Смекни!
smekni.com

Новые смыслы в социальной работе: теория и практика (стр. 25 из 38)

4. По всей видимости, именно недоверие к формальным институтам посредничества делает затруднительным свободное перемещение работников на рынке труда. Вследствие этой несвободы работники оказываются закрепленными ментально и фактически за своим рабочим местом, пусть даже и не позволяющим реализовать свои личностные возможности и потребности.

5. Для изменения имиджей ГСЗ и ЧКА необходима целенаправленная информационная работа, причем не носящая конкурентного характера. Как видно из результатов исследования, ГСЗ и ЧКА работают на пересекающихся, но всё же во многом отличных сегментах рынка, к тому же работают по поводу решения одной и той же важной социальной проблемы. Социальная реклама деятельности ГСЗ и ЧКА с элементами конкурентного характера, скорее всего, может только нанести ущерб и без того неадекватным имиджам, а следовательно, и деятельности этих институтов посредничества.

Список литературы

1. Анализ экономической ситуации и рынка труда //Служба занятости. Красноярск, 1999.

2. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы //Человек и труд. 1996. № 5.

3. Гильдингерш М. Основные положения теории безработицы в рыночной экономике и оценка возможностей их трансформации для анализа безработицы в России // Труд за рубежом. 1996. № 1.

4. Глазунов А. Рынок труда в Российской Федерации // Человек и труд. 1996. № 10.

5. Кабалина В. Институты посредничества при трудоустройстве и перспективы политики на рынке труда. М., 1999.

6. Князев В.Н., Тихонова Е.В. Анализ баз данных состояния рынка труда и занятости населения Балашихинского района. М., 2000.

7. Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала: история и современность // Управление персоналом. 1998. № 12.

8. Куликов В. Социальный вектор изменения реформационной модели // Российский экономический журнал. 1996. № 9.

9. Малева Т.М. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы // Государственная и корпоративная политика занятости. М., 1998. С. 10-35.

10. Петров С.В. Проблемы занятости в современной России // Социологические исследования. 1995. № 5.

11. Политика противодействия безработице. М., 1999.

12. Похвощев В. Адаптация к рыночному типу занятости //Человек и труд. 1997. № 3.

13. Симоненко С. Особенности рекруитмента в России //Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6.

14. Феофанов К.А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России //Социологические исследования. 1995. № 9.

15. Чернина Н.В. Социальные проблемы безработных // Социологические исследования. 1996. № 11.

Ю.В.Леонтьева*

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Социальная политика государства, а также вся инфраструктура социальной работы занимают особое место среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод. Для реализации задач социальной политики в нашей стране создаются институты социальной сферы, в частности система социального обслуживания населения, которая предоставляет объемный перечень социально-экономических, правовых, медицинских, психологических, бытовых и иных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Современная политическая, экономическая, социальная ситуация, сложившаяся в России, весьма не проста и противоречива. Инфляция, дефицит бюджета, снижение уровня производства, неустойчивость властных структур государства, снижение уровня жизни населения, безработица, резкая дифференциация населения по доходам, увеличение числа неблагополучных людей – все эти явления требуют принятия государственных мер по обеспечению социальной защиты и безопасности граждан.

Одно из направлений деятельности государства по социальной защите населения - это социальное обслуживание. Закон «Об основах социального обслуживания в РФ», принятый в 1995 году, определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Этот же Закон дает определение понятию «трудная жизненная ситуация» - как «ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно» [1]. Механизмы социальной защиты населения, созданные на начальном этапе рыночных реформ в России, оказались неэффективными при нарастании кризисных явлений в экономике и социальной сфере, что сегодня привело к резкому снижению уровня жизни населения и, прежде всего, граждан старшего поколения. Плюс к этому обесценились трудовые финансовые сбережения, что существенно ухудшило материальное положение пожилых людей, поскольку крайне низкие размеры пенсий не обеспечивают пенсионерам приемлемого уровня жизни.

Старость зачастую сопровождается одиночеством, болезнями, невозможностью самообслуживания, в нашей стране еще и малообеспеченностью, социальной незащищенностью. Стареющий человек испытывает изменения в организме: сокращение его функциональных возможностей. Происходит изменение роли пожилого человека в обществе и семье и, как правило, большинство людей не готовы к таким переменам в своей жизни. Именно поэтому пожилым людям необходимо уделять больше внимания и заботы, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества.

Организация Объединенных Наций прогнозирует, что к 2001 году возраст каждого десятого жителя Земли превысит 60 лет. А к 2025 году (при общей численности народонаселения в 8.5 млрд чел.) 1.2 млрд чел. перешагнут шестидесятилетний рубеж. Современная ситуация может быть названа «демографической революцией», поскольку средний возраст населения становится выше, а численность детей и подростков сокращается.

«К 1995 году доля граждан пожилого возраста в составе населения России (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) достигла самого высокого уровня за период с 1959 года и составила 20.6%. В настоящее время 30.2 млн россиян относятся к старшему поколению. Как и в других странах мира, старение населения стало заметным явлением, влияние которого на ход социального, экономического и культурного развития России еще не получило всесторонней оценки.

Прогноз демографического развития России до 2010 года указывает на ожидаемое сохранение высокой доли пожилых людей. Обнаруживается стабильность старения нации на фоне уменьшения общей численности населения, а также будущих тенденций рождаемости и смертности. В 2010 году доля детей до 15 лет, в общей численности населения, составит в среднем 18%, а пожилых людей – 21%. К 2010 году на 1000 трудоспособных россиян будет приходиться 645 нетрудоспособных по возрасту (детей до 15 лет и граждан пожилого возраста), в том числе 349 пожилых людей» [6, с.43].

В Красноярском крае 485.5 тыс. чел. принадлежат к старшему поколению. К особенностям, характеризующим демографическую ситуацию в крае, можно отнести, во-первых, более низкую продолжительность жизни мужчин по сравнению с женщинами (в возрастных группах 50-59 лет доля мужчин – 46%, женщин – 54%, а в возрасте 70 лет и старше доля мужчин составляет всего 26%, а женщин - 74%); во-вторых, проживание в сельскохозяйственных районах 20% пожилого населения, в городах – 15.2%; в-третьих, наличие около 55 тысяч (9%) одиноких людей из 613 тысячи пенсионеров по возрасту и инвалидности. Названные особенности требуют организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, создания сети учреждений и служб для оказания медико-социальной помощи пожилым людям.

Основной задачей социального обслуживания граждан пожилого возраста является не просто предоставление требуемой помощи или услуги, а стремление сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным. Важным является обеспечение безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра социальных услуг. В соответствии с этими задачами в Красноярском крае создана и функционирует сеть социальных учреждений и служб для пожилых людей. На 1 января 1999 года в регионе открыто 28 Центров социального обслуживания населения, создано 17 специализированных отделений, 10 отделений медико-социальной помощи, 15 отделений дневного пребывания на 155 мест; в 16 территориях края работает 40 отделений сестринского ухода на 338 мест. Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в крае, созданная сеть в текущем году не сократилась, а расширилась. Так, в 1998 году было организовано 84 социальных квартиры для престарелых, 19 отделений сестринского ухода на 124 места, 10 отделений дневного пребывания, 4 отделения социальной помощи на дому.

Можно выделить следующие формы осуществления социального обслуживания: нестационарное, полустационарное, стационарное.

Социальное обслуживание на дому реализуется в целях максимального продления пребывания пожилых граждан в привычных социальных условиях, поддержания их социального статуса, защиты законных прав и интересов. Обслуживанием на дому в крае охвачено более 16 тыс. чел., в том числе по возрастным категориям: от 60 лет до 74 – более 6.5 тыс. чел.; от 75 до 90 лет – около 7.0 тыс. чел.; от 90 лет и старше – более 500 человек. Если рассматривать количество обслуживаемых пожилых граждан на дому по социальным категориям, то 928 человек являются участниками ВОВ, из них 535 - инвалидами войны; около 5.5 тысячи - участниками трудового фронта, примерно такое же количество - ветеранами труда; 6 тысяч - одинокими пенсионерами, свыше 5.5 тысячи - ветеранами труда; около 50 человек - инвалидами детства.