Смекни!
smekni.com

Новые смыслы в социальной работе: теория и практика (стр. 18 из 38)

В любом деле мы должны иметь образец для подражания, некий эталон. И здесь он неизмеримо высок: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лука, гл. 6, ст. 36).

Неизмеримое милосердие Божие к роду человеческому, которое каждый из нас во всей полноте испытал на себе, выдвигается как образец, наглядная картина в деле помощи несчастным. Таким его сторонам, как долготерпению и милосердию к злым людям несомненно нужно учиться: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3,9).

В Священном писании милосердию Божию усваивается целый ряд эпитетов и определений. Оно называется великим, вечно продолжающимся во веки веков, простирающимся на тысячу родов, неизменным, возвышенным как небеса, наполняющим землю, обильным, богатым, несравненным, полным сострадания и полным нежности.

Кто же является объектом господнего милосердия? Это любящие и повинующиеся Богу, надеющиеся на Него, оставившие злое и раскаявшиеся, угнетенные. Более того, Божье милосердие простирается на всех тех, на которых Он хочет: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 918).

Господь вменяет людям быть милосердными, Сам подавая пример. При этом Он указывает, что милосердие приятнее для Бога, нежели жертвоприношение. Милосердие должно быть напечатано в сердце.

Человек должен творить дела милосердия с радостью ко всем, включая и животных. И нужно помнить, что, согласно учению Священного Писания, творящий дела милосердия делает благо себе самому, получает жизнь, правду и славу, получит и сам милосердие: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Матф. 6,14). Более того, Господь угрожает наказанием тем, которые живут без милосердия: «... суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (Осия 4,1).

Как Сам Иисус Христос жил бедным, так и мы должны заботиться о бедных. Библия призывает подавать бедным без сожаления, с щедростью, охотно и от доброго сердца, без тщеславия. Мы не только сами должны помогать бедным, но и других должны в этом обязывать. И здесь опять-таки проводится зависимость между бедняками и самим Господом. Тот, кто милует бедных, тот почитает Бога (Притч. 14, 31); кто милует бедных - в заем дает Богу ( Притч. 19,175). Кто насмехается над бедными, тот не почитает Бога (Притч. 14, 31; Притч. 17,5). Для пояснения этого аспекта необходимо сделать краткий экскурс в православную экклезиологию (учение о Церкви). Апостол Павел учит: «Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12,5). Апостол и более буквально называет Церковь телом Христовым: «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во Всем» (Ефес. 1,22-23). Христос соединяется с душами верующих. Русский духовный писатель М.А. Новоселов писал: «Христианство нечто соборное; члены Церкви суть молекулы одного организма ... Совершенно так, как в яблоне или нашем теле. Заразилась одна “клеточка”, болеют все. Полили вы корни, а ветки получили воду. Для церковника “Церковь” не только организация, но еще и Организм, не только система или учение, а Живая Личность. И эта Личность - Христос». Вот здесь-то и зиждится смысл, основание для проявления милосердия во всех его видах. Каждый нищий, убогий, больной -страдающий член единого Тела, которое есть Церковь. Помощь ему есть помощь всей Церкви. Более того, и это самое главное, помощь страдающему есть служение Самому Христу, ибо Церковь есть мистическое Тело Христово. И это не аллегория, а величайшая божественная реальность, открытая нам в откровении. Именно на этом основании зиждилась вся социальная политика Православной Церкви во все последующие времена, о чем мы вкратце упомянем ниже.

II

Евангельские заповеди добра и милосердия не были оставлены без внимания вселенским церковным сознанием. Уложения канонического права, выраженные в правилах Вселенских и поместных соборов, развивают заповеди Христа Спасителя. Девятое правило поместного Собора Сардийского, бывшего в 347 году, гласит: «Епископы должны суть помогати сиротам и вдовцам». Согласно одиннадцатому правилу Феофила епископа Александрийского, «вдовцы и нищие, и пришельцы странии от Церкви да питаются, и всяко угодие да приемлют». Замечательны и правила четвертого Вселенского Собора 437 года: «Сущих в причте Церковнем, аще повезет закон на сохранение недошедших возраста детей, да не отрекутся: или аще епископ повелит, сиротам и вдовцам прилежание творите».

Российская православная государственность, усвоившая духовное богатство Византийской империи, своими первыми актами поручила окормление несчастных попечению духовенства. Великий князь Владимир в своем Уставе от 996 года провозгласил: «Бабы, вдовцы, задушные человецы, прикладницы, странницы, нищие, монастыри и бани их, и врачи их, больницы и врачи их, пустыницы, странноприимницы, и кто святая одеяния иноческая свержит, те все по древнему Уставу Святых Апостол и Святых Отец и Благочестивых Православных Царей Святым церквам даны Патриарху, или митрополиту, или епископу, в коемждо аще пределе будут, да ведает их той и управу дает и рассуждает».

Особенно среди духовенства, в деле призрения немощных и неимущих выделялись монахи Киево-Печерского монастыря.

Последующие русские великие князья и государи также оставляли это богоугодное дело на попечении Церкви. При этом не нужно думать, что сами они устранялись от дел благотворительности. Сами являясь членами Церкви, они не могли не разделять общецерковной направленности в этом вопросе. Они делали богатые вклады в дела общественного призрения и щедро раздавали милостыню, видя в этом исполнение своего христианского долга. Слова Господа, что трудно богатому войти в Царство Небесное, вдохновляли русских государей на стремление к особому виду православной святости. Русские святцы пополнялись плеядой святых благоверных князей, воплотивших в жизнь идеал христианской любви и милосердия.

Из духовных лиц особо прославились благотворением Нифонт епископ Новгородский (ум. 1156 году), Лука епископ Ростовский, Св.Петр митрополит Киевский и всея России (ум.1325 году) и многие другие их благочестивые потомки и преемники.

Указы о церковной благотворительности можно найти в «Судебнике», изданном в 1550 году, и в «Стоглавнике», составленном в1551 году на бывшем в Москве соборе духовных особ.

При императоре Петре Великом содержание больниц и богаделен лежало на обязанности приказов, сначала Патриаршего, затем Монастырского, а в 1721 году все это относилось к Святейшему Правительствующему Синоду. В царствование императрицы Екатерины Великой существовала инструкция Коллегии Экономии, согласно которой Синод «имеет попечение прилагать, между прочим, о призрении богаделенных домов и в них содержащихся». Эта попечительная преемственность сохранялась и при последующих российских православных самодержцах, помогавших Церкви нести ее великое социальное служение в деле помощи страждущим согражданам.

III

В послереволюционные годы определенная государственная политика полностью отстранила Церковь от социальной работы, сосредоточив ее в руках светских учреждений. Но частная церковная благотворительность не прекращалась никогда, даже в самые тяжелые годы существования Церкви. Но вот, наконец, здравое рассуждение взяло верх, и церковно-государственные взаимоотношения заметно потеплели. Начавшийся религиозный ренессанс стал открывать новые перспективы во взаимоотношениях Церкви и общества. Не обладая теми финансовыми возможностями, как дореволюционная, Церковь взяла направление на духовное водительство и помощь своим страждущим пасомым.

Условия современной жизни, динамичной и нестабильной, поддерживают человека в постоянно напряженном состоянии, что неизбежно заканчивается стрессами. В столь сложном водовороте событий человек, потерявший внутренний ориентир и опору, не в состоянии выжить без ущерба для собственного здоровья, в том числе и психологического, а потому совершенно не случайным явилось решение о заключении соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви, подписанном 12 марта 1996 года. Подобное же соглашение заключено и с Министерством социальной защиты населения.

Обеспечение здоровья народа, формирование здорового образа жизни и сохранение генофонда нации невозможно без учета взаимозависимости духовного и физического здоровья человека. Поскольку корень любой болезни в грехе, нарушении Богом установленных норм жизни, то и лечиться он должен комплексно, сочетая духовные средства с врачебной помощью, а также с созданием соответственных благоприятных социальных условий.

Нарушение Христовых заповедей, утрата страха Божия, то есть и внутреннего контроля и ответственности за свои действия, приводит к увеличению количества брошенных детей и оставленных состарившихся родителей, росту алкоголизма и наркомании, что в свою очередь ведет к деградации, разрушению интеллектуальности и творческого потенциала нации, сохранить который совместными усилиями надеются духовенство, здравоохранение и работники социальной сферы.

В Красноярском крае сформированы рабочие программы и работает комиссия по взаимодействию. Были открыты храмы Святого великомученика Пантелеймона в городской клинической больнице N 20 и мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при краевой больнице.

Разрабатываются пути церковного курирования больницы скорой медицинской помощи, краевой детской больницы, краевого наркологического диспансера. Существует распоряжение Преосвященнейшего епископа Антония об окормлении ближайшими храмами районных центров социальной защиты населения. В них теперь проводятся церковные таинства исповеди и причащение, священнослужители поздравляют подопечных с церковными праздниками, молятся о их здоровье.