Смекни!
smekni.com

Санкт-Петербург «Искусство-спб» (стр. 212 из 212)

Bachelard S. 314

Bandrillart Н. 631

Benedict R. 485

Benveniste E. см. Бенвенист Э.

Bodin J. см. Воден Ж.

Bornelh G. de см. Борнейль Ж. де

Braudel F. см. Бродель Ф.

Burbank J. 222

Carnap R. 536

Caroll Marden C. 54

Chartier 341

Chaunu P. 631

Cizevskij D. 492

Curtins E. R. 492

D'Arco S. A. 306, 310

Delpech F. 324

Delumeau J. см. Делюмо Ж.

Divet Ch.-Z. 261

Doresse J. см. Дорес Ж.

Dornseiff F. 492

Eliade M. см. Элиаде М.

Forti E. 310

Foucault M. 197, 491

Francastel P. 72

Ginzburg C. 276

Greimas A. см. Греймас А.-Ж.

Greyer D. 326

Grimaud M. 184

Hallet P. E. 361

Hartmann A. 310

Heppe Н. 633

Hitchcock E. V. 361

Jackson Н. 566

Jakobson R. см. Якобсон P. O.

Janssen J. 630

Klincksieck C. 52

KJuckholm C. 485

Kloskowska A. 485

Kovâcs Z. 629

Kroeber A. 485

Lacan J. 184

Lafont et Redondo J. 324

Lathuillère R. 261

Latimore O. 267

Lazar M. 548

Le Goff J. см. Ле Гофф Ж.

Leach E. 534

Lever M. 73

Levi-Strausse С. см. Леви-Стросс К.

Lock A. 268, 594

Lulle R. см. Люллий Р.

Macfarline A. см. Макфарлен А.

Maistre J. de см. Местр Ж. де

Malkiel M. R. L. de см. Малькиель M. P. Л. де Mathauserova S. см. Матхаузерова С. Mauro T. de 155

Mausse M. cm. Мосс M. Migne J. P. 51

Moshu L. 45

Naudé G. 631

Nauert Ch. 632

Newson J. см. Ньюсон Дж. Osborn M. 630

Panofsky E. см. Панофский Э. Pelpech F. 73

Phillippe II 345

Piekarczyk S. 267

Prigoźin J. см. Пригожин И. Reed A. W. 361

Regny V. de 309

Reicher C. 371 Revel J. 341

Rice D. см. Раис Д. Rokkan S. 485

Roskoff G. см. Роскоф Г. Rosselo J. 51

Rousseau J.-J. см. Руссо Ж.-Ж. Ruwet N. см. Рюве Н. Saito K. 167

Saussure F. de см. Соссюр Ф. де Schapiro M. 259

Schofer P. см. Шофер П. Sebeok T. A. 559

Searle J. R. см. Серл Дж. Shaw T. J. 228

Simons J. 485

700

Standford W. 310

Stapleton T. см. Степлетон Т. Stengers J. см. Стенгерс И. Szilard L. см. Сцилард Л. Tallemant Р. см. Таллеман П. Todorov Tzv. 263, 631

Trevor-Roper Н. R. 632

Turing А. М. см. Тьюринг А. М.

Vovelle М. см. Вовель М.

Wada S. 167

Warning R. 640

Worsley P. см. Ворсли П.

Составитель А. Ю. Балакин

701

Содержание

Ю. М. Лотман. Люди и знаки [Вместо предисловия]....................... 5

КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ

Постановка проблемы ................................................ .. 12

Система с одним языком .............................................. .. 14

Постепенный прогресс ................................................ ... 17

Прерывное и непрерывное ............................................. ... 21

Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение........... ... 26

Мыслящий тростник.................................................. .. 31

Мир собственных имен ................................................ ... 35

Дурак и сумасшедший................................................ ... 41

Текст в тексте (Вставная глава) ........................................ ... 62

Перевернутый образ.................................................. ... 73

Логика взрыва....................................................... . 101

Момент непредсказуемости............................................. . 108

Внутренние структуры и внешние влияния.............................. . 116

Две формы динамики................................................. . . 120

Сон — семиотическое окно ............................................ .. 123

«Я» и «Я»............................................................ .. 126

Феномен искусства .................................................... .. 129

«Конец! как звучно это слово!»......................................... .. 137

Перспективы.......................................................... .. 141

Вместо выводов....................................................... .. 146

ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ

Введение ............................................................. . 150

Вводные замечания.............................................. .. 150

После Сосюра .................................................. . 153

Часть первая

Текст как смыслопорождающее устройство

Три функции текста.............................................. 155

Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты

(О двух моделях коммуникации в системе культуры).............. .. 163

Риторика — механизм смыслопорождения........................... 177

Иконическая риторика......................................... 194

Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст... 203

Символ — «ген сюжета».......................................... 220

Символ в системе культуры........................................ 240

Часть вторая

Семиосфера

Семиотическое пространство ............................. ... 250

Понятие границы ............................. ... 257

702

Механизмы диалога ................................................. 268

Семиосфера и проблема сюжета ...................................... 276

Символические пространства ......................................... 297

1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах.................................... .... 297

2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте......... 303

3. Дом в «Мастере и Маргарите»............................ ... 313

4. Символика Петербурга .................................... .... 320

Некоторые итоги.............................................. ... 334

Часть третья

Память культуры. История и семиотика

Проблема исторического факта .................................... 335

Исторические закономерности и структура текста ................... 339

Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры?.................................... 363

О роли типологических символов в истории культуры.............. 371

Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? .......................................... 385

Заключение ............................................................. 389

СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Введение............................................................ .... 392

Культура и информация ............................................ .... 393

Культура и язык .............................................. .... 396

Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры

XI—XIX веков .................................................... .... 400

/. Семантический («символический») тип.......................... 402

//. Синтаксический тип ............................................ 407

///. Асемантический и асинтаксический тип ......................... 410

IV. Семантика-синтаксический тип.................................. 415

Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика........ 417

О двух типах ориентированности культуры ............................ .... 425

О моделирующем значении понятий «конца» и «начала»

в художественных текстах .............................................. 427

Семантика числа и тип культуры ......................................... 430

Текст и функция (совместно с А. М. Пятигорским)........................ 434

К проблеме типологии текстов ........................................... 442

О типологическом изучении культуры................................. .... 447

Некоторые выводы ...................................................... 457

СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

О метаязыке типологических описаний культуры .......................... 462

О семиотическом механизме культуры (совместно с Б. А. Успенским)........... 485

Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) (совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) ................................ 504

Миф — имя — культура (совместно с Б. А. Успенским) ...................... 525

Динамическая модель семиотической системы. ................ 543

Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума ..... 557

Феномен культуры ......................568

Мозг — текст — культура — искусственный интеллект............. 580

Асимметрия и диалог.......................590

К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект)......... 603

Память культуры. ...............................·························· 614

Технический прогресс как культурологическая проблема...................... 622

Культура как субъект и сама-себе объект. .......................... 639

О динамике культуры ........................... 647

МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ

О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры ................ 664

О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры .. 666 Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов ............. 668

О мифологическом коде сюжетных текстов .................................. 670

Память в культурологическом освещении.................................... 673

Архитектура в контексте культуры. .................................. 676

Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому (от 19 марта 1982 г.) ........... 683

От издательства.................................... 685

Указатель имен ..................................... 688

Лотман Ю. М.

Л80 Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с.

ISBN 5-210-01488-6

Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотиче­ской теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии («Культура и взрыв» и «Внутри мыслящих миров»), статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

ББК 81

Научное издание

Юрий Михайлович Лотман

СЕМИОСФЕРА

Культура и взрыв

Внутри мыслящих миров

Статьи. Исследования. Заметки (1968—1992)

Редакторы Н. Г. Николаюк, Т. А. Шпак Компьютерная верстка С. Л. Пилипенко Компьютерный набор Г. П. Жуковой Корректоры Л. Н. Борисова, Т. А. Румянцева

ЛР № 000024 от 09.Х.98.

Подписано в печать 07.IX.2000. Формат 70 X 100 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Физ. печ. л. 44,0. Усл. печ. л. 57,2. Тираж 5000 экз. Заказ 1790. Издательство «Искусство—СПБ». 191014 Санкт-Петербург, Саперный пер., 10, оф. 8. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых ком­муникаций. 197110 Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.