Смекни!
smekni.com

Санкт-Петербург «Искусство-спб» (стр. 1 из 212)

Ю.М.ЛОТМАН

Семиосфера

Культура и взрыв

Внутри мыслящих миров

Статьи

Исследования

Заметки

Санкт-Петербург «Искусство-СПБ»

О метаязыке типологических описаний культуры

О семиотическом механизме культуры

Миф — имя — культура

Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума

Феномен культуры

Технический прогресс как культурологическая проблема

Культура как субъект и сама-себе объект

О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры

Память в культурологическом освещении

Содержание.. 4

Люди и знаки1 8

Культура и взрыв. 13

Постановка проблемы.. 14

Система с одним языком.. 16

Постепенный прогресс. 19

Прерывное и непрерывное. 23

Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение. 28

Мыслящий тростник. 33

Мир собственных имен. 37

Дурак и сумасшедший. 43

Текст в тексте (Вставная глава) 64

Перевернутый образ. 75

Логика взрыва. 103

Момент непредсказуемости. 110

Внутренние структуры и внешние влияния. 118

Две формы динамики. 122

Сон — семиотическое окно. 125

«Я» и «Я». 128

Феномен искусства. 131

«Конец! как звучно это слово!». 139

Перспективы.. 143

Вместо выводов. 148

Внутри мыслящих миров.. 151

Введение. 151

Вводные замечания.. 151

После Соссюра.. 153

Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство. 155

Три функции текста. 155

Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) 159

Риторика — механизм смыслопорождения. 166

Иконическая риторика. 175

Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст. 179

Символ — «ген сюжета». 189

Символ в системе культуры.. 201

Часть вторая. Семиосфера. 206

Семиотическое пространство. 206

Понятие границы.. 209

Механизмы диалога. 215

Семиосфера и проблема сюжета. 219

Символические пространства. 229

1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах 229

2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте. 232

3. Дом в «Мастере и Маргарите». 237

4. Символика Петербурга. 241

Некоторые итоги. 248

Часть третья. Память культуры. История и семиотика. 248

Проблема исторического факта. 248

Исторические закономерности и структура текста. 250

Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры? 262

О роли типологических символов в истории культуры.. 266

Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? 274

Заключение. 276

Введение. 277

Культура и информация. 278

Культура и язык. 281

Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI—XIX веков 285

1. Семантический («символический») тип. 287

II. Синтактический тип. 293

III. Асемантический и асинтактический тип. 296

IV. Семантико-синтактический тип. 301

Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика. 303

О двух типах ориентированности культуры.. 312

О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах 313

Семантика числа и тип культуры.. 317

Текст и функция1 320

К проблеме типологии текстов. 330

О типологическом изучении культуры.. 335

Некоторые выводы.. 346

Статьи и исследования. 348

О метаязыке типологических описаний культуры.. 348

О семиотическом механизме культуры.. 370

Тезисы к семиотическому изучению культур1 (в применении к славянским текстам) 391

Миф — имя — культура. 417

I. 417

II. 428

III. 429

IV.. 433

Динамическая модель семиотической системы.. 437

Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. 451

Феномен культуры.. 463

Мозг — текст — культура — искусственный интеллект. 476

Асимметрия и диалог. 487

К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) 500

Память культуры.. 513

Технический прогресс как культурологическая проблема. 521

Культура как субъект и сама-себе объект. 538

О динамике культуры.. 547

Мелкие заметки, тезисы.. 562

О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры.. 563

О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры.. 565

Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов. 567

О мифологическом коде сюжетных текстов. 569

Память в культурологическом освещении. 572

Архитектура в контексте культуры.. 576

Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому. 583

От издательства. 584

I. 585

II. 585

III. 585

IV.. 585

V.. 586

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 586

Содержание. 609

Содержание

Ю. М. Лотман. Люди и знаки [Вместо предисловия]........................... 5

КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ

Постановка проблемы ...................................................... 12

Система с одним языком ................................................... 14

Постепенный прогресс...................................................... 17

Прерывное и непрерывное .............................................. 21

Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение........ 26

Мыслящий тростник........................................................ 31

Мир собственных имен ..................................................... 35

Дурак и сумасшедший ...................................................... 41

Текст в тексте (Вставная глава) ............................................. 62

Перевернутый образ........................................................ 73

Логика взрыва............................................................ 101

Момент непредсказуемости................................................. 108

Внутренние структуры и внешние влияния................................... 116

Две формы динамики...................................................... 120

Сон — семиотическое окно ................................................ 123

«Я» и «Я»................................................................ 126

Феномен искусства ........................................................ 129

«Конец! как звучно это слово!»............................................. 137

Перспективы.............................................................. 141

Вместо выводов........................................................... 146

ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ

Введение ................................................................. 150

Вводные замечания.................................................. 150

После Сосюра ...................................................... 153

Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство

Три функции текста................................................. 155

Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры).... 163

Риторика — механизм смыслопорождения............................. 177

Иконическая риторика............................................... 194

Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст....... 203

Символ — «ген сюжета»......................................... .. 220

Символ в системе культуры........................................ 240

Часть вторая. Семиосфера

Семиотическое пространство .................... 250

Понятие границы ........................................ 257

Механизмы диалога ................................................. 268

Семиосфера и проблема сюжета ...................................... 276

Символические пространства ......................................... 297

1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах......... 297

2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте............ 303

3. Дом в «Мастере и Маргарите».................................. 313

4. Символика Петербурга .......................................... 320

Некоторые итоги.................................................... 334

Часть третья. Память культуры. История и семиотика

Проблема исторического факта....................................... 335

Исторические закономерности и структура текста ...................... 339

Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры?........ 363

О роли типологических символов в истории культуры.................. 371

Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? .............. 385

Заключение ............................................................... 389

СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Введение.................................................................. 392