Смекни!
smekni.com

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (стр. 8 из 11)

6. Комп-ые имитаторы в лаб-ых процессах. Могут существовать отдельно, но чаще всего входят в состав обучающих ППС или учебных сред. Позволяют проводить лаб-ые исслед-ия, наиболее продвинутые имитаторы позволяют превратить ПК в измерительный прибор. В школах- редко.

7. Экспертные системы учебного назначения. Предназначены для освоения плохо формализуемых личных баз знаний экспертов и последующего использования их не специалистами.

8. Система мультимедиа. Это не столько класс ППС, сколько развитую технологию подачи материала учащимся. В наст. время предусматривает подачу визуальной инф-ции (текст на экране, рисунки, анимация, видео); аудиальной инф-ции (речь, музыка). Ведутся разработки в области тактильной и обанятельной инф-ции.

9. Игровые программы. Предназначены для проигрывания учебн. ситуации с целью выработки оптимальной стратегии. Осн. цель применения: развитие логического и абстрактного мышления.

10. Досуговые программы. Предназначены для организации внекл-ой и внешкольной деятельности уч-ся. Осн. цель: развитие внимания, реакции и т. п.

Тестирующие программы.

В настоящее время широкое применение получили тестовые контрольные программы. Условно их можно разбить на 2 типа: 1. “напишите ответ” и 2. “выберите ответ”.

Достоинства 1 типа: невозможно угадать ответ (объективность знаний); повышает навыки работы с клавиатурой.

Недостатки 1 типа: сложно обрабатывать вводимый ответ (он может быть по сути правильным, но с орфографической ошибкой); увеличивается время на обработку результатов; больше времени требуется на прохождение таких тестов (т. к. увеличивается время уч-ся при наборе ответа).

Достоинства 2 типа: проще составить программу обработки ответов; меньше времени на обработку результатов; работа с этим видом тестов не требует от шк-ков больших навыков работы с ЭВМ.

Недостатки 2 типа: можно угадать ответ (5 из 20) и есть скрытая подсказка (можно отбросить неверные ответы, т. е. логически вычислить верный ответ).

Описание идеальной тестирующей программы.

- Программа должна поддерживать оба вида тестов.

- Должна просто запускаться и рассылаться по сети.

- Возможность для преподавателя менять вопросы (т. е. должна быть универсальной);

- порядок вопросов должен быть от простого к сложному, охватывать весь изученный раздел, изменяться при каждом новом запуске.

- если в программе предусмотрено ограничение времени на ответ, то она должна демонстрировать ск-ко времени осталось.

- должна предусматривать выставление итоговой оценки после любого кол-ва вопросов.

- должна указывать вопросы, где допущены ошибки, и верные ответы к ним.

- для разных классов можно предусмотреть разные критерии оценки знаний учащихся.

- результаты тестирования ученика должны храниться в спец. файлах и после завершения тестирования сами должны быть отосланы на ЭВМ учителя, чтобы он мог знать какие вопросы из темы не изучены, плохо усвоены.

- необходимые файлы должны быть защищены от нелегального использования (зашифрованы).

Основные причины популярности ППС.

1. Возможность учебного моделирования, т.е. представление явлений в их внутреннем развитии

2. Возможность реализации методик внушения.

3. Процесс обучения можно индивидуализировать.

Вмести с тем рассматриваются и ряд недостатков:

1. Большинство обучающих программ представляют собой просто переписанный учебник, в лучшем случае с гипертекстовыми ссылками, обучение сводится к чтению текста с монитора.

2. Не все ППС учитывают индивидуальные различия учащихся. Большинство своб. распространяемых ППС не имеют описания работы с ними, а также системных требований

3. Некоторые ППС не учитывают психологич. особенности уч-ся (мелкий шрифт, голубые буквы на белом фоне)

Создавая свою собственную ППС необходимо составить инструкцию для пользователя кот. должно включать:

 обоснование целей исполь-ия ППС в уч. процессе;

 указывать для каких ЭВМ оно реализовано, какие сис-ные требования необх.

 на какой возраст уч-ся рассчитано

 на уроках каких типов и на каком этапе урока можно применять.

Тема 8. Линия алгоритмизации и программирования.

Подходы к изучению алгоритмизации и программирования. Методика введения понятия алгоритма. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих «в обстановке». Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами. Элементы программирования в базовом курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии алгоритмизации и программирования.

Проблемы развития ППС.

Наиболее удачными путями развития ППС следует считать мультимедийные технологии (МТ).

1. МТ – это совокупность методов создания и эффективного применения инф-ции, имеющие различную природу (текст, звук, графика, анимация, видео). Большинство образовательных ППС явл-ся мультимедийными.

Еще одной ППС явл-ся гипертекст.

2. Гипертекст – совокупность текстовых фрагментов по опред-ой теме, в которых некоторые слова выделены (горячие слова), активизация таких слов приводит к появлению фрагмента текста с новым материалом. Преимущество: уч-ся сам планирует свое обучение, он играет активную роль, т. е. может выбирать интересующие его темы. Очень часто в гипертекстовые документы вставляется не только текст, но и графика, анимация, видео, … Данная технология получила название гипермедиа.

3. Гипермедиа – эта технология позволяет сделать обучение более наглядным.

4. Электронные книги – разновидность ППС, для которой характерно постраничное построение уч-ого материала на ЭВМ. Эл-ые книги бывают:

 Энциклопедические (огромный объем разнообразной инф-ции).

 Тематические (материал на какую-то тематику).

 Контролирующие (выявить уровень подготовки ученика).

Проблемы, возникающие при использовании мультимедийных ППС:

I Соц. проблемы. Процесс информатизации общества, след-но инф-ии образования в первую очередь зависит от того, как воспримут нововведение люди и преподаватели в частности.

1. Не желание большинства учителей менять сложившуюся методику преподавания. Обычно у рядового учителя имеется сложившаяся методика преподавания, решится на эксперимент по внедрению мультимедийных технологий в учебный процесс способен далеко не каждый (при этом положительность такого эксперимента никто не доказал) при этом увеличивается время на подготовку занятий, необходимо время и усилие на овладение инф. технологиями и т.д.

2. Отсутствие должной подготовки учителей предметников. В настоящее время в большинстве пед. ВУЗов отсутствуют целенаправленные программы по овладению студентами новыми инф. технологиями.

3. Отсутствие достаточного количества средств вычислительной техники в школе. Как правило в обычной школе имеется кабинет информатики не вполне предназначенный для проведения совместных уроков.

4. Выделяя деньги на приобретение комп. класса или его модернизацию управление образования не тратит не копейки на ППС, в итоге учителя приобретают пиратские диски.

5. В наст. Время производить мультимедийные ППС просто не выгодно. Школам и ВУЗам денег на их приобретение практически не выделяются, поэтому оплачивать работу специалистам нечем. Это приводит к тому, что в большинство дисков ориентировано на использование в домашних условиях.

6. Отсутствие единой гос. политики в области информат-ии образования.

II. Проблемы качества ППС. Неоднократно подчеркивалось, что один из самых главных дидактических принципов – наглядность, поэтому использование мультимедийных ППС поможет показать изучаемый объект или явление в его развитии. Сегодня можно наблюдать разрыв между возможностями и полеченными результатами при использовании мульт. программ.

1. К разработке ППС не привлекаются опытные преподаватели, методисты и программисты.

2. Осн. видом предъявления материала является текст. Это приводит к быстрой утомляемости детей, ухудшение здоровья, урок не эмоционален, а дети пассивны.

3. Не редки случаи неверного выбора цветовой гаммы и др. оформления.

4. Распространение программ без методических указаний и технической документации, при этом проблема применения ППС на уроке возлагается на учителя (на уроке какого типа, время на изучение и т.д.) что приводит к тому, что многие положительные способы использования ППС учитель просто не знает.

III. Психологические проблемы.

1. Т.к. большинство образовательных ППС ориентированы на работу в домашних условиях, учителю в системе ученик – компьютер нет места, это приводит к тому, что ученик попадает в непривычную для себя среду получения и контроля знаний.

2. Если в школе случается так, что дети стремятся на интересный урок к учителю, то при обучении на компьютере этого не происходит. Во многом это связано с тем, что ППС не учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, санитарно – гигиенические нормы и быстро утомляет детей.

3. В настоящее время мультимедийные ППС предлагают директивный стиль изложения материала, отсутствие возможности для творчества и самореализации. Недостаточная продуманность методов повышения мотивации обучения и интеллектуального развития личности.

4. Средства мультимедиа позволяют обогатить учебный процесс, однако существует опасность чрезмерного увлечения готовыми материалами в ущерб творческой деятельности учащихся на уроке. Ученик по отношению к компьютеру должен играть не только подчиненную, но и ведущую роль. Оптимально когда эти виды деятельности чередуются, т.о. компьютер подчиняя и подчиняясь деятельности человека ведёт за собой его психологическое развитие, формируя не только новые знания по предмету, но и развитие творческих способностей либо наоборот. Вести к формализации мышления, шаблонности, без инициативности. Следовательно, компьютерное опосредование учебного процесса может вести как к прогрессивному так и регрессивному развитию личности.