Успешная реализация компетентностного подхода должен быть задачей государства, так как именно ему надлежит четко обозначить и утвердить список ключевых компетенций, это позволит выполнить государственный заказ на подготовку не просто квалифицированных, а компетентных кадров.
Елхимова О.А.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Приоритетной задачей профессионального образования является подготовка педагогических кадров, способных эффективно и творчески работать в условиях современной школы. Все это требует качественного обновления в подготовке преподавателей, личностная и профессиональная компетентность которых является важным условием раскрытия потенциальных творческих способностей школьников. Компетентностный подход в обучении является способом достижения нового качества образования. Суть компетентностного обучения заключается в акцентировании внимания на результате образования, причем он оценивается не в сумме усвоенной информации, а в способности успешно действовать в проблемных ситуациях.
Педагог-музыкант в общеобразовательной школе должен владеть целым комплексом компетенций, соответствующих требованиям общества к специалисту. Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды школьников, убеждения, вкусы. В многоплановой деятельности учителя музыки мы выделяем следующие базовые музыкально-педагогические компетенции: инструментально-исполнительские предполагают владение навыками игры на музыкальном инструменте, вокально-хоровые предполагают владение вокально-образной передачей поэтического текста, музыкально-теоретические компетенции предполагают владение теоретической базой, закономерностями музыкального языка, владение чистой интонацией, развитый музыкальный слух. Личностная и профессиональная компетентность учителя является важнейшим условием раскрытия потенциальных способностей учащихся.
В музыкальном развитии студентов большое значение имеет активное слуховое восприятие. Оно обеспечивает глубокое проникновение в закономерности музыки, постижение ее специфики. Цель статьи – выявить приемы работы на занятиях сольфеджио со студентами колледжа в рамках специальности «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области музыки», которые способствуют развитию музыкально-слухового восприятия. Музыкально-слуховое обучение студентов представляет собой комплекс разнообразных умений и навыков. В результате обучения студенты должны: свободно читать нотный текст как выученный, так и с листа; уметь грамотно анализировать элементы музыкальной речи и определять их на слух, подобрать аккомпанемент к мелодии, иметь развитую память и чувство ритма. Все перечисленные компоненты имеют важное значение в профессиональной деятельности студентов, получающих дополнительную музыкальную подготовку.
Значительной проблемой музыкально-слухового обучения является проблема интонирования. Чистота интонирования понимается как единство качества звучания, процессов восприятия и осмысленного исполнения. Интонация рассматривается в тесной связи с активной мыслительной деятельностью. Таким образом, формирование чистой интонации представляет собой сложное явление, складывающееся из нескольких моментов: восприятие, музыкально-слуховые представления, слуховой контроль, слуховое внимание. Чистота интонирования зависит от условий, связанных с элементами музыкальной речи: ритма, темпа, регистра, сопровождения, стиля и склада изложения, метрических особенностей, тонального плана и др. В работе по формированию чистой интонации мы опираемся на диагностику исходного состояния студентов. Это давало возможность проследить динамику их музыкально-слухового развития. Такая диагностика позволяла понять в каждом отдельном случае причины нечистой, или неосознанной интонации и наметить пути ее изменения, развития с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.
Практика работы по музыкально-слуховому воспитанию показывает, что существует несколько типичных вариантов отклонения от чистой интонации: завышенное или заниженное интонирование, отклонение в обе стороны. Студенты не всегда могут самостоятельно слышать и исправлять эти недочеты. На занятиях складывается следующая ситуация: когда поет один студент, остальные, не принимающие участия в пении, ведут себя пассивно, не «соинтонируя» пению (Б.Асафьев). Не настроены они и на контроль над интонацией поющих студентов, т. е. они в данный момент как бы выключены из рабочего состояния, безучастны к происходящему процессу. Выявляя отдельные недостатки студентов в интонировании, мы заметили, что интонация в большей степени зависит от сформированность ладового ощущения, являющейся основой чистого интонирования. Работу по развитию ладового чувства мы проводим в разных направлениях: занятия только с камертоном, сочинение мелодических оборотов на опорных звуках, окружение их неустойчивыми звуками с обязательным разрешением их. Эффективность этой работы повышалась при сочетании с наглядными способами музыкально-слухового развития, как работа по «Столбице», с ручными знаками-символами релятивной системы. Совокупность этих приемов способствовала выработке ладового слуха, что приводило процесс интонирования из интуитивного в осознанное.
Таким образом, материалы наблюдений показали, что пути формирования чистого интонирования лежат через сформированность ладового чувства, развития слуховых представлений, активизацию мыслительных процессов. Профессиональная компетентность становится средством развития личности, предполагающее наличие у будущего специалиста таких качеств, которые позволят ему наиболее эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Список литературы
1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М., 1985.
2. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. М., 1986.
3. Пидкасистый П. И. Педагогика.- М., 2003.
Ивашова Н.А.
ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ХОРОВОЙ ПАРТИТУРОЙ
Одной из актуальных проблем педагогического колледжа является подготовка студентов к профессиональному самообразованию – необходимому фактору компетентности будущих специалистов. В области музыкальной педагогики проблема самообразования, в свою очередь, связана с высоким уровнем профессиональных интересов и стремления к обновлению своих знаний, что может быть достигнуто при условии интенсификации познавательной деятельности сегодняшнего студента и завтрашнего учителя. Под формированием самообразовательной компетенции студентов мы понимаем самоуправляемую познавательную деятельность, в процессе которой студент систематически и целенаправленно овладевает знаниями, умениями и навыками помимо учебной программы в целях духовного и профессионального совершенствования.
При формировании у студентов самообразовательной компетенции в работе над хоровой партитурой предлагаю использовать такие формы, методы и приёмы работы, как: самостоятельный поиск и использование теоретической и исторической музыкальной информации; пополнение музыкально-слухового фонда через активное слушание и музицирование; мысленное вслушивание в текст музыкального произведения; игра хоровой партитуры на музыкальном инструменте (фортепиано); пение студентом голосов каждой партии; анализ хоровой партитуры; составление исполнительского плана хорового произведения; составление плана разучивания произведения с хором; отработка определённых дирижёрских жестов (перед зеркалом); дирижирование хорового произведения.
Одна из самых важных задач педагога – научить своих воспитанников работать над партитурой самостоятельно. Работу со студентами над партитурой нового произведения можно подразделить на три основных этапа: ознакомление, изучение, исполнение. Первый этап – ознакомление – может иметь разные формы. Здесь целесообразнее использовать форму мысленного вслушивания в текст. Второй этап работы над партитурой – изучение её за фортепиано. Отметив в партитуре места наиболее трудные в интонационном, ритмическом, ансамблевом и других отношениях и уяснив методы преодоления этих трудностей, студент составляет план работы с хором на определённое число репетиций, имея ввиду следующий порядок: 1.работа над интонацией, ритмом, звуком; 2.работа над фразой, словом, нюансом, темпами, вокальной выразительностью (окраской), ансамблем; 3.работа над формой в целом (соподчинение отдельных элементов, выделение главного).
Большую пользу студентам приносит письменный анализ партитуры: это приучает их более точно формулировать свои мысли. Вот круг вопросов, который полезно охватить в аналитической работе. Общие сведения: а) авторы музыки и литературного текста (краткие биографические сведения, эпоха, творческий облик, основные произведения и др.) б) год создания сочинения, его опус, жанр, тип и вид хора, тональность, диапазон общий и по голосам. Идейно-образное содержание хорового произведения как единства музыки и слова: а) текст: сюжет, художественный смысл (идея, литературная форма (стихосложение); б) музыкальное воплощение художественного образа: прочтение композитором литературного текста, влияние текста на создание на создание музыкальной формы произведения. Роль отдельных выразительных средств партитуры в создании целостного художественного образа: тематизм, принцип развития материала, мелодика, гармония, ладотональный план, полифония различных видов, голосоведение, темпы, нюансы, роль солиста и инструментального или оркестрового сопровождения, использование регистров голосов, хоровая оркестровка, метроритм, словесные обозначения композитора, форма в целом. Все музыкально-вокальные выразительные средства рассматриваются в их взаимосвязи и художественном единстве с текстом. Стилистические особенности произведения: идейно-художественная ценность произведения.