. Во-первых, это пакет прикладных программ для исполь-ия в процессе обучения различным предметам (объект изучения на уроках ОИВТ).

2. Во-вторых, это дидактические ср-ва, предназначенные для достижения учебных целей (напр, введение или закрепление к-л понятия, повторение и обобщение, итоговый контроль, …).

Классификация ППС.

1. Демонстрационные программы предназ. для обучения теоретическому материалу. Они помогают педагогу демонстрировать изучаемый объект или явление, проследить динамику его развития и т. п.. Обычно эти параметры основаны на мат-их, инф-ционных или имитационных моделях. Пример: “живая геометрия” или “живая физика”.

2. Контролирующие программы. Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном, рубежном или итоговом контроле знаний. При роботе с ними учащ-ся последовательно отвечают на вопросы, либо набора ответа с клавиатуры, либо выбором одного из пунктов меню. После завершения работы, ответы уч-ся анализируются и оцениваются по встроенному алгоритму.

3. Обучающие программы. Программы данного типа особенно эффективны, когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающ-ся контролю. Работа с ними сводится к предъявлению уч-ся порции инф-ции и последующим контролем. После проведения контроля, в зависимости от рез-ов, уч-ку предъяв-ют либо нов. порции инф-ии, либо предлагается заново изучить материал. В последнее время большое распространение получ. обучение программе с развитой стратегией обучения. Вместе с контрол-ми программами обучение на сегодняшний день явл. самым распространенным ППС.

4. Профессиональные программы. Эти программы применяются для предоставления уч-ся сам-ной уч. деятельности тех инф-ционных технологий, с кот. им предстоит встречаться в проф. деят-ти. Обычно в шк. использ-ся вычислительные пакеты, текстовые и графич. редакторы, эл. таблицы, СУБД, Word. Excell.

5. Комп-ые учебные среды и микромиры. Применяются при изучении различ. тем, усвоение которых направлено на формирование навыков умственных действий. Суть их заключается в том, что уч-ся предлагается определенная модель изучаемого объекта (среда). Управляя параметрами этой среды (или исполнителями, ктрые “живут” в этой среде), уч-ся может исследовать поведение этой среды, влияние на нее различных параметров, осваивать целесообразные методы управления. Пример: робот, чертежник, логомиры.